Почему дети так боятся получить плохую оценку? Нередко они испытывают из-за этого сильное нервное напряжение, которое может доставить им и их родителям серьёзные неудобства. Что в таком случае делать? Попробуем разобраться в этом вопросе вместе с экспертом телеканала "Мама", практикующим психологом, кандидатом наук, руководителем "Лаборатории психологии и здоровья" НМИЦ ТПМ Минздрава России, Михаилом Хорсом.
Причины страха плохой оценки?
За страхом плохой оценки зачастую стоит популярный "синдром отличника", когда ребёнку крайне важна исключительно положительная оценка его учёбы или какого-то поступка. В таком случае совершенно логично, что все отметки ниже отличной ребёнок будет воспринимать болезненно, испытывать чувство неудовлетворённости и даже несправедливости по отношению к нему.
Следующий момент – это субъективизм оценки. Безусловно, есть определённые правила, по которым выставляются отметки. Однако здесь стоит учитывать разные интеллектуальные способности детей. Традиционно оценка "4" ставится за две ошибки, но для кого-то совершить всего лишь две ошибки – уже большой результат и это стоит адекватно оценить.
Иногда родители настаивают на том, что ребёнок должен получать сплошные пятёрки. В таком случае он, боясь разочаровать своих родителей, или инстинктивно чувствуя, что его будут ругать за неудовлетворительные отметки, начинает сильно нервничать и переживать.
Страх перед плохой оценкой берется в большей степени от родителей, но еще и от учителей. Когда родитель справляется с собственной боязнью плохих оценок, он может это транслировать и своему ребенку. Я собственному сыну сказал, когда он притащил двойку, первую в своей жизни, какой он молодец и как это круто, поздравляю! Почему? Двойка, как я ему объяснил, тоже хорошая оценка, она показывает, что он не знает. С помощью двойки мы определяем, какие еще знания мы можем получить. Что же в ней плохого?
Как не бояться плохих оценок?
Во-первых, заранее подготовьте ребёнка к тому, что в школе он будет получать оценки, как хорошие, так и, возможно, плохие. Однако родительская любовь от этого не уменьшится. Во-вторых, важно понимать – отношение ребёнка к плохой оценке напрямую зависит от реакции его родителей. Поэтому, если изначально вас переполняют негативные эмоции, дайте себе время успокоиться и только тогда начинайте разговор с ребёнком. Поддержите его, посочувствуйте и спокойно предложите варианты решения проблемы. Если ребёнок уверен, что плохая оценка получена им случайно, и он знает, как исправить ситуацию, выслушайте его и подбодрите, а не подавляйте его инициативу.
Толкование тех или иных событий в жизни – задача родителя. Они должны быть реалистичными, они действительно должны помочь ребенку становиться лучше. Если их родитель дает, то и ребенок будет нормально относиться. Например, двойка бывает, давай будем стараться получать пятерки, для этого нужны нам силы, которые мы не будем тратить на переживания из-за двойки. Давай лучше посвятим эти силы твоему развитию. Если такое отношение в семье, то ребенок не будет бояться совершать ошибки. Двойка – признак ошибок. Если мы не боимся совершать ошибки, то мы пробуем и делаем.
И, наоборот, если человек разрешает себе только безошибочное поведение, на "пятерочку", то тогда его будут преследовать страхи попробовать что-то новое, сделать что-то необычное в жизни. Но здесь есть техника безопасности: если ребенка растили в этой концепции, что двойка — это плохо, и он уже в подростковом возрасте и тут неожиданно БАХ, ему уже 16 лет, а ему говорят: "Ничего! Двойка – нормально, получай!". Это изменение толкования, когда наслаивается на подростковый кризис и нигилизм, то подросток может взять это как нездоровое оправдание своей лени или слабостей - раз двойка это нормально, то я даже не буду и стараться. Если мы всю жизнь одно транслировали, а потом другое, то это может привести к такому эффекту.
Старайтесь не сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Это вряд ли пойдёт ему на пользу, а скорее наоборот – подорвёт его внутреннюю уверенность в себе. Не говорите заранее, что у ребёнка ничего не получится, и он не справится. Вполне вероятно, что после такого неутешительного напутствия, ваше чадо будет бояться совершить ошибку, а соответственно начнёт попросту бояться плохих оценок или, что ещё хуже, начнёт в будущем их от вас скрывать.
Не забывайте про поощрения. Сделайте акцент на том, что одинаково преуспеть во всех предметах не так-то просто. Порой, одни дисциплины даются с гораздо большим трудом, чем другие, и это абсолютно нормально.