Проползти по полу по всему дому, чтобы заметить и убрать опасные для малыша предметы – этому совету следуют многие родители, когда ребенок начинает ползать и ходить. Но важно не только убрать лишнее, но и предоставить необходимое для развития. Что изменить на кухне и в гостиной, чтобы крохе было чем заняться с пользой для себя?
На кухне мы обычно проводим большую часть времени в течение дня, так как это место, где мы готовим пищу, едим, а иногда даже работаем. И благодаря нашему присутствию кухня представляет большой интерес для малыша. Он захочет исследовать каждый ее угол, устраивать в ней игры. Как оборудовать кухню, чтобы это было полезно для развития и безопасно?
Детская посуда, приборы и еда
На кухне у крохи может быть свой набор столовых приборов, адаптированных к двигательным и познавательным навыкам его возраста: небольшая тарелка, стакан-непроливайка с ручками, маленькая ложка, закругленный нож и так далее. Хорошо, если эти предметы будут размещены в ящике, расположенном на доступной высоте и вдали от опасных предметов (ножей, тяжелых кастрюль и т.д.).
Таким образом, малыш сможет воспользоваться ими, чтобы удовлетворить свои потребности: выпить стакан воды, когда испытывает жажду, или поесть, когда хочется перекусить.
Мария Монтессори считала важным, чтобы у детей с раннего возраста была настоящая посуда, поэтому даже питьевые чашки для детей должны быть из стекла. Возможность самостоятельно пользоваться посудой, а иногда и видеть, как она разбивается, если падает, повышает у ребенка осознанность своих действий и прививает ему больший контроль над своими движениями. Все это важно для того, чтобы малыш учился избегать повторения негативного опыта. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Мы можем положить ту еду, которую считаем здоровой для ребенка или которую мы хотим, чтобы он ел в течение дня, в зоне его доступа. Важно выбрать такую пищу и определить такое ее количество, чтобы не пришлось запрещать есть ее. Напротив, мы должны поощрять малыша самостоятельно брать еду и следить за своим аппетитом.
Например, можно дать сыну или дочери коробку с таким количеством печенья, которое мы разрешаем съесть в течение дня. Мы можем варьировать еду, предлагая в один день печенье, а в другой хлеб или фрукты. Таким образом, мы, с одной стороны, сохраняем контроль за питанием малыша, а с другой — предоставляем ему автономию.
Когда ребенок становится старше, мы можем предоставить ему более крупные и тяжелые предметы: картофельный нож, деревянную разделочную доску, скалку, формочки для печенья и ингредиенты для выпечки, а также фрукты и овощи, которые можно почистить и порезать.
Таким образом, мы постепенно приучаем мальчика или девочку более полноценно участвовать в повседневных кухонных делах и даже вовлекаем его в приготовление блюд.
Кухонная утварь, с которой ребенку можно играть
Кухонные ящики, шкафы, полки и двери увлекательны и стимулируют развитие. Давайте поможем малышу следовать своим инстинктам. Для этого необходимо организовать кухонное пространство таким образом, чтобы он мог без труда достать безопасную кухонную утварь для своих игр.
- Храните в зоне доступа ребенка горшки, ложки, столовые приборы среднего размера. Если вы не хотите предоставлять в свободный доступ те приборы, которые используете ежедневно (чтобы не приходилось постоянно их мыть), можно разместить их на верхних полках.
- Мы также можем оставить в зоне доступа фрукты и овощи с толстой шкуркой, например, апельсины, картофель и морковь, с которыми малыш сможет играть, или банки с макаронами различной формы, чтобы он мог пересыпать их из одной емкости в другую.
- Кроха будет счастлив, экспериментируя с различными тактильными и визуальными ощущениями, помещая емкости одна в другую, перемещая предметы, пытаясь сложить из них башни и делая для себя выводы, если желаемая картинка не складывается.
Как обеспечить ребенку больше самостоятельности на кухне
Одна из самых больших потребностей ребенка — дотянуться до всего, что расположено на высоте взрослого. Очень полезным на вашей кухне может стать большой и устойчивый стул (или лестница, или табурет), позволяющие малышу взобраться и достичь высоты стола, раковины или любой другой рабочей поверхности, которую вы используете.
Еще одна серия предметов, которую кроха оценит по достоинству, — это чистящие предметы: метлы, тряпки и губки очаровывают малышей. Поэтому давайте подготовим ящик — самый низкий — с цветными тряпками, губками из различных материалов, полотенцами и прищепками. Малыш будет рад принять участие в уборке дома и самостоятельно ликвидировать последствия незначительных аварий, таких как пролитая вода, упавшая еда или крошки, разбросанные по стулу.
Нужны ли в гостиной детские игрушки?
Гостиная — это комната, которую нередко украшают изделия из стекла, керамические безделушки, стеклянные столы и прочие вещи, которые очень привлекательны для малыша, но также могут представлять для него опасность. Придерживаясь принципа Монтессори, который заключается в уважении свободы ребенка, необходимо разместить эти ценные предметы таким образом, чтобы они были недоступны для него.
Может быть полезным создать в гостиной пространство, полностью принадлежащее малышу. Например, можно постелить на полу красочный коврик, отданный только под его игры, и поставить рядом небольшую открытую полку, на которой будут расставлены игрушки, книги, краски и детали конструктора.
Мы также можем разместить в этой зоне кресло или маленький диван, возможно, покрытый чехлом, который может служить прекрасным тренажером для проверки способностей лазить, кататься и прыгать.
Еще можно организовать небольшой книжный шкаф, опять же на уровне роста ребенка, или предоставить самую нижнюю полку нашего книжного шкафа для детских книг. Так малыш будет иметь возможность доступа к книгам, когда захочет, и сможет подражать нашим здоровым привычкам — устраиваться поудобнее в кресле, чтобы почитать.
Все для занятий музыкой, пения и танцев
Еще одно развлечение, которое мы можем приберечь для гостиной — это музыкальные занятия. Электронные устройства — аудиосистема, телевизор, iPod, подключенный к динамикам, — все это обычно находится в гостиной. Мы можем позволить малышу самому выбирать музыку для прослушивания, чтобы потом принять участие в его танцах и пении.
Мы можем попробовать вместе сыграть мелодии или создать ритмический рисунок с помощью простых инструментов. Для этого необходимы звукообразующие предметы — погремушки, различные бубны, свистки, колокольчики, кастаньеты, инструменты для исполнения восточной музыки или предметы, которые производят шум, например металлическая коробка или чайные ложки из нержавеющей стали. Все это можно держать в специальной корзине.
В соответствии с принципами Монтессори, лучше не включать музыку и исключить фоновый шум от телевизора или радио в то время, когда ребенок сосредоточен на игре во что-то другое. В таких ситуациях музыка будет мешать ему сосредоточиться. Давайте не забывать предлагать малышу какую-то одну игровую деятельность, а не несколько одновременно. Музыка необходима, когда мы поем и танцуем, а тишина — когда дело касается других игр, требующих концентрации внимания.
Как сделать телевизор полезным
А как же телевизор? В наше время невозможно игнорировать этот вездесущий бытовой прибор. Мы все знаем о его рисках и потенциальном вреде, тем не менее нам трудно отказаться от этой формы эмоциональной гиперстимуляции.
Запрещать смотреть телевизор бессмысленно, так как он является частью нашего мира. Подход Монтессори позволяет использовать телевизор на пользу развития ребенка, при условиях регулирования его просмотра.
Например, мы можем установить такие правила: он не должен использоваться в качестве фона для других видов деятельности; его можно включать только для просмотра конкретных программ, по окончании которых телевизор должен быть выключен. Программы должны соответствовать возрасту малышу, и мы должны стараться смотреть их вместе, чтобы не допустить ситуации, когда телевидение приводит к изоляции.
Телевидение может стать полезным инструментом для расширения кругозора, оно позволяет попрактиковать удерживание внимания с одновременным обменом мнениями и эмоциями. Такие же принципы могут быть применены по отношению к компьютеру, планшету, мобильному телефону и всем электронным устройствам в современных домах.