Устный экзамен – это всегда сложно. Когда тебе задают "в лоб" неожиданный вопрос, нет времени сосредоточиться и подумать: тут нужно четко знать материал и быть готовым к любым сюрпризам. Но впереди целый учебный год – есть время для подготовки!
Основной курс литературы в школе начинается с восьмого класса – всю программу (с XVIII века до наших дней) школьники проходят за четыре года. У вас в запасе есть только год, и за это время нужно вспомнить пройденное, изучить новый материал и не запустить при этом остальные школьные предметы.
Вспоминаем классику
Список литературных произведений, которые необходимо прочитать к экзамену, найти не так уж сложно. Достаточно посмотреть программу для поступающих или обратиться к первокурсникам – у многих наверняка остались конспекты, тетради и материалы для подготовки к вступительному испытанию. Если с вузом вы пока не определились или собираетесь поступать сразу в несколько – не беда. При составлении вопросов и списков литературы члены приемных комиссий опираются на школьную программу. Поэтому ее нужно знать очень хорошо.
Перед абитуриентами стоит сложная задача: с одной стороны, важно ничего не упустить, а с другой – не стоит досконально изучать творчество каждого автора. Иначе есть шанс так и не добраться до остальных. К примеру, наши любимые классики – Толстой, Достоевский и др. – написали много объемных романов. Если вы приметесь читать их все по порядку, времени на других авторов не останется. Прочтите один-два романа каждого писателя – этого будет достаточно.
Не игнорируйте "автора одной книги" – ведь именно его текст может попасться в билете. Если достался, к примеру, роман Шолохова "Тихий Дон", а вы читали "Поднятую целину", можете смело попросить экзаменатора о замене, а вот если попадется "Горе от ума", которое вы читали очень давно и многое не помните, взять другое произведение этого автора не получится.
Бывает обидно, если вы прочитали несколько "кирпичей", а на экзамене провалились из-за незнания рассказа. Читайте короткие тексты – во-первых, на это уйдет не так много времени, во-вторых, по ним легко можно уловить стиль и творческую манеру писателя.
Ведем литературный дневник
А теперь о самом процессе чтения. Читать книгу, не делая записей, бессмысленно и просто глупо. В лучшем случае вы запомните имя главного героя и общую идею – все детали "уйдут". Неизменными спутниками книги должны стать ручка и тетрадка. Начинаете читать новую книгу – делаете заголовок в тетради, а дальше – записываете все, что приходит в голову по ходу чтения. Заносите в тетрадь имена главных героев, кем они приходятся друг другу (потом найти это в тексте, особенно большом, будет проблематично), записывайте понравившиеся цитаты (как из авторского текста, так и из прямой речи героев), интересные детали и необычные образы. В процессе чтения, как правило, в голову приходит множество мыслей – фиксируйте их на бумаге. Выписывайте понравившиеся цитаты из критической литературы.
Когда до экзамена останется несколько месяцев, вы поймете, что этим записям нет цены – перечитывая их, вы сможете восстановить в памяти текст во всех подробностях.
Читаем критиков
Знание критики – огромный плюс. Если вы грамотно цитируете работу литературоведа, вас могут отправить домой с пятеркой, даже не дослушав ответ до конца. Поэтому читайте критиков. Но делать это надо правильно: прочли произведение – тут же изучайте критическую литературу. Не устраивайте долгого перерыва: когда текст забудется, рассуждения литературоведов покажутся сухими и неинтересными.
Помимо критики, необходимо знать биографию писателя. Не забывайте записывать в свою тетрадь основные этапы жизни автора и какие-то интересные эпизоды. Почти каждый автор наделяет героев собственными чертами, делится с ними фактами из своей биографии – неплохо было бы провести параллели.
Зубрить или запоминать
Экзаменаторы оценивают ваш ум и эрудицию, а не способность к зубрежке. Один преподаватель рассказал об экзамене в аспирантуру: "Две девушки подряд отвечали по билетам без единой запинки, даже придраться было не к чему. А вслед за ними сел парень, немного косноязычный, но он явно размышлял над тем, что произносит. Невольно задумаешься: кто же из них действительно хорошо знает материал? Всегда ли безупречная речь – знак ясного ума?"
Не нужно опираться при подготовке только на учебник, слепо копируя оттуда идеи и слова. Постарайтесь сформулировать собственное мнение о каждом произведении. Только не будьте при этом голословными. Оригинальность всегда приветствуется, но в пределах разумного. Отстаивайте свою точку зрения, приводя в качестве доказательств примеры из текста.
Сдавать устный экзамен по русской литературе придется тем, кто поступает на филологические факультеты университетов и педагогических институтов, Литературный институт, на других факультетах литературу принимают письменно. Если вы решили поступать на филфак, это означает, что вы любите и понимаете литературу. Но одной любви мало – важно разбираться в тонкостях, многое помнить и знать.
Общие вопросы
Как вам, к примеру, такие темы – "Литературный процесс 20-30-х годов ХХ века" или "Военная проза 40-х годов"? Вопросы эти действительно грандиозны и необъятны, но от вас же никто не ждет бесконечного рассказа. Ваш ответ должен носить обзорный характер, следовательно, детальный разбор текстов вряд ли потребуется. Перечислить авторов и критиков того времени, их произведения и несколько цитат – все, что от вас нужно. Такие вопросы лучше готовить ближе к самому экзамену, когда уже многое прочитано и изучено, останется только упорядочить и структурировать свои знания.
Книга не за семью печатями
Лучше всего купить учебное пособие в том вузе, куда вы собираетесь поступать. Можно пользоваться школьным учебником: почерпнуть биографические данные, основные вехи творчества, главные темы и мотивы – одним словом, наметить общую канву для своего будущего ответа.
Хорошо бы отыскать сборник лекций по литературе (если он существует) преподавателя и члена приемной комиссии из вашего вуза. Прочитав эти лекции, вы поймете, какие авторы ему наиболее интересны, и сможете проанализировать его художественный вкус. Часто на консультации перед экзаменом преподаватели рекомендуют учебные пособия и сборники – попробуйте попасть на такую консультацию за год вперед или спросите совета у знакомых, которые уже поступили.
Ориентир на местности
Филологические отделения опираются на школьную программу. Другое дело – творческие вузы. К примеру, в Литературном институте им. Горького, где готовят будущих писателей, в экзаменационных билетах много вопросов о творчестве поэтов и писателей второй половины ХХ века (в школе этот период проходят, как правило, очень бегло). Если собираетесь поступать в Литинститут, читайте Валентина Распутина, Юрия Трифонова, Олега Чухонцева, Николая Рубцова, Николая Тряпкина, Юрия Кузнецова.
Театральные вузы делают упор на знание драмы.
Виктор Скрябин, педагог, член приемной комиссии Театрального института им. Б. Щукина:
– Наш экзамен проходит в форме коллоквиума. Мы стараемся оценить общий уровень знаний абитуриента, его "подкованность" в разных сферах искусства – театре, литературе, истории. Любимые авторы – Гоголь, Достоевский, Чехов, Маяковский. Современную литературу в список вопросов не включаем – она слишком неоднозначна и сложна для оценки. Конечно же, с большим пиететом относимся к драматургам.
Так что, будущие актеры и театральные режиссеры, читайте пьесы!