В прошлом году в России стартовал новый проект команды Леонида Агутина — конкурс "Детский автор России", первый в нашей стране конкурс не для исполнителей, а для тех, кто пишет музыку. Принять в нем участие могут авторы в возрасте от 13 до 19 лет, сочиняющие музыку. В сезоне-2024 конкурс значительно расширился: в марте и апреле отборочные этапы прошли по всей России: от Южно-Сахалинска до Санкт-Петербурга, впереди полуфинал конкурса в Сочи. Мы попросили генерального продюсера конкурса Светлану Митрофанову рассказать о том, как подготовить ребенка к творческому конкурсу: вырастить будущую звезду и не сломать психику ребенка.
Определить талант ребенка, но не ограничиваться им
При выборе конкурса для участия, учитывайте способности ребенка и его текущий уровень.
Все дети по-своему талантливы, просто иногда яркого ребенка видно сразу, иногда — нет. Во втором случае определяющим фактором становится трудолюбие, потому что дети, которые действительно поставили себе цель стать лучше, достигают успехов, хотя изначально не выглядели талантливыми на фоне сверстников.
Я не сторонник подхода, что ребенок талантлив в чем-то одном: музыке, танцах, актерском мастерстве. Очень много детей, которые занимаются вокалом, а еще прекрасно снимаются в кино, к тому же отлично владеют музыкальными инструментами. Здорово, когда такие дети общаются, обмениваются опытом и вдохновляют друг друга. При подготовке к конкурсам не стоит забывать, что жизнь не закончится после конкурса и не стоит забывать и о других развивающих занятиях.
Оценить собственные силы
Многое в развитии талантливого ребенка зависит от родителя. Просто есть родители со здоровыми амбициями, а есть — с не очень. Второй вариант, это когда родитель воспринимает как трагедию, то, что его ребенок не занял на конкурсе призовое место. К сожалению, чаще всего такие амбиции и погоня за дипломами приводят к тому, что ребенок теряет интерес к творчеству.
Детям очень важна среда для развития любого таланта — неважно, поет ребенок, танцует или хочет рисовать. Миссия родителя в данном случае — это возить ребенка вовремя на занятия; помогать одеваться и сидеть в гримерках, если нужно, ждать после выступления; оказывать посильную помощь и поддерживать в достижении цели. Но ни в коем случае не пихать творчество в ребенка насильно. Я часто вижу по ТВ или на концертах детей, которые творчески росли у меня на глазах, но огромное количество детей также ушли в околотворческие профессии — и это тоже отличный результат. Вселяйте в ребенка уверенность, что все в любом случае будет хорошо.
Подготовиться к неудаче
Многие родители забывают, что у ребенка есть свои стремления, и расстраиваться тогда, когда это стремление не реализовалось — это абсолютно нормально. Насколько сильно дети расстраиваются и грустят, на мой взгляд, зависит от родителей. Если в семье культивируется важность победы и достижений, то ребенок, скорее всего, тоже погрузится в атмосферу трагизма и неудачи. Нормально, это когда ребенок поплакал и забыл про неудачу и пошел учиться и работать дальше.
Найти достойных учителей
Обучение творчеству и подготовка к конкурсам может проходить как с частными преподавателями, так и в специализированных школах. Как выбрать того самого?
Задача родителя в любом случае — поддержать ребенка. Сделать это можно по-разному. Например, отметить, что любое выступление и выход на сцену — уже победа, небольшой шаг вперед. Думаю, здесь важно найти баланс, чтобы чрезмерно не захвалить ребенка за любое выступление, но и указать на ошибки, в случае не совсем удачного результата.
Ставить амбициозные цели и мечтать
Многие спрашивают, сложно ли уговорить звезд работать с детьми, стать членами жюри детских конкурсов. Сложно не уговорить, а вдохновить миссией конкурса и найти время в плотном графике у звездного жюри. Но, как показывает опыт конкурса ДАР, больше всего работают не слова и убеждения, а выступления участников. Многие члены жюри получают такое удовольствие от работы, что потом уже и не нужно уговаривать участвовать в следующих этапах. А дети получают бесценные комментарии, чтобы развиваться в дальнейшем.