Подготовка к ЕГЭ. Советы от разработчиков заданий

Правильный алгоритм.

Как организаторы ЕГЭ в столице в этом году отлавливают тех, кто списывает из интернета, почему треть выпускников на пробном экзамене по математике не смогла решить простейшие задачи и как правильно готовиться к Единому госэкзамену — об этом рассказал руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике Иван Ященко.

— В апреле московские выпускники впервые за всю практику ЕГЭ писали пробный экзамен по математике. Насколько соответствует действительности информация, что его результаты оказались провальными?

Как подготовиться к ЕГЭ

— Я бы не рассматривал результаты пробного экзамена в категориях хорошо/плохо, потому что эти категории всегда условные — хорошо по отношению к чему или плохо по отношению к чему. В первую очередь я бы отметил: этот результат означает, что экзамен прошел достаточно честно. Новым руководством московского департамента образования были задействованы существенные организационные ресурсы, чтобы обеспечить объективность и прозрачность всех процедур. В том числе в Москве были впервые внедрены и апробированы технологии мониторинга интернета во время экзамена.

— Мониторинг принес какие-то результаты? Кого-нибудь поймали?

— Да, было обнаружено порядка двадцати публикаций из трех первоисточников, абсолютно все факты были идентифицированы. Все, кто выкладывал тесты в сеть, были найдены, и в течение получаса после публикации эта информация была в департаменте образования Москвы.



— Что теперь будет с этими школьниками?

— Они и их одноклассники будут теперь понимать, что подобные попытки бессмысленны. Ведь главное не поймать и наказать конкретного ребенка. Наша задача сделать так, чтобы дети писали экзамен честно. Конечно, при такой массовой процедуре никто не берется наверняка утверждать, что нигде никто не списывал и не помогал. Но веское доказательство — это то, что самые простые задачи треть школьников не сделали. Значит, этим детям никто не помогал.

— Получается парадоксальная картина: простейшую задачу не решили треть школьников, а рациональное уравнение, согласно официальным данным, — лишь 7%. Почему так?

— Школьников уже довольно долго дрессируют на задания с выбором ответа, на формальное воспроизведения алгоритма, на конкретный тип задач. Происходит профанация математического образования. Я уверен, что большинство тех, кто эту задачу с корнем сделали, не вдумывались в то, что они делают. Просто выполнили серию необходимых заученных действий — и все. А мы пытаемся добиться понимания, в том числе и в анализе. Именно поэтому задачи на формальное дифференцирование мы заменили задачами на применение производной, и сразу процент выполнения снизился с 90% на 70%. Но с другой стороны, мы выявили тех детей, которые действительно освоили начало анализа.

— Концепция ЕГЭ по математике за последние два года очень сильно сместилась в сторону практических заданий, и эта тенденция будет продолжаться. Зачем это нужно?

— Да, в настоящее время существенная роль уделяется компетентному подходу и приложениям к жизни. Мы должны проверять не формальное натаскивание на определенные задачи, не формальные знания, которые человек не может применить в жизни, а реальные умения в освоении математики. Этот переход к практикоориентированным задачам два года назад произошел под влиянием Академии наук и Российского союза ректоров. Академики выступали не за то, чтобы добавить каких-то интегралов, они просили добавить практических задач. Если ребенок не может вычислить, сколько нужно заплатить за два месяца за электричество, и 4% написали, что 300 тысяч рублей — это о чем говорит? В какой реальности они живут? Это означает, что мы полностью оторвали обучение от жизни.

— А как отреагировали на подобные результаты школьные учителя?

Как сдать ЕГЭ? Советы от разработчиков заданий— После подведения итогов пробного экзамена мы стали получать возмущенные письма от учителей, которые упрекали нас в том, что в простейшей задаче не было описано алгоритма. Есть исходные данные: 1 января показания счетчика столько-то, 1 февраля столько-то, цена за киловатт-час такая-то. Но не написано, что надо вычесть, умножить. Это и стало большим предметом обсуждения. Мы пытались объяснить учителям: коллеги, а кто должен этому научить? Человек получает аттестат зрелости, и он не знает, как оплатить свой счет за электроэнергию. Кто тут недоработал?

— Но в то же время многие учителя математики считают, что задания становятся более простыми, что вы школьникам облегчаете жизнь.

— Мне нравится другое слово — «реалистичные». Если мы хотим честного экзамена, то мы должны быть реалистами. Мы должны сделать так, чтобы этот экзамен был доступным. Человек на него посмотрел и понял, что его реально сдать. У нас были прекрасные сложные задачи в советское время, но насколько честно они писались?

— Получается, что вы подстраиваетесь под тот уровень, который существует, а не пытаетесь задать какую-то планку...

— Когда у вас переднеприводная машина идет в занос, то вам нужно сначала повернуть руль в сторону заноса, поймать управляемость машины и потом выворачивать его. Если вы грубо повернете руль вбок — вас просто унесет и выкинет на обочину. Точно так же и здесь. Мы должны действительно опуститься, может быть, куда-то вниз, но делать задачи чуть выше реального уровня, чтобы они были доступны, и потихонечку повышать их планку, что мы и делаем. А дальше есть несколько критериев сложности задач — априорные, экспертные и апостериорные — рассчитанные на процент выполнения. Я могу поставить задачу на алгоритмы, и после этого люди либо спишут, либо формально надрессируются — и зачем это нужно?

— Как бы вы посоветовали готовиться к экзамену, чтобы максимально эффективно использовать оставшиеся несколько месяцев и тот багаж знаний, который есть?

— Нужно закреплять те задачи, которые хорошо получаются, и работать над теми задачами, которые ты понимаешь, как делать, но почему-то в них ошибаешься. Не нужно изучать ничего нового. Надо добиться надежного стопроцентного получения тех баллов, на которые ты способен. Ведь в среднем треть баллов человек теряет на глупостях: неправильно прочитал условия, ошибся в арифметике, не так заполнил бланк. Кстати, порядка 5% ошибок на пробном экзамене было как раз технологических. К примеру, дети вписали в бланке ответ задачи в другое поле. Ответ правильный, и мы это можем понять по результатам распознавания, но по правилам это ошибка, и ответ не может быть засчитан как правильный. Нужно заранее потренироваться заполнять бланк, чтобы эта процедура не вызывала затруднений и вопросов. Как раз для этого и проводился пробный экзамен.

— Во время написания самого экзамена на чем следует сосредоточиться в первую очередь? Какой алгоритм выполнения является самым эффективным?

— В первую очередь нужно сосредоточиться на правильном понимании условий задания. Внимательно прочитал, перечитал. Нужно отвечать на тот вопрос, который написан, а не на тот вопрос, который ты думаешь, что написан. Это часто разные вещи. Человек обычно, прочитав строчку, додумывает, что дальше: он просто психологически так устроен. Поэтому аккуратно прочитали, посчитали, порешали другие задачи и после этого вернулись и проверили свой ответ. Нужно идти на экзамен, имея свой собственный алгоритм: эти задачи у меня получаются — я начну с них; эти не получаются — я пойду дальше; а эти вообще не будут трогать: их для меня не существует. Все варианты тестов есть в открытом доступе, поэтому составить такой план по выполнению экзамена сможет каждый.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Подготовка к ЕГЭ. Советы от разработчиков заданий"

Вы не авторизованы.

Я как репетитор полностью солидарна с этой тенденцией. Слабые (по математике) ученики в старших классах стараются избегать этого предмета, аргументируя это тем, что "в жизни это не пригодится" - ну а потом, естественно, единственным способом сдать оказывается списывание. А сейчас я могу убедить школьника, что самостоятельно сдать экзамен на тройку им вполне по силам, и у них появляется потихоньку интерес к самостоятельному мышлению, уверенность в своих силах.
Но лучше бы конечно самостоятельное мышление прививать с младших классов, тогда в старшей школе этим не пришлось бы заниматься - но тогда надо значительно разгрузить программу начальной школы, переориентировать на самостоятельную добычу знаний. Ведь не секрет, что "слабыми" становятся ученики, которые в начальной школе из-за слишком быстрого для них темпа начинают вместо понимания пользоваться заучиванием, а в математике это тупиковый путь...
2012-05-23, Катя Ромм
Искренне рада, что у нас есть репетиторы, которые способны не просто "втюкать" ребенку какие-то факты, а выработать у него уверенность в себе и интерес к предмету, а не ходить на уроки ради "галочки". Я долго своему ребенку такого искала, нашла и очень рада,что таких не один человек))
2015-11-06, Екатерина-Мак
Поделитесь:

21.05.2012
Обновлено 13.03.2019
Статья дня
Хвастаться – естественно и полезно!
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Близкие по теме статьи
Как подготовиться к ЕГЭ за год: 7 советов
Как подготовиться к ЕГЭ за год: 7 советов
План подготовки к ЕГЭ - самостоятельно
Подготовка к ЕГЭ: вуз мечты или куда хватит баллов?
Подготовка к ЕГЭ: вуз мечты или куда хватит баллов?
Как добиться нужных результатов ЕГЭ для поступления в вуз
Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов
Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов
Задания ЕГЭ по обществознанию: плюсы и минусы. Подготовка к ЕГЭ
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!