Как отличить фейк от правды и как мы сами создаем фейки

Как распознавать фейки среди просьб о помощи или шокирующих новостей

Часто ли вас тянет перепостить новость, которая кажется важной? А случалось ли, что вы бросались спасать больного ребенка знакомых или очаровательных щенков, которых приговорили к утоплению, - и попадали на удочку мошенников? Отличать фейки от правды в интернете трудно не только нашим пожилым родителям и несмышленым детям – но этому можно научиться.

как отличить фейк от правды

Я не могла поверить своим глазам. Моя знакомая — умная, тонкая, успешная женщина, мама троих детей — пишет на своей странице в соцсетях: "Умоляю вас, помогите! Сколько есть сейчас! Я все завтра верну! У нас есть деньги, но они все на депозите. Нам срочно нужны они сейчас.

Моя дочка умирает. С чего начать, не знаю. Я на коленях прошу у всех, кто сколько может, помогите! Деньги нужны сейчас, шансов мало, но они есть! У нас есть всего несколько часов.

Моя дочь умирает. Сегодня утром она переходила дорогу с няней. Их сбила машина. Няня погибла на месте, дочка жива. В течение часа нужно найти еще 298 тысяч рублей на пластину в череп, которая сможет подарить шанс. Дочка протянет еще два часа на аппарате, к операции она готова. Врачи сделают все бесплатно, деньги нужны на пластину..."

Я не верила своим глазам, пока читала первые три строчки. На фразе "на коленях прошу" взяла телефон и позвонила знакомой:

— Настя, тебя взломали.

Почему фотография больного ребенка может быть фейком?

Я могла бы даже не дочитывать текст. Факт взлома стал понятен на третьей строчке: моя подруга никогда не писала в таком стиле. И никогда не написала бы.

Стиль изложения мыслей — как почерк. Под влиянием стресса человек, конечно, меняет свой почерк — но не настолько, чтобы он стал неузнаваемым.

Здесь же почерк как раз был легко считываемым — любой психолог легко предсказал бы новый поворот "сюжета" в этом тексте. Да, "сюжет" заканчивался номером банковской карты и номером телефона, на который псевдо-Настя просила перечислить ей деньги.

Самый опасный фейк — тот, в результате которого вы можете потерять свои сбережения. И он, к сожалению, самый живучий.



Вспомните, сколько раз вы встречали в соцсетях крики о помощи от матерей, чьи дети неизлечимо больны? Сколько раз сжималось сердце от фотографий малышей, опутанных "артериями" медицинских аппаратов? Сколько раз вы тянулись к телефону, чтобы перевести деньги, ведь это так просто: отправь SMS, получи код — кто знает, может быть, именно твои крошечные 100 рублей станут той решающей каплей, что закроет многомиллионный сбор, и малыш поправится?

Увы. Вполне может оказаться, что малыша никакого нет. И не было никогда. И деньги, которые вы отправляете на спасение больного ребенка, идут на прекрасную жизнь совершенно здоровых мошенников.

Но как это может быть? Вот же — фотографии, видео... Ребенок страдает!

Действительно, фотографии и видео подлинные. Мошенники копируют их со страниц фондов, которые ведут сбор средств на помощь детям. Иногда копируют абсолютно все, вплоть до диагноза. Иногда берут фотографии от одного малыша, описание болезни — от другого.

Единственное, что мошенники пишут своего, — номер счета, на который нужно отправлять деньги. Или номер телефона для SMS (что, впрочем, одно и то же).

Можно ли как-то проверить подлинность мольбы о помощи?

Противоядие существует, и оно очень простое. Нужно выполнить всего лишь одно действие, чтобы понять: фейк вы читаете или не фейк.

Да, далеко не каждый пользователь соцсети может узнать другого по "почерку". И далеко не каждый по первым строкам текста сможет догадаться, что реальный автор обращения — мошенник.

Но каждый из нас (каждый!) может выделить два-три предложения в этом тексте. Нажать "копировать" — и вставить эти предложения в поисковую строку Гугла или Яндекса.

Все!

Если после этого вам вывалится десяток ссылок на тексты, в которых используются точно такие же предложения, вы мгновенно убедитесь: вашего знакомого взломали. И обращения "на коленях вас прошу!" ваш знакомый, конечно же, не писал.

Если же аналогов сообщения не найдется, выполните еще одно контрольное действие. Позвоните вашему знакомому и уточните, действительно ли с ним случилась беда.

Скорее всего, контрольное действие не потребуется: мошенники слишком ленивы, чтобы каждый раз придумывать оригинальный текст. Тот самый, про "на коленях прошу", я встречала в Сети раз десять в течение последнего года — и наверняка встречу еще.

Но даже если окажется, что текст новенький, как кроссовер в автосалоне, уточните информацию у самого автора. Только, пожалуйста, не попадайтесь на удочку, как это сделала моя соседка Таня.

Однажды она увидела примерно такой же крик о помощи на странице ВКонтакте своей бывшей одноклассницы. И там же, ВКонтакте, стала писать ей: "Оля, это что, правда? С тобой случилась такая беда?"

"Да, Тань, это ужасно, — отвечала ей Оля. — Умоляю тебя, помоги!"

Вы уже поняли, что вместо реальной Оли отвечал мошенник? Не повторяйте ошибок Тани. Не пишите автору публикации в приват в той же соцсети, где увидели пост, полный боли.

Напишите SMS, а лучше — позвоните. Это тот случай, когда можно пренебречь нормами приличия и сделать телефонный звонок без предупреждения.

Впрочем, если нет желания делать "копировать-вставить" и пропускать фразы через поисковик, можно проверить подлинность крика о помощи и другим способом.

как распознать фейк

Какой еще есть способ отличить фейк от не-фейка?

Первым делом выключите эмоции (это сложно — именно поэтому я и предлагаю сначала протестировать пост Гуглом или Яндексом) и включите холодный разум. А затем холодным же разумом ответить себе на следующие вопросы:

1. Насколько активно публикация побуждает вас перевести деньги "прямо сейчас"? Чем чаще используются обороты вроде "у нас есть всего час времени", тем выше вероятность, что вы наткнулись на мошенничество. Фактически, такие фразы подогревают вашу эмоциональность, выстраивая прямую связь между вашими деньгами и человеческой жизнью.

Но перевод денег — это не переливание крови. И не бывает ситуаций, в которых деньги сейчас нужны, а через час — уже поздно. Этот временной лаг всегда больше.

2. Насколько велика сумбурность публикации? Конечно, человек в состоянии шока может излагать мысли не самым логичным образом, но здесь есть крайне важный момент. Человек в состоянии шока излагает нелогично вполне логичную реальность — просто забывает какие-то детали. Мошенник формирует эту реальность.

Причем, не будучи большим специалистом в медицине, он эту реальность излагает довольно нелепо. Чего стоит, например, фраза: "В течение часа нужно найти еще 298 тысяч рублей на пластину в череп, которая сможет подарить шанс. Дочка протянет еще два часа на аппарате, к операции она готова. Врачи сделают все бесплатно, деньги нужны на пластину".

На каком аппарате протянет дочка? Что это за чудодейственная пластина, без которой человек может прожить всего два часа? И почему ее нужно ставить за деньги, если любые экстренные операции всегда выполняются бесплатно? Да, потом, во время реабилитации, действительно могут потребоваться деньги (и, возможно, немалые), но не будет ситуации "деньги нужны срочно, в течение двух часов".

3. Когда была сделала публикация? Очень может быть, что вы увидели ее спустя 15 часов после появления (вы же не сидите в соцсетях постоянно). Ну а если вы читаете перепощенный кем-то крик о помощи, первым делом напишите в приват автору перепоста: "Ты действительно знаешь этого человека? Ты ручаешься, что это не фейк?"

Весна 2020 года: почему вместе с коронавирусом мир захватила эпидемия фейков?

Весну 2020 года мир, пожалуй, никогда не забудет: это был первый случай в истории человечества, когда оно, человечество, поставило себя на паузу и практически всей планетой ушло на карантин из-за пандемии коронавируса.

Мы сидели в своих квартирах, каждый день заходили в соцсети и телеграм-каналы, следили за новостями в чате школьного класса, жилого дома, рабочего проекта...

И вместе с коронавирусом мир захлестнула эпидемия фейков.

Попробуйте сосчитать, сколько волн ажиотажа прошло сквозь вас? Бешеная скупка туалетной бумаги и гречки, масок, имбиря, пищевой соды, лимонов... Периодически то тут, то там вспыхивали локальные ужасы: "В нашем доме нашли больного коронавирусом!", "Есть простой способ проверить, больны вы или нет: надо вдохнуть и не дышать, а потом...", "Оказывается, на самом деле..."

Откуда они берутся? Ведь в этом случае никто не пытался нажиться на панике (я слабо верю в картельный сговор производителей соды, лимона и имбиря). Кто их генерирует?

Правильный ответ — мы же и генерируем.

Однажды я смогла почти полностью размотать цепочку фейка. В микрорайоне, где я живу, случилась крупная коммунальная авария: прорвало канализационный коллектор. Соответственно, чтобы жителей не залило продуктами жизнедеятельности, отключили воду: и холодную, и горячую.

Понятно, что канализация продолжала действовать, но хотя бы напор в коллекторе стал не настолько большим (и это позволяло его ремонтировать).

И понятно, что для жителей засуха в кранах создавала массу проблем.

Почти сразу же по родительским чатам детских садов и школ (увы, сегодня они становятся самой фейкфрендли средой) понесся скрин сообщения от некоей Ани. "Мой родственник работает в администрации района — он сказал: на неделю! Это затянется на неделю, не меньше!"

К счастью, администрация района не так далека, чтобы в нее нельзя было позвонить.

— Девушки, что за паника от вас? — уточнила я вкрадчиво уже у своих знакомых.

— Понятия не имеем, — ответили девушки. — Скорее всего, кто-нибудь сгоряча бросил: "Ну все, теперь неделю разгребать!" — и подхватили.

Понятно, что коллектор ремонтируют в авральном порядке. И понятно, что после того, как жителям микрорайона вновь дают воду, ремонтные работы не заканчиваются — они просто переходят в более спокойную фазу.

Видимо, тот самый "родственник из администрации" имел в виду, что ему самому придется всю ближайшую неделю заниматься коллектором — может быть, даже не выходя из кабинета: отправлять отчеты и графики. А может быть, он имел в виду, что после окончания ремонтных работ на этом коллекторе ему придется проверять и другие "узкие места".

А может быть... его вообще не существовало. И неизвестная Аня лишь слышала обрывок разговора в транспорте. Но не смогла не поделиться с друзьями информацией, которая показалась ей важной. А друзья не смогли не поделиться со своими друзьями.

Чувствуете, как возникают фейки? Да, точно так же, как слухи. Кто-то услышал что-то необычное, чуть-чуть усилил для придания информации веса — и пересказал так, чтобы слова его не остались незамеченными.

Почему он это сделал? Потому что он — человек. А значит, испытывает потребность во внимании. Иногда эта потребность осознаваемая, иногда — нет, но она существует практически у всех, кто пишет посты в соцсетях, перепощивает интересную информацию и делится с друзьями смешными мемами. Если бы ее не существовало, мы вели бы соцсети в формате "дорогой мой дневничок" и ставили статус публикаций "вижу только я".

Нет никаких принципиальных отличий между создателем фейка и тем, кто его перепощивает: и первый, и второй ведут себя как пятилетний мальчик, который обнаружил на земле дохлую жабу и бежит с ней к детям:

— А смотрите! Смотрите, что у меня есть!

И первый, и второй хочет испытывать чувство собственной значимости.

Как понять, что шокирующая новость — это обман?

Методика эта проста и называется "Что? Где? Когда?". Увидев шокирующую новость, задайте себе всего три вопроса — и вы сами поймете, действительно ли информации можно доверять или лучше мысленно отправить ее в бан.

Первый вопрос: что произошло? Кратко сформулируйте — о чем именно говорится в новости? Можно сформулировать это в одном предложении? Если нет — новость как минимум сумбурная, а значит, ее автор сам не разобрался, что именно он хочет сказать. Поэтому автоматически отправляем ее в разряд крайне подозрительных: зачем доверять ненадежному источнику?

Если же вы легко можете сформулировать ответ, то... это пока ни о чем не говорит. Просто переходим к вопросу номер два.

Второй вопрос: где произошло? Ваш ответ должен быть максимально конкретным. Если вы, прочитав новость, скажете: "В больнице" — это не будет ответом. В какой больнице? В каком городе? В какой стране? В любой грамотной информации всегда указывается место действия — откройте ленту новостей официального СМИ, вы убедитесь в этом сами. Даже короткие сводки ДТП всегда указывают, на каком участке какой дороги произошла авария.

Следовательно, если вы не можете сами себе ответить на вопрос "где?", значит, новость уже подозрительно приближается к статусу фейка. А вот если ответ на вопрос "где?" вы нашли вполне уверенно, значит, у новости есть все шансы остаться в разряде истинных... до тех пор, пока вы не зададите вопрос номер три.

Третий вопрос: когда произошло? Главный из всех трех вопросов. Потому что в фейковой новости вы вполне можете найти и "что?", и даже расплывчатое "где?". Но вот ответ на вопрос "когда?" скорее всего будет отсутствовать. Долговременность фейка держится именно на том, что он не привязывается к дате. Поэтому фотографии щенков далматинца и воспитанных овчарок гуляют по Сети дольше, чем живут сами далматинцы и овчарки.

Есть и еще один вопрос, который не помешает задать себя для проверки, — особенно если речь идет не о событии, а об отвлеченном факте, например "имбирь спасает от коронавируса".

Спросите себя: "Почему?" — и постарайтесь найти ответ внутри новости. Ответа нет? Что ж, если вас увлек факт спасения посредством имбиря, можете уточнить в Гугле, действительно ли растение это настолько целебно, насколько об этом говорится в короткой информации.

Но, открывая каждую новую ссылку, задавайте себе все тот же вопрос: "почему?" Если вы встретите хоть одно незнакомое вам слово, сразу же уточняйте его значение. Обратите внимание: фраза "имбирь улучшает иммунную систему организма" не является ответом на вопрос "почему?" Вы должны понять, как именно имбирь улучшает эту систему. Более того: удостоверьтесь, правильно ли вы понимаете значение понятия "иммунная система"?

И так нужно действовать с каждым, буквально с каждым постулатом. Долго ли это? Да, очень долго. Но есть и альтернативный вариант. Его кратко и лаконично сформулировал известный креативщик Олег Шакирский, комментируя все ту же ситуацию с лечением от коронавируса: "Я долго и пристально ищу врача, которому могу доверять. Как только нахожу его, перестаю иметь свое мнение и придерживаюсь мнения врача".

Аналогично можно поступить и с другими жизненно важными сферами: найти эксперта (или сайт), которому вы вполне можете доверять, — и проверять с его помощью поступившую вам информацию.

И главное — если вам очень хочется перепостить новость, пожалуйста, не делайте этого. Важная и полезная информация в любом случае доберется до тех, кому она нужна. А фейкам лучше ставить шлагбаум.

Могут ли быть исключения? Могут. Но они лишь подтвердят правило.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Как отличить фейк от правды и как мы сами создаем фейки"

Вы не авторизованы.

А зачем их отличать? Мне как то всё равно где правда где фейк, я ни во что не верю не вникая
2020-07-15, Natalya d'*bez regi
то, что описывается - это мошенничество, фейк - другое.
2020-07-15, Helen May
это не фейк
2020-07-15, Степная кошка
Поделитесь:

15.07.2020
Обновлено 15.07.2020
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Что делать в день переноса эмбрионов при ЭКО
Что делать в день переноса эмбрионов при ЭКО
Процедура переноса эмбрионов – подробно
Как избавиться от пяточной шпоры
Как избавиться от пяточной шпоры
Болит пятка при ходьбе. Что делать?
Онлайн-шопинг: как защититься от мошенников
Онлайн-шопинг: как защититься от мошенников
Покупки онлайн: выгодно и безопасно
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!