В эти математические игры можно играть с детьми в дороге, на даче, на пляже - почти что где угодно. Незаметно тренировать мышление, логику и счет. Между делом учиться - и радоваться победам.
"Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит", — эту фразу Ломоносова все ещё со школы запомнили. Действительно, у людей, которые много занимаются математикой, более точный и структурированный подход к любому делу. Не говоря уже о том, что их труднее обмануть и обсчитать.
Но заниматься математикой — это не значит вечно сидеть над учебником и решать однотипные упражнения. Здорово делать математику частью вашей жизни. Вот игры, которые в этом помогут.
"Быки и коровы"
Тренируем логическое мышление
Тут надо отгадывать числа. Каждый участник загадывает четырёхзначное число. Можно его записать, чтобы не забыть и чтобы потом не возникло споров.
Главное условие — все цифры в числе должны быть разными. То есть нельзя загадать числа 5555 или 2344, но можно 1234 или 8976. Играем по очереди. Задача игроков — определить число соперника, задавая вопросы. Задать вопрос — назвать любое другое четырёхзначное число (с разными цифрами).
Например, загадано число 8976. Спрашиваем — 4571? Отвечающий понимает, что цифра 7 есть и в его загаданном числе, и в нашем вопросе, к тому же она стоит в обоих числах на одном и том же месте. Такая ситуация называется Быком. Игрок должен ответить "Один бык" (1Б).
Спрашиваем дальше (загадано всё ещё то самое число 8976) — 9132? Отвечающий видит, что и в нашем вопросе, и в загаданном числе есть одинаковая цифра 9, правда, стоит она в разных местах. Такая ситуация называется Коровой. Игрок должен ответить "Одна корова" (1К).
Для усложнения игры можно договориться брать более длинные числа: пяти-, шести-, семизначные.
Таким образом, задавая вопросы и слушая ответы (сколько Быков и сколько Коров), вы должны догадаться, какое число загадал противник. Чем меньше вопросов вам нужно для отгадывания, тем лучше!
Математические "Данетки"
Развиваем понимание математических терминов и категорий
Очень простая игра, в которой не надо считать, но надо понимать. Вы загадываете любое понятие, относящееся к математике, например "квадрат" или "прямая". Ребенок задает вопросы, а вы отвечаете "да" или "нет". Например "Это фигура?", "Это простое число?", "Это фигура с углами?" и так далее. Игра может быть и очень простой, и очень сложной, смотря, какие понятия вы загадали.
Змейка
Тренируем пространственное мышление
Тут понадобится тетрадь в клетку и карандаши двух цветов. Рисуем квадратное поле 7х7 (можно и больше, но это классический вариант). Две соседние стороны квадрата должны быть одного цвета (например, красного), оставшиеся две — другого (например, зелёного). Внутри квадрата в любом месте ставим две точки — красную и зелёную.
Играют два игрока. Один рисует зелёную змейку. Другой — красную. Начинают рисовать от того места, где мы поставили точки. Ходят по очереди и следуя правилам:
- ходить можно только по вертикальным и горизонтальным линиям
- за ход можно пройти только одну клетку
- змейки не должны пересекаться
- змейки могут проходить по границе поля, но только если эта граница чужого цвета
Цель игры — растить свою змейку. Проигрывает тот, кому больше некуда её вести.
Тогда подпрыгни!
Тренируем внимательность и изучаем свойства чисел
Игра, в которую можно играть, даже когда вы просто идёте пешком по дороге. Правила простые, но можно усложнить. Слышишь чётное число — хлопни в ладоши, число делится на три — подпрыгни, а если в числе есть 9— скажи "Улюлю". Можно добавлять новые правила, например, если сумма цифр числа чётная — цокни языком. В общем, простор для фантазии.
+1
Тренируем счёт
Игра, которая начинается очень просто, но чем дальше — тем сложнее. Подходит для нескольких игроков или большой компании. Первый человек называет любое число, например 10, второй прибавляет к нему 1 и называет новое число — 11. Второй прибавляет 2 и называет новое число — 13. Третий прибавляет 3 и называет новое число — 16. Кто первым сдастся или ошибётся в подсчётах, тот и проиграл.
Чёрный ящик*
Тренируем логическое мышление
Игра, которую можно сделать как очень простой, так и очень сложной. Вы загадываете любую функцию. Например, x - 5. Ребёнок говорит любое число, а вы подставляете число в свою функцию и говорите ответ. Например, ребёнок говорит число 5 — вы говорите 0, ребёнок говорит 9 — вы говорите 4. Задача — угадать, какую функцию вы загадали. Можно меняться ролями и бесконечно усложнять загадываемые функции. Уже не так легко понять, что вы загадали 5(x - 1), например.
Вообще, вариант с функцией — для детей постарше, а вот для младших можно просто придумать такое правило: "называю число большее на 4" или "называю число большее в 2 раза" или "называю число, в котором цифры стоят задом наперёд от названного". В общем, можно придумать любое правило, но логика такая.
Получи сотню*
Тренируем устный счет
Нас окружают разные числа: телефонные номера, номера кредитных карт, номер билета в метро или театре и т.д. И мы их можем использовать для тренировки устного счёта и, конечно, игр. В поездке посмотрите на серийный номер билета или кредитной карты, обычно это 16 цифр. Ваша задача, расставив скобки и знаки действий между цифрами, получить 100. Например, если у вас номер билета 6379910, то можно сделать так: "63:7+9*9+10=100"
Работая с детьми по Летней программе Skysmart мы следуем простому принципу — обучение должно быть в радость. Именно поэтому тут нет скучных лекций, а только практика, примеры, задачи, активности. Каждый урок — это путешествие с разгадыванием загадок, математических тайн и скрытых шифров. После занятий ученики научатся не просто решать примеры, но мыслить, как математики.