Наверное, ни для кого не секрет, что к моменту поступления в школу у будущего первоклассника уже должна сложиться многогранная самооценка. В противном случае построить взаимоотношения с учителями и сверстниками ему будет гораздо сложнее. А вот если он будет знать свои сильные и слабые стороны, то не станет задаваться перед одноклассниками, не будет страдать от собственной неуспешности, научится соизмерять свои возможности с возможностями других, понимать, что он умеет и чему должен учиться.
Важное значение для формирования самооценки ребенка имеет игра. В ней он начинает видеть свои "высоты", понимает, как их достичь. У малыша, который играет достаточно много, самооценка, как правило, вполне адекватна. Если с ребенком играют мало или ему часто уступают (так обычно ведут себя взрослые), самооценка чаще всего завышена. Очевидно, что у того, кто привык проигрывать, самооценка низка.
При этом важно, чтобы игра повторялась. Периодически участвуя в одних и тех же играх, ребенок начинает видеть свои растущие возможности, свое продвижение по определенному игровому маршруту. Достигая успеха, он начинает любить себя "нового" и стремится к самосовершенствованию, чтобы занять более высокие позиции в глазах взрослых, но в первую очередь, конечно, у сверстников. Приглядитесь к группе одногодок: в ней лидирующие позиции занимают вовсе не самые активные и бойкие дети, а самые умелые.Приведем один пример. На детскую дачу с группой нормально развивающихся детей взяли несколько ребят из другого учреждения. Среди них был мальчик Алеша. Новичков дети приняли дружелюбно, но уже в конце второго дня стали Алешу игнорировать. Они его не обижали, но и играть с ним не хотели. Мальчик, естественно загрустил, стал плакать и проситься домой. Когда психолог стала выяснять у ребят, почему они с ним не играют, то со свойственным малышам максимализмом те ответили, что Алеша глупый. Психолог не стала разубеждать детей, а провела диагностическое обследование и убедилась, что при соответствующих возрасту физических данных Алеша "медленный" ребенок, у мальчика обнаружилась явная задержка развития. Это была проблема. Ведь невозможно заставить детей дружить. А времени на преодоление задержки в короткий отпускной период у педагогов не было.
В то лето дети повально увлекались прыжками через натянутые резинки и играми с пробками от пластиковых бутылок. И выход был найден. Психолог и физорг, учитывая хорошие физические данные ребенка, стали втайне от других ребят обучать его нехитрому детскому искусству и вскоре устроили веселое состязание. В этом состязании абсолютным чемпионом стал Алеша. Большая "золотая" медаль и фотографии довершили дело, и дети потянулись к нему. Сначала, чтобы переиграть, а потом оценили и его душевные качества - мальчик был очень добр.
Когда родители приехали навестить Алешу, то изумились происшедшей в нем перемене. Мальчик стал более раскованным, энергичным, общительным. Кураж, который он испытал, стоя на пьедестале почета, когда в его честь под музыку поднимали флаг, очень изменил его. Но главное, у него впервые установился контакт с детьми. Мы поделились с Алешиными родителями своими наблюдениями и выводами, и те воспользовались нашими профессиональными советами, а занятия с опытным дефектологом довершили дело. Сейчас Алеша учится в шестом классе общеобразовательной школы, вполне успешен. Как-то даже в телевизионной детской передаче показывали, как он организует игры с одноклассниками на переменах.
Мы полагаем, что советы, которые мы дали папе и маме Алеши, окажутся полезными для многих родителей.
Совет первый: ежедневно выделять время для игр с ребенком.
Иногда достаточно 15-20 минут, иногда следует поиграть подольше. Место для игр значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!
Совет второй: игры должны быть повторяющимися.
Ребенок должен видеть, чему он научился, и понимать, чему он еще только учится.
Совет третий: в игре обязательно должен быть элемент соперничества.
Ребенок должен научиться бороться. Дети, которые соревновались между собой, как отмечают исследователи, гораздо дружелюбнее. Дело в том, что у ребенка ежедневно накапливается определенный уровень агрессии, а это мощный тормоз в развитии. В игре-соревновании происходит ее сброс. Позиция "Слабо!" - как вызов - стимулирует деятельность малыша. Важно только соотносить вызов и возможности ребенка. И еще нужно помнить о том, что в игре с родителями малыш не должен все время выигрывать. Ребенку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста, не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.
Совет четвертый: не играйте во что попало, лишь бы поиграть.
Пусть постепенно ваши игры все более и более усложняются. Например, сначала научите ребенка играть в детское лото, затем в домино, в шашки (на первых порах по облегченному варианту, а потом по обычному) и т. д.
Совет пятый: создайте свою домашнюю систему игр с ребенком.
Распределите игры между домочадцами. В одни пусть играет папа, в другие - мама, бабушка, дедушка. В некоторые игры полезно играть всей семьей.
И помните: ваши систематические игровые занятия с ребенком - это долгосрочная инвестиция в его будущее. И окупится она сполна. Ни один репетитор не сможет дать ребенку столько, сколько даст семья, заинтересованная его перспективами на будущее.
А теперь о том, какие игры, несомненно, полезны вашим детям.
Серия первая. Игровые упражнения для развития психомоторики
Упражнение 1. Скатаем шарики
Это упражнение развивает моторику пальцев и положительно сказывается на развитии речевой зоны.
Нужно взять несколько листочков (например, шесть) тонкой цветной (типа папиросной) бумаги размером 5 x 5 см, положить их на стол на расстоянии вытянутой руки, взять по листочку в правую и левую руки и пальцами одновременно скатывать их в шарики. Через 15 секунд разжать пальцы, чтобы скатанные шарики упали на стол. Вытянув вперед руки, взять другие листочки и повторить упражнение. Чтобы ребенку было интересно, вы тоже скатывайте шарики. Сначала они будут рыхлыми и больше похожи на мятые бумажки. Но постепенно их форма будет становиться более четкой. Тогда задачу можно усложнить: взять бумагу плотнее, а времени на скатывание дать поменьше. Обязательно найдите применение цветным шарикам. Нарисуйте на листе бумаги клоуна-жонглера и наклейте вверху по траектории дуги самые красивые шарики (но не свои!).
Игру нужно повторять не менее одного раза в неделю. Если ваш ребенок за 10 секунд скатает тугой шарик - отлично. Тест пройден.
Упражнение 2. Смотаем клубок
Это упражнение развивает координацию движений и моторику рук, что очень пригодится при письме.
У каждого участника игра должно быть четыре-пять цветных шерстяных (но не очень толстых) нити, каждая длиной 2 м. Задача: смотать плотный клубочек одной рукой. Сперва правой (ведущей), а потом левой. Контрольное время: для ведущей руки - 20 сек, для другой - 25 сек. Через некоторое время у него станет получаться лучше. Тогда возьмите более тонкие и длинные нити.
Что делать с клубочками? Можно, например, на листе бумаги нарисовать котенка и корзинку. В корзинку "положить" клубочки, а самый красивый из них приклеить к лапкам котенка.
Упражнение 3. "Замри!"
Это упражнение тренирует статическое равновесие, которое является важным показателем нервно-психического развития. Чтобы играть было интересней, можно представить себя, например, Винни-Пухом в окружении раздосадованных пчел. "Когда ты лезешь за медом, главное, чтобы пчелы тебя не заметили", значит, Винни-Пуху нужно неподвижно замереть в определенной позе.
Вариант 1 (для детей 4-х лет) Встать прямо. Ступни ног расположить по одной прямой (пятка правой нога приставлена к носку левой), глаза закрыть, руки опустить вдоль туловища. Взрослый размеренно считает вслух до 10. Задание не выполнено, если ребенок качнется, схватится рукой за опору, сместит ноги с первоначальной позиции. Если у малыша начнет получаться, то предложите ему постоять так 15-20 сек.
Вариант 2 (для детей 5-ти лет) Нужно с закрытыми глазами (руки опущены вдоль туловища) простоять на правой ноге 10 сек, затем передохнуть секунд 20 и постоять 10 сек. на левой ноге.
Вариант 3 (для детей 6-ти лет) Встать на правую ногу, левую ногу развернуть под углом 90° и прижать ее к колену правой ноги. Глаза закрыть. Так стоять 15 сек. Затем поменять ноги.
Вариант 4 (для детей 7-ми лет) Присесть на носочках, вытянуть руки вперед, глаза закрыть и находиться в таком положении 15 сек.
Смещение позиции, качание, балансирование руками во всех вариантах говорят о том, что тест не пройден. Будет неплохо, если вы заведете дневник достижений ребенка. Для этого возьмите обычную бумажную ленту, такую, какой, например, оклеивают окна и сделайте на ней разметки по числу секунд. Каждый раз отмечайте на ленте результат ребенка. Пусть он видит рост своих достижений.
Если упражнение ребенку не удается, то постарайтесь чаще бывать с ним на спортивной площадке, бегать, да и вообще больше двигаться. А если, например, малыш 4-х лет выполняет задание, рассчитанное на пятилетнего, то порадуйтесь за него и за себя.
Упражнение 4. "Скачи по ровненькой дорожке на одной ножке"
Это упражнение тренирует динамическое равновесие, которое также является показателем психомоторного развития ребенка.
Ребенку нужно на одной ноге пропрыгать пять метров, стараясь двигаться по прямой. Ориентиров быть не должно, а вам следует оставаться за его спиной. Отклонение в 50 см от воображаемой прямой в ту или иную сторону не допускается.
Серия 2. Оздоровительные игры
Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Они укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат и улучшают осанку. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций - все это создает у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем.
Организация этих игр не требует специальных площадей и оборудования. Играть в них можно в любом составе - вдвоем и в небольшой команде. Они очень хороши для семейных выездов на природу. Длительность игр зависит от содержания и может варьироваться от одной до двух минут (общая продолжительность - не более шести минут). Возрастных ограничений нет.
- "Скачки"
Ребенку предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться и упереться руками в пол. Ноги и руки при этом должны оставаться прямыми. Вам нужно объявить начало скачек и самому принять такую же позу. Сначала лошадки идут шагом на месте в течение 15-20 секунд. Следует поощрить ребенка и сказать ему, что ходьба шагом на месте у его лошадки получается очень хорошо. Теперь наши лошадки пускаются вскачь! Они бегут резво, подпрыгивают как можно выше и ритмичнее. Скачки продолжаются в течение одной минуты. В заключение нужно отметить успехи малыша.
Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы. Она полезна не только детям, но и взрослым. Поэтому будет неплохо, если в скачках примет участие вся семья. Самым резвым скакунам можно вручить забавные призы: пряник-подкову, овсяное печенье, морковку и т. п. - "Уши"
Нужно сесть на край стула. По сигналу наклонять голову поочередно налево и направо, стараясь достать головой до плеча. Игра длится 20 секунд.
В этом упражнении разрабатывается подвижность шейных позвонков. - "Скоморохи"
Ребенку предлагается каждой ногой поочередно шлепнуть себя по ягодицам. Время выполнения задания 30 секунд.
Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу. - "Шарик"
Нужно встать друг против друга и перекидывать друг другу надувной шарик. При этом нельзя двигаться с места и отрывать ступни от пола. Тот, кто сдвинулся с места или потерял шарик, - проиграл.
Игра способствует развитию статического равновесия.