Если женщина с лишним весом и высоким уровнем сахара в крови никак не может забеременеть, у нее с большой вероятностью найдут синдром поликистозных яичников (СПКЯ) и начнут "регулировать цикл" гормональными контрацептивами. При этом причины поликистоза яичников, которые чаще всего связаны с обменом веществ, останутся без внимания. Что надо знать об СПКЯ, чтобы не терять время на неэффективное лечение?
СПКЯ встречается у 6-15% женщин в развитых странах, у более 100 миллионов женщин во всем мире. Это самое распространенное эндокринное заболевание у женщин репродуктивного возраста.
Хотя существует ряд разногласий, связанных с трудностями постановки диагноза, СПКЯ присущи три основных симптома.
Олигоменорея (ановуляция) — состояние, при котором наблюдаются задержки овуляции и менструации приходят реже одного раза в 35 дней (меньше девяти менструаций в год).
Гиперандрогения — избыток выработки мужских половых гормонов, что приводит к гирсутизму (оволосению по мужскому типу), акне и /или андрогенной алопеции (облысение по мужскому типу).
Поликистозные яичники на УЗИ — 12 и более фолликулов на каждом яичнике и/или увеличенный объем яичников.
СПКЯ считается синдромом, а не заболеванием, так как он проявляет себя по-разному у разных женщин. Не существует ни одного критерия, по которому можно точно диагностировать СПКЯ в 100% случаев.
Согласно Обществу изучения избытка андрогенов, у 75% женщин с клиническим диагнозом СПКЯ яичники поликистозны, у 60-80% повышен уровень андрогенов и у 75% наблюдаются нарушения овуляции1.
Симптомы СПКЯ
Помимо трех основных критериев, существует целый ряд других симптомов, имеющих непосредственное отношение к СПКЯ:
- набор веса/ожирение;
- сложности со сбросом веса;
- инсулинорезистентность — повышенный уровень инсулина;
- сильное нежелательное оволосение (на лице и теле);
- гирсутизм (оволосение по мужскому типу: жесткие волосы на лице (подбородок, верхняя губа), вокруг сосков, на груди или животе, на руке выше локтя, ногах выше колена и других частях тела);
- истончение волос на голове;
- андрогенная алопеция (облысение по мужскому типу);
- акне (особенно на подбородке и на спине. Высыпания могут быть средними или сильными);
- нерегулярные менструации и/или их отсутствие;
- длинный и/или нерегулярный менструальный цикл;
- обильные кровотечения/длительные менструации;
- болезненные менструации;
- хронический воспалительный процесс;
- диабет II типа;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- высокое кровяное давление;
- повышенный уровень триглицеридов;
- плохие показатели холестерина ЛПВП/ЛПНП;
- головные боли;
- быстрая утомляемость/упадок сил;
- нарушения сна;
- перепады настроения (депрессия, тревожность);
- нездоровый внешний вид;
- анорексия/булимия;
- бесплодие;
- высокий уровень лютеинизирующего гормона (ЛГ);
- повышение индекса соотношения ЛГ/ФСГ;
- высокий уровень пролактина;
- повышенный уровень антимюллерова гормона (АМГ);
- низкий уровень глобулина, связывающего половые гормоны (ГСПГ).
Я проводила интервью с Фионой МакКалоу, доктором-натуропатом, автором "8 шагов к избавлению от СПКЯ". Она описала СПКЯ как комплексное состояние, влияющее на гормональное и метаболическое состояние организма2.
Концепция менструального цикла как неотъемлемой части здоровья наглядно иллюстрируется именно на примере СПКЯ, потому что нарушения менструального цикла при этом синдроме говорят о наличии первопричины болезни. Другими словами, нарушения в цикле — не болезнь, а побочный эффект какого-то другого заболевания. Это сработавшая сигнализация вашего организма.
Как СПКЯ влияет на менструальный цикл?
Для женщин с СПКЯ характерна задержка овуляции (или ее отсутствие), которая приводит к длительному нерегулярному циклу. При построении графика эта нерегулярность будет вас смущать и путать — получается, что цикл постоянно находится в подвешенном состоянии, пока яичники не решат, что им пора выбросить яйцеклетку.
Вот пример того, как СПКЯ может повлиять на менструальный цикл. Судя по графику моей пациентки Тары, овуляция произошла на 41-й день. То, что вы видите в фолликулярной фазе, — типичная картина для пациенток с СПКЯ. Перед овуляцией было несколько "заходов", во время которых выходила цервикальная слизь — показатель того, что яичники активно готовились к овуляции.
Как будто яичники думали так: "Ну хорошо, давайте запустим овуляцию... хотя нет, постойте, давайте потом. Вот, а сейчас пора... мы готовы... все же нет, чуть позже". И так это продолжалось до тех пор, пока наконец-то на 41-й день не произошла овуляция. В общей сложности ее цикл составил 52 дня.
Тесты на овуляцию фиксируют всплеск гормона ЛГ, который обычно наблюдается за 24?36 часов перед овуляцией. Но если у вас синдром поликистозных яичников, скорее всего, ЛГ всегда повышен, из-за чего результат теста может быть ложным. Так что определить благоприятные для зачатия дни таким способом может быть сложно. Но это можно сделать при ведении графика цикла и отслеживании выделений цервикальной слизи - независимо от того, что показывает тест на овуляцию.
Как связаны поликистозные яичники и гиперандрогения
Поликистозными считаются яичники, подходящие под один или два следующих критерия:
- яичник содержит 12 или более фолликулов от 2 до 9 мм в диаметре;
- яичник увеличен в объеме до 10 мм и более.
Поликистозные яичники содержат несколько маленьких фолликулов. Также они часто увеличены по сравнению с нормальными яичниками. Однако поликистозные яичники есть у 20-30% женщин, поэтому кисты в яичниках и/или увеличенный объем яичников еще не гарантирует точную постановку диагноза СПКЯ.
У почти 80% женщин с СПКЯ повышен уровень мужских половых гормонов, особенно тестостерона, андростендиона и дегидроэпиандростерона (ДГЭА)3. Большая часть избыточной выработки андрогенов происходит в яичниках.
Если цикл нормален, яичники производят большее количество эстрогена в фолликулярной фазе, когда организм готовится к овуляции. Как только уровень эстрогена поднимается до нужной отметки, гипофиз выбрасывает ЛГ, и происходит овуляция. Однако у женщин с СПКЯ гипофиз вырабатывает значительно больше ЛГ на протяжении всего менструального цикла. Повышенный ЛГ способствуют тому, что клетки оболочки яичника вырабатывают лишний тестостерон и андростендион4.
СПКЯ и уровень сахара в крови
Инсулин отвечает за регулирование сахара в крови. Во время приема пищи уровень сахара повышается, и поджелудочная железа выделяет инсулин, который переносит лишний сахар из крови в клетки. Однако очень многие женщины с СПКЯ ненормально реагируют на инсулин.
Примерно 50–70% женщин с СПКЯ инсулинорезистентны5. Когда женщина резистентна к инсулину, ее клетки не реагируют должным образом на выделение инсулина поджелудочной железой. После приема пищи лишний сахар не переносится из крови, его уровень в крови остается высоким.
Таким людям тяжело переваривать углеводы (сахар), поскольку когда они употребляют его, организму сложнее привести уровень сахара в крови в норму. В общем и целом, чувствительность к инсулину у женщин с СПКЯ сопоставима с чувствительностью женщин с сахарным диабетом II типа6.
Представьте себе пожар. Несмотря на все отчаянные попытки, вы никак не можете его потушить. Наконец-то пожар потушен, и вы понимаете, что использовали в три раза больше воды, чем было нужно. Вдобавок у вас ушло на это больше времени, из-за чего пожар нанес много вреда.
Примерно то же самое происходит у людей с инсулинорезистентностью. По этой причине регуляция сахара — один из ключевых моментов во время лечения СПКЯ. Чем меньше колебания сахара, тем меньше поджелудочной нужно выбрасывать дополнительное количество инсулина для контроля процесса.
Как лечить СПКЯ без гормонов
Все больше специалистов в области здравоохранения считают, что название "СПКЯ" неточно отражает суть явления. Текущее название подразумевает исключительно дисфункцию яичников, практически не затрагивая серьезные проблемы со здоровьем, которые появляются вследствие нее.
Были предложены другие названия — хроническая гиперандрогенная ановуляция и метаболический репродуктивный синдром. Эти наименования призваны отразить метаболические проблемы, свойственные этому состоянию.
Я не совсем уверена, что смена названия решит основную сложность. А она связана, на мой взгляд, с тем, что репродуктивная система женщины зачастую рассматривается в отрыве от общего состояния ее здоровья.
Обычно при лечении СПКЯ назначают гормональные контрацептивы (ГК), но они просто маскируют тревожные симптомы. Более того, они могут увеличить риск развития метаболических нарушений: инсулинорезистентности, непереносимости глюкозы и тромбоза глубоких вен.
СПКЯ — непростая проблема, но, поняв факторы, которые на него влияют, вы в состоянии восстановить здоровый цикл с овуляцией. Многим женщинам удалось обратить СПКЯ вспять — они откорректировали питание, изменили образ жизни и ввели в рацион пищевые добавки. Все это — под наблюдением грамотного специалиста.
1. Azziz, Ricardo, Enrico Carmina, Didier Dewailly, Evanthia Diamanti-Kandarakis, Hector F. Escobar-Morreale, Walter Futterweit, Onno E. Janssen et al. “Criteria for defi ning polycystic ovary syndrome as a predominantly hyperandrogenic syndrome: an androgen excess society guideline.” The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism 91, no. 11 (2006): 4237–4245.
2. Hendrickson-Jack, Lisa. “FFP 111 | 8 Steps to Reverse Your PCOS | Infl ammation, Gut Health, Thyroid Disorders & PCOS | Infertility | Autoimmunity | Dr. Fiona McCulloch, ND.” Fertility Friday Podcast. Podcast Audio, December 2, 2016. fertilityfriday.com/Fiona-McCulloch-ND
3. Azziz, Ricardo, Enrico Carmina, Didier Dewailly, Evanthia Diamanti-Kandarakis, Hector F. Escobar-Morreale, Walter Futterweit, Onno E. Janssen et al. “Criteria for defi ning polycystic ovary syndrome as a predominantly hyperandrogenic syndrome: an androgen excess society guideline.” The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism 91, no. 11 (2006): 4237–4245.
4. Rao, Ujvala, and Roy Homburg. (2018). “Anovulation in Women with PCOS.” Infertility in Women with Polycystic Ovary Syndrome. Springer, Cham, 23–30; Cadagan, David, Raheela Khan, and Saad Amer. “Thecal cell sensitivity to luteinizing hormone and insulin in polycystic ovarian syndrome.” Reproductive Biology 16, no. 1 (2016): 53–60.
5. Azziz, Ricardo, Enrico Carmina, Didier Dewailly, Evanthia Diamanti-Kandarakis, Héctor F. Escobar-Morreale, Walter Futterweit, Onno E. Janssen et al. “The Androgen Excess and PCOS Society criteria for the polycystic ovary syndrome: the complete task force report.” Fertility and Sterility 91, no. 2 (2009): 456–488.
6. Kelly, Christopher J.G., John Connell, Iain T. Cameron, Gwyn W. Gould, and Helen Lyall. “The long term health consequences of polycystic ovary syndrome.” BJOG: An International Journal of Obstetrics and Gynaecology 107, no. 11 (2000): 1327–1338.