Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что проблема
готовности ребенка к школе на сегодняшний день - основная для
огромного большинства родителей и воспитателей детей
пяти-шестилетнего возраста.
Многие специалисты в области дошкольной педагогики и детской психологии
также обеспокоены вопросом, как подготовить ребенка к школе,
чтобы он был способен справляться со все возрастающей школьной
нагрузкой, и, в то же время, не нарушить, не деформировать
закономерный процесс психофизиологического развития дошкольника.
Известный факт: свыше 90% сегодняшних выпускников (называется
устрашающая цифра - 98%) страдает теми или иными отклонениями в
физическом развитии. Миопия, нарушения осанки, расстройства
пищеварения, - эти хронические заболевания часто являются
следствием отрицательной психосоматической реакции на чрезмерно
завышенные требования среды к ребенку. И вместо того, чтобы чутко
отзываться на эти сигналы бедствия, посылаемые нам организмом
ребенка, мы продолжаем увеличивать и увеличивать школьную и
садовскую нагрузку.
Известно, что палеонтологическая эволюция
человеческого вида заметно отстает от социо-культурной эволюции
общества. Социо-культурная, технологическая эволюция - это
совокупный продукт интеллектуальной работы огромного числа
мыслителей, исследователей, открывателей различных времен и
народов. Тогда как устройство мозга современного человека и закономерности
его развития мало чем отличается от его сверстника, жившего сто,
двести, триста, тысячу лет назад.
Причина многих проблем в психофизиологическом развитии
ребенка (родившегося здоровым) видится в том, что современное
общество слишком рано начало предъявлять завышенные требования к
интеллектуальному развитию детей, забыв о том, что невозможно
построить основательный дом, не возведя под ним прочного фундамента.
Доказано, что увеличение массы детского мозга в онтогенезе
происходит за счет разрастания новой коры (высших отделов мозга),
что в большей степени происходит благодаря целенаправленному
обучению ребенка в онтогенезе. Тогда как глубинные отделы отвечают
за энергетическое обеспечение и выживание организма. Однако
апологеты социологизаторского направления в возрастной
психологии не учитывают того факта, что целенаправленное обучение
ребенка должно идти в ногу с закономерным биологическим развитием
детского мозга.
Школьная и садовская программы составлены
так, что, вместо того, чтобы
дать детям возможность последовательно пройти все необходимые
стадии самостоятельного исследовательского поиска (опираясь на
помощь учителя, но только в необходимом для ребенка объеме) и
только потом ознакомиться с результатами деятельности Великих,
малыша с самого раннего возраста целенаправленно пичкают далеко
не всегда своевременными и необходимыми для его развития знаниями.
Натаскивая на чтение, письмо и счет, не дают развиваться базальным
основам для развития детского мышления: ощущениям, восприятию,
воображению, перегружая детскую память огромным количеством
чужого словесного мусора.
Особенно деструктивно подобная система обучения влияет на
психическое развитие мальчиков. Мужскому мозгу в большей степени
свойственна правосторонняя асимметрия, они учатся и познают мир,
больше опираясь на образные взаимоотношения с миром.
У мальчиков позже, чем у девочек, мышление начинает опираться на
речь. Поэтому в старшем школьном возрасте мальчики, чье развитие
шло естественным путем, обладают отлично развитой способностью к
абстрактно-логическому мышлению, тогда как у девочек оно чаще
застревает на стадии вербально-логического.
Так как мальчикам в большей степени свойственно с интересом
заниматься тем, что для них актуально прямо сейчас, так как их
мозг более сфокусирован на решении поисково-исследовательских
задач сегодняшнего дня, они легко познают мир точных наук. Только
хорошо разбираясь в точных науках, можно действительно идти в
ногу со временем.
Что же происходит с интеллектуальным развитием мальчика в школе?
В начальной школе царит культ словесности.
Гуманитарные науки полностью зациклены на прошлом. Но не
настолько далеком, чтобы изучать мифологию, художественное,
музыкальное творчество классиков, и постигать окружающий
мир в символах и образах, являющихся основой основ восприятия
окружающего мира. Дети заучивают стихи, пишут диктанты,
изложения по воспринятому на слух тексту, натаскиваются в
скорочтении на текстах, представляющих весьма сомнительную
художественную ценность, и не имеющих никакого музыкального,
цветового, двигательного, то есть вызывающего различные
ассоциации, сопровождения.
И к средней школе, когда появляются такие предметы, как физика,
геометрия, биология, для усвоения которых необходимо отлично
развитое воображение и образное мышление, детям ничего не
остается делать, как продолжать пользоваться своей
выдрессированной слухоречевой памятью, а в отличники выходят
ребята, способные зазубривать огромные тексты.
Так как все время
до этого никто из взрослых не занимался построением психической
базы для развития мышления ребенка, он начинает опираться на
то, что осталось от его памяти: слухоречевую память. А это для
многих мальчиков становится непосильной задачей.
Таким образом, актуальнейшей задачей для родителя, педагога,
стремящегося начать подготовку ребенка к школе, и, в то же
время, не желающему навредить его психическому и физическому
развитию, является изучение закономерностей развития высших
психических функций в онтогенезе и лежащих в их основе базальных
факторов психического развития.
Следующей задачей родителя и педагога является развитие
способности не торопить события, умения уважать сегодняшние
интересы ребенка. И вовремя переключаться, когда доминанта
детского развития переместилась из центра на периферию или
наоборот.
Например, в первые два года жизни высшей психической функцией,
занимающей центральное место в интеллектуальном развитии младенца,
является восприятие. Базальными факторами развития этой функции,
которыми природа наделила ребенка от рождения, являются
модально-специфические (вкус,
обоняние, осязание, слух, зрение), кинетический, кинестетический.
Естественно, что задачей обучающих взрослых не может в это время
быть обучение чтению или письму. Основной задачей взрослого в
этот период
является организация той развивающей среды, в которой ребенок
будет осуществлять деятельность по дальнейшему совершенствованию
своего вкуса, обоняния, зрения, слуха, тактильной
чувствительности, сенсо-моторики. Чтобы потом, когда придет
время, ребенок сам научился читать и писать, минимально опираясь
на помощь учителя.
Следующей задачей обучающих взрослых является систематическое
ведение дневника развития ребенка. Это поможет сориентироваться в
той уникальной, свойственной именно этому малышу, линии развития,
его скорости и темпах. В дневнике обязательно должна
прослеживаться динамика развития ребенка: малышу больше
свойственно пошаговое движение, или наблюдаются периоды
замедления, скачков, регрессии.
В пять с половиной лет можно провести первую мягкую диагностику
готовности к школе. Выявив те факторы, которые могут попасть в
группу риска, интенсивно поработать над выявлением и устранением
причин неовладения тем или иным навыком, который будет помогать
ребенку в учебе. В шесть лет, если ребенок испытывает трудности в
овладении общими и тонкими движениями, затрудняется в определении
схемы своего тела и плохо ориентируется в пространстве,
необходимо проконсультироваться с детским психологом.
Следующей по значимости задачей является выбор школы в
соответствии с направленностью детских способностей.
В первую очередь необходимо не пытаться реализовать через ребенка
свои амбиции, свои несбывшиеся мечты, а трезво оценить
наследственный фактор и актуальный уровень развития различных
способностей ребенка. Прогноз обучаемости по тем или иным
предметам может сделать только очень подготовленный специалист.
Поэтому, дорогие мамы и папы! Если у вас в семье почти все -
гуманитарии, и у ребенка пока не выявлено одаренности к
математике или другим точным наукам, не спешите отдавать малыша в
математическую школу, только потому, что учиться там престижнее.
Подождите до окончания начальной школы, которую постарайтесь
подобрать, максимально учитывая потребности развития вашего
ребенка: близость от дома, психологическая
совместимость с педагогом, легкость вхождения в детский
коллектив, осуществление учителем индивидуального подхода.
Тогда к моменту перехода в среднюю школу (даже другую) ребенок
будет иметь настолько положительный опыт общения с обучающей
средой, его тело, эмоции, интеллект достигнут той степени
зрелости, что он будет способен легко адаптироваться к различным
условиям обучения.
Привет,
На кой таблица?!! :-)))))))) С умножением важно понять:
- в каких ситуациях оно, родимое встречается (то, что в педагогике называют "моделями")
- как оно связано с другими частями арифметики
- какие от него дорожки ведут к более крутой математике
- как его лучше изучать, то есть в каком порядке, на каких моделях...
Модели:
- площадь (три на пять метров)
- "каждому по..." (у каждого дракона из пяти по три головы; каждому из пяти детей дали по три печенья)...
- "дележ" (три пиццы разделили на пять частей - это ОЧЕНЬ важная модель)...
- "комбинации" (сколько химер разных можно сделать из трех голов и пяти тел)
- "счет с перескоком" (если будешь считать тройками: три, шесть... и пять троек так пересчитаешь, на чем остановишься - это удобно делать по таблице Зайцева, но модель сама довольно неудобная детям)
- "деньги" (каждый день тебе платят по три доллара, сколько заработаешь через пять дней)
- "физика" (координатная прямая с шагами по ней, время и скорость, масса и единицы вещества, объем и плотность...)
- "симметрия" (если сложить бумагу в четыре раза, и вырезать три дырки, сколько дырочек будет на снежинке? и еще, мое любимое: "если зеркало раскрыть на 1/4 круга, положить туда три коровы - сколько всего коров увидишь, считая отражения?")
Модели денег, и некоторые физические, работают для всех реальных чисел (отрицательных, дробных, целых). Площадь работает для дробных и целых. Остальные удобнее использовать для целых положительных. Интересно всегда вводить в вопросы ноль - "а если после налета рыцарей у пяти драконов останется по нулю голов?" :-) Детям обычно нравится нулевая длина и ширина...
СРАЗУ с умножением стоит вводить деление: "Если из кустов торчат шесть птичьих ног, сколько там прячется птиц?" (оговорить про одноногих и т.п. :-))) В этом отношении очень люблю модель дележа, там сразу все вместе... Показать связь со сложением и вычитанием можно на модели "счета с перескоком" (счет тройками...) На этом арифметика кончается, в общем, и начинается интересное :-))
А именно, связи с другими областями математики. Комбинации - понятно, комбинаторика, но еще и теория вероятности (лучше изучать на играх - придумывать простые игры и спрашивать, справедливы ли они, скажем, я выиграю на сумму двух кубиков семь, а ты на сумму двух кубиков три). Симметрия - геометрия (на зеркале углы и т.п. классно), фракталы. Физика, понятно... С алгеброй связана связь между умножением и делением - ведь деление, в сущности, это операция решения уравнения, потому что там надо угадать, на что бы умножалось...
Да, а про таблицу. Советую завести коробочку умножения, или лучше - доску умножения (к которой можно кнопками прицеплять легко). Как только в игре умножение возникает, скажем, сколько ног у двух котов, на бумажку записываете 2*4=8 и прицепляете на доску. Когда накопится побольше, можно сортировать, искать в них красивые узоры (у девятки интересно!), и т.п.
И уж потом можно трюки всякие использовать для запоминания, на пальцах есть интересные :-) Вот я Вам план своей книги пересказала. Пишите, если вопросы есть :-)
2001-07-18, Мария Д.
Ответ на вопрос Марии Д., который куда-то исчез...
Как известно, проблема связи обучения и развития – это камень преткновения большинства теорий в возрастной психологии (это я не для Вас уточняю:))), а для тех, кто только начал интересоваться этим вопросом:)).
Обучение ведет за собой развитие или развитие ведет за собой обучение?
Я даже позволила себе употребить научный термин в популярной статье (хотя не люблю этого делать). Почему? Потому что эдаким диссонансом хотела привлечь внимание читателей к этому понятию («онтогенез» - чтобы словарики открыли, почитали:)) и реанимировать интерес читателей именно к понятию «генезис», «развитие» и немножко отвлечь от "обучения", на котором некоторые обучающие взрослые немного подвинулись:)
Может ли обучение чему-либо включаться в понятие «развитие»? Да.
Должно ли развитие стать целью обучения? Нет. Иначе развитие станет мишенью, именно в буквальном смысле этого слова.
Если подготовка к школе (развитие) становится мишенью целенаправленного обучения, то развитие ребенка (физическое, психическое) может пострадать.
Целенаправленное обучение (когда мы знаем, чему учить и как учить ребенка) – это инструмент развития, мы можем использовать его всякий раз, когда он поможет развитию, и должны отказаться, когда он может навредить. Поэтому тот, кто хочет именно целенаправленно обучать, ставить оценки, устраивать контрольные проверки полученных детьми знаний и приобретенных навыков обязан знать «устройство»:) детей лучше всех, чтобы не деформировать и не тормозить их развитие.
Конечно, мама, взявшаяся обучать своего ребенка читать в год или два, может и не знать, что такое онтогенез, филогенез, морфогенез, функциогенез и т.д. Но только в том случае, если она не поставила своей целью обязательно научить его читать. А производит пробы: так, в год не пошло – подождем, ага, в два тоже не пошло – значит, сейчас для его развития важнее другое.
В три – никак, зато рисует самозабвенно, лепит, как бог:)
А в четыре она вдруг обнаруживает, что он стал заглядывать в книжку и показывать пальчиком на одинаковые буквы – искать закономерность…
Если же мама во что бы то ни стало решила обязательно научить его читать в три года, она может целенаправленным обучением навредить его развитию.
Поэтому важно: внимательно наблюдать за развитием ребенка, максимально обогащать среду-фон развития, смотреть, что ребенок из этой среды выбирает сегодня, что выберет завтра, и оказывать необходимую помощь в требуемом самим ребенком объеме. Если ребенок просит: «Мама рисуй, а я посмотрю» - прекрасно, рисуйте. Продолжает наблюдать, а сам не рисует - не нужно заставлять, расстраиваться, опускать руки. Если маме не нравится рисовать, но она обязательно хочет научить рисовать ребенка – это тупик…
2001-07-12, Элла Прокофьева
Прямо как Доктор Джекил и Мистер Хайд. Ну, извиняюсь, зачем???? Меня прямо в дрожь бросает каждый раз, буквально! Письмо вот это красивое, это я к тому собственно...
"Должно ли равитие стать целью обучения?" Тут, наверное, зарыты все собаки...
ЧТО есть цель обучения? Уж не говоря о цели развития...
Пожалуй, на практике, и в последнее время особенно, может, от увлечения новыми игрушками (то есть свежепонятыми механизмами?) я стала придумывать игры скорее "развивательные" чем обучательные. А может, тут вопрос терминологии. В общем, цели -гм, игр (чтоб избежать страшно-непонятного "цели обучения") да, так цели игр - понимание каких-то довольно глубинные понятий... Но поиск этих понятий я все же делаю не по психологическим "вехам развития", а по академическим предметам. Скажем, есть понятие "символ" (в математике и т.п.) и оно проникает везде... Или понятие "гармония"... Вот и придумываю серию игр с понятием "символ"... Например, "лица Чернова" http://www.naturalmath.com/chernoff.swf Оно развивает, по всем признакам, такое "обучение"... Пыталась делать поиск глобальных понятий, скажем, по Пиажетским "стадиям" - плохо получается. Пыталась делать поиск по нейролингвистическим "схемам" (внутри-наружи и т.п.) - поздно уже, это все до года-двух по видимому :-)))
А поиск в предметах идет на основе интересов ребенка. Сажусь и думаю - ага, дочка интересуется, скажем, как прилипала живет на акуле. Что это? Симбиоз. А чего пример симбиоз? Это пример взаимодействия двух организмов. Пришли к глобальной идее: "Взаимодействие организмов". А какие еще бывают взаимодействия (то есть уже пошли вниз, отрабатывая СПОСОБЫ представления идеи)? Еще бывает паразитизм, хищник-жертва, конкуренция и т.п. Идея взаимодействия явно развивающая - подавая мне еду из тележки в магазине, дочка сказала, что мы "симбиоты, как акула и прилипала". И потом классифицировала разные взаимодействия...
Кстати, не вижу, честно говоря, как это все связано сподготовкой к школе... Едниственную тоненькую ниточку от своих мыслей веду - что поиск глобальных идей, связей может помочь ребенку ориентироваться в ЧУЖИХ системах знаний - когда ребенок может связать это со своими интересами. Сейчас уже дочка может с полпинка любое занятие (разбор посуды, уборку, счет) превратить в ролевую игру про любимые персонажи... Это бы в школе помогло, наверное...
А про онтогенез... Страшнее пистолета :-)). Не слово, а зачем применено...
2001-07-13, Мария Д.
Жаль, что Вы не ответили на мой предыдущий вопрос...
Интерпретировать результаты теста может только специалист, который его проводил. Ведь я сейчас знаю то же, что и Вы: 130 - весьма высокий интеллект и 110 - "хорошая" норма.
Существует большое количество факторов, весьма информативных для специалиста высокого класса: внешний вид ребенка, его антропометрические характеристики, контактность, эмоциональная лабильность, объем необходимой помощи взрослого, умение обращаться за помощью и т.д. и т.п.
Изменяется ли эффективность применения интеллекта от изменений среды, от эмоционального состояния ребенка, от личности учителя (ведь его 130 может загубить учитель с 90, а его 110 повысить учитель со 140)?
Кроме того, существует такое понятие, как индекс возрастного снижения одних интеллектуальных способностей и повышения других.
Все эти факторы необходимо учитывать, поэтому я и написала о дневнике, отражающем динамику развития ребенка с раннего детства.
Почему я написала о бесполезности применения формальных тестов готовности к школе?
Способствовала ли обстановка, в которой проводилось тестирование, выявлению истинного показателя интеллектуального развития ребенка? Скорее всего, да.
А теперь представьте, что во время тестирования в кабинет врывается разъяренный завхоз Иванов и кричит, что если еще раз он заметит проявления актов "вандализма над кранами";) в туалете для мальчиков, он устроит такое, что никому и в страшном сне присниться не могло. По существу, все полученные после этого данные можно считать недействительными. А срывом урока (контрольная работа, например) это не считается, и учитель ставит оценку, не делая скидку на появление завхоза Иванова.
В статье о говорила о нейро-психологической диагностике готовности к школе.
2001-07-13, Элла Прокофьева
Леночка, ну пожалуйста, не стреляйтесь, без Вас хуже, чем с Вами!!! :-)))) Давайте лучше думать, что дочке интересного можно найти при таком раскладе... И как расклад можно изменить.
Сначала про изменения. Главное, иметь хорошие отношения с учителем. Учителю нужно, чтоб у него жизнь была легка. Поэтому любые проекты ему предлагать надо так, чтоб он был в полной уверенности, что от этого ему легче будет. Скажем, многие мои знакомые делают так: дают ребенку с собой в школу, от себя, дополнительные задания по математике. В Штатах это так распространено, что есть специальные стандартизованные программы для этого, скажем, ребенок сидит в уголке и на лаптопе делает нечто компьютерное, тоже по математике, но на пару лет старше :-)) Вам я бы такого не советовала предлагать, а просто - "Моя дочка очень любит математику, и она себя спокойнее чувствует и меньше отвлекается (учителю легче!), если ее хорошенько загрузить на ее уровне, вот я подумала, если бы я (учителю ничего не надо делать!) ей дала с собой листик примеров (показываете - нечто невинное, а уж потом можете ей давать головоломки и т.п.), так чтоб она могла это делать, когда закончит задания полегче... Я бы это все проверяла дома..."
Еще некоторые школы разрешают по отдельным предметам ходить в другой класс...
Адапатация - можно с дочкой изучать, как педагоги придумали детям изучать математику, и другие антропологические исследования... Можно делать задания разными способами... Можно находить связи сложения с высшей математикой...
2001-07-14, Maria D
С репетиторами я вроде научилась разбираться :-) Могу опытом делиться... Во-первых, лучше всего занятия вместе проходить, как бы ты тоже учишься - но заодно буфером работаешь, если репетитор что-то не то с ребенком делает, быстренько его на себя переключаешь... Потом, при такой системе можно задавать темп. Во-вторых, сразу даешь им понять, что мелкие навыки и техники тебя не особенно интересуют, а интересуют, во-первых, глобальные идеи, во-вторых, участие в настоящей работе. В английском это будут, к примеру, интересные грамматические конструкции (глобальная идея) в контексте чтения настоящих английских интересных книг (настоящая работа). А уж произношение разных звуков - дело сто пятое и придет в процессе :-))) Кстати, через Напстер можно скачать тексты английских книг и их же в аудио файлах!!!
А с возрастом и интеллектом... Вот у моих знакомых интернетских ребенок в шесть лет закончил программу средней школы... Не уверена, что он при этом умел завязывать себе туфли :-) Он НЕ взрослый...
2001-07-16, Мария Д.
Не обсуждая в подробностях саму статью (сказно уже много), очень хочу еще раз отметить самую важную, на мой взгляд, мысль:
>>>Таким образом, актуальнейшей задачей для родителя, педагога, стремящегося начать подготовку ребенка к школе, и, в то же время, не желающему навредить его психическому и физическому развитию, является изучение закономерностей развития высших психических функций в онтогенезе и лежащих в их основе базальных факторов психического развития.>>>
(Онтогенез - индивидуальное развитие организма; совокупность преобразований, претерпеваюмых организмом от зарождения до конца жизни).
>>>Следующей задачей родителя и педагога является развитие способности не торопить события, умения уважать сегодняшние интересы ребенка. И вовремя переключаться, когда доминанта детского развития переместилась из центра на периферию или наоборот">>>
Как часто об этом забывают (или не знают)!
Саму же статью я воспринимаю как пролог к следующим:)
2001-07-15, Надежда Григорьевна
Всего 62 отзыва Прочитать все отзывы.