В Америке всерьез обеспокоены тем, что дети дошкольного и школьного возраста почти не играют вместе. Так, Джули Литкотт-Хеймс, автор книги "Отпустите их" — о чрезмерно опекающих родителях — предлагает целый план действий, как вернуть детям свободную игру: без нее психологическое здоровье ребенка и его подготовка ко взрослой жизни находится под угрозой, отмечает эксперт. Не все советы автора применимы в наших условиях, но если ваши дети проводят лето на даче или в деревне, вы наверняка сможете изменить их досуг в лучшую сторону.
Как позволить ребенку играть: 9 советов для родителей
- Цените свободные игры. Не важно, пять лет ребенку или 15. Здесь как со сном: если его не ценить, начинаешь урезать его ради неотложных, кажущихся важными дел. Считайте игры необходимым элементом развития ребенка и подумайте, как уместить их в семейном календаре. Спросите себя, где ребенку можно предоставить больше свободы.
- Узнайте своего ребенка. К какой степени свободы он готов? Поищите баланс между вопросами безопасности и вашей обязанностью как родителя формировать у ребенка самостоятельность и компетентность, которые дает свободная игра.
- Договоритесь с другими родителями. Ребенок хочет играть с детьми. Поскольку жизнь многих детей и взрослых чрезмерно расписана, поначалу бывает нужно позаботиться, чтобы вашему ребенку было с кем играть. Поэтому надо объединиться с родителями его друзей и выкроить время на выходных или после школы, когда других дел нет.
Не считайте, что игры всегда нужно планировать заранее. Попробуйте проявить спонтанность. Пусть ребенок позвонит другу и спросит, может ли тот поиграть. Когда звонят вам, старайтесь проявлять гибкость.
- Предлагайте материалы и инструменты, которые поощряют воображение. Большинство современных игрушек совершенно не дают думать. Например, корзина с тысячей кубиков Лего буквально ждет, чтобы ребенок построил что-нибудь свое — что угодно — и стимулирует развитие воображения. А конструкторы Лего с пошаговой инструкцией такой возможности не дают (если только ребенок ее не проигнорирует).
Предоставьте детям деревянные кубики, пластмассовые стаканы, ткань, кастрюли и сковородки, кукол, коробки, спортивный инвентарь, конструкторы, материалы для искусства и ремесла, но пусть ребенок сам решает, что с этим делать.
В шутке, что ребенок выбирает упаковку, а не игрушку внутри, есть глубокий смысл. Коробка может стать кораблем, санями, домом, кроватью, крепостью, норой, сценой, горой. А игрушка — это только то, что придумал производитель.
- Позвольте ребенку решать, как и во что ему играть. Стоит иметь наготове всевозможные предметы для игр, но — и это самое главное — оставьте ребенка со всем этим наедине. Не говорите, как должна проходить игра, и не подсказывайте идеи. Позвольте ребенку разобраться самому. Пусть делает все что захочет, даже если вам это кажется глупым, непродуктивным и незначительным.
- Увеличивайте дистанцию между вами и ребенком. Если вы чувствуете потребность наблюдать за играми детей дома, во дворе или где-то в другом месте, тренируйтесь отходить дальше, чем обычно, и постоянно увеличивайте дистанцию по мере того, как ребенок будет взрослеть, а вы — привыкать. Если вы сопровождаете ребенка в парке, сядьте на скамейку, почитайте книгу.
Не поддавайтесь искушению вмешиваться в детские споры по поводу того, чья очередь и как что-то поделить: ребенок должен решать такие вопросы самостоятельно. Сопротивляйтесь желанию комментировать любое действие. Пусть ребенок сам подойдет и обо всем расскажет.
- Научитесь вздрагивать, но не налетать. Ребенка может кто-то или что-то обидеть. Это нормально. Будьте готовы его обнять, наклеить пластырь и заверить, что все будет хорошо, но не предотвращайте огорчение, синяки и шишки — неизбежные спутники свободных игр.
- Создайте культуру свободной игры на свежем воздухе. Ближе познакомьтесь с соседями. Изменились не только мы, родители. Наши районы тоже изменились. Связи разрушаются, и люди зачастую просто живут рядом.
Если вы до сих пор не знаете многих соседей по улице, представьтесь и покажите своих детей. Когда вы познакомитесь и начнете доверять друг другу, предупредите, что дети будут чаще играть на улице. Скажите, как в случае чего с вами связаться.
Дайте ребенку мобильный телефон. Так вы будете чувствовать себя намного увереннее, когда он вне пределов досягаемости. Ребенок обязательно должен знать наизусть свой адрес и телефонный номер. Не полагайтесь на то, что все это есть в смартфоне.
- Подавайте пример. Взрослые тоже играют (по крайней мере, должны). Когда дети видят, как вы с другом сидите во дворе или на крыльце или просто болтаете, случайно встретившись, смеетесь, пьете любимый напиток и наслаждаетесь обществом друг друга, то показываете, что приятная жизнь — это в том числе отдых и время с друзьями.
Взрослые игры включают разнообразные увлечения и вещи, которые мы делаем "для себя" или "просто ради удовольствия". Пусть дети наблюдают, как вы мастерите в гараже, играете на гитаре, валяете шерсть, собираете пазл из тысячи кусочков — что угодно, что вы делаете для развлечения. (Если вы сейчас подумали "Какие еще развлечения?" — обратите на это внимание и постарайтесь исправить ситуацию.)
Игры на улице: как это организовать. Опыт отца из Калифорнии
Майк Ланца, успешный предприниматель из Кремниевой долины, возвращает игры в свой район в калифорнийском городке Менло-Парк. Они с женой решили, что трое их сыновей могут свободно играть дома, во дворе, на улице и во всем квартале.
Рядом с домом вокруг большого деревянного стола стоят уютные скамейки. Рядом с въездом в гараж лежат запасы мелков. На заднем дворе есть домик для игр с покатой крышей, а прямо под ней, чтобы было удобно спрыгнуть, в землю встроен батут. Майк написал книгу под названием Playborhood, в которой описал все это и рассказал о своей философии в целом.
Однажды я побывала во дворе у Майка, чтобы побольше узнать о его подходе к воспитанию мальчиков. Пока мы разговаривали, его четырехлетний сын проехал на трехколесном велосипеде из гаража на улицу. Мое внимание привлек скрип мусоровоза. Майк это заметил и поспешил меня успокоить: "Не волнуйтесь. Мои дети знают, что надо быть внимательным и уступать дорогу". Что?!
Оказалось, что другой сын — второклассник — сам ездит на велосипеде не только почти три километра в школу, но и в город, чтобы сходить с папой постричься. Если Майк задерживается, ребенок садится в кресло и беседует с парикмахером. Потом ребенок едет в велосипедный магазин, чтобы отрегулировать тормоза. Ребенку восемь лет.
Вас, наверное, не удивит, что мне Майк нравится, а некоторые из соседей считают, что он сошел с ума.
Майк уверен, что квартал — уникальное место для развития свободы воли. "Детям надо помочь развивать свое „я“ и учиться много делать самостоятельно. Еще им нужно воспитание. Микрорайон — это особая зона: за пределами домашних стен, но не настолько далеко, чтобы не знать, где ваши дети и с кем они общаются".
Майк с женой часто приглашают соседских детей поиграть. Он вспоминает: "В детстве меня по-настоящему cформировало то, что мы с друзьями исследовали район, учились, играли, получали за день массу впечатлений. Мы делали то одно, то другое, у нас была полная свобода".
Майк придумал игровой квартал, чтобы дать своим и соседским детям хотя бы подобие такого детства. "Дети учатся, когда что-то делают, а не сидят в коконе и ждут, пока у них вырастут мозги", — считает он.
Я уходила от Майка с мыслью, что его детям посчастливилось. Таких мест очень не хватает.