Критического мышления часто не хватает детям и старикам: у первых еще мало жизненного опыта, чтобы на его основе анализировать события, а у пожилых людей в современном мире часто опыт расходится с действительностью, которая слишком быстро меняется. Поэтому люди в возрасте чаще становятся жертвами мошенников. И первое правило, которому надо научиться в общении по телефону или интернету с незнакомцами: взять паузу, ничего не предпринимать и подумать.
Слово "критический" звучит не слишком дружелюбно. Если я отнесусь к вам критически, то рискую услышать: "Нельзя ли быть терпимее? Почему вы меня критикуете?". Люди не любят критику в свой адрес и не склонны ее принимать.
Однако критическое мышление заключается не в этом. Оно не подразумевает неприятия или критиканства. Это гораздо более интересная (и полезная) вещь. Для начала дадим ему определение, отталкиваясь от противоположного, которым все мы порой грешим, — некритического мышления, заставляющего принимать все на веру, не задумываясь, насколько это рационально или обоснованно.
Странное письмо
Взгляните на письмо, которое пришло мне на электронную почту 9 июля 2013 г.
Привет!
Я пишу эти строки со слезами на глазах, Моя семья, мы приехали сюда, в Манилу, на Филиппины, в короткий отпуск, к несчастью нас ограбили в парки в отеле где мы остановились, все наличьные, бумажник, кредитная карта и телефоны — забрали всё. повезло ище, что у нас остался паспорт в номере отеля... Мы были тут в консульстве, и в полицию тоже, но они такими вещами не занимаются, вообще... Наш самолет улетает через пару часов от этого времени, но у нас проблемы оплатить свои счета в отеле.
Мы очень жалеем, если доставляем вас беспокойство, но у нас есть совсем мало человек, к кому обратиться. Мы будем правда очень благодарны, если вы сможете дать нам быстрый заем (£2450). это позволит нам, злосчастным, разделаться со счетами и вернуться домой. Мы будем признательны за любую посильную помощь через western union. Мы обещаем все погасить в полном объеме, как только вернемся. сообщите, если можете чем-нибудь нам помочь. Пожалуйста, откликнитесь как можно быстрее. Спасибо, спасибо огромное!
Спасибо
Дэвид
Прочесть это письмо некритически означало бы принять всю историю за чистую монету. Его отправили с личной электронной почты моего друга Дэвида. Дело было в июле. Он вполне мог поехать в отпуск с семьей, попасть в переделку и отчаянно нуждаться в помощи. Скорее на выручку!
Мгновенная, некритическая реакция такого рода почти неизбежно обернулась бы для меня проблемами. Следовало поступить иначе: выдержать паузу, остыть и задействовать критическое мышление.
Прежде всего я внимательно перечитал письмо. Мог ли состряпать такое мой друг — писатель, редактор, опытный путешественник, человек, не склонный паниковать? Нет. Это послание не было похоже на текст, написанный им. Странные обороты речи ("позволит нам, злосчастным, вернуться домой"), пунктуационные и грамматические ошибки, отсутствие пробелов и заглавных букв ("...в парки в отеле где мы остановились, все наличьные, бумажник, кредитная карта и телефоны — забрали всё. повезло ище...") — такого Дэвид не допустил бы даже в полном отчаянии.
Далее: стал бы он обращаться ко мне с подобной просьбой о деньгах, пусть даже оказавшись в безвыходной ситуации? Опять-таки, едва ли. Он бы иначе описал ситуацию, сообщив подробности, связался бы с родственниками и более близкими друзьями.
Нужно все проверить, но как? Если это письмо — фейк, значит, почтовый ящик Дэвида взломали или обратный адрес подделали: то есть писал другой человек. Я зашел в Google и ввел скопированную первую строку письма, заключив ее в кавычки, — "Я пишу эти строки со слезами на глазах", — чтобы поискать в интернете точные совпадения.
Как и следовало ожидать, их оказалось множество. Можете сами проверить: это письмо вовсю рассылают аферисты. На момент работы над этой главой, в 2017 г., нашлось 21 500 результатов, первые еще от 2010 г. Одной из самых популярных оказалась заметка в Forbes за сентябрь 2012 г., где объяснялось: мошенничество, с которым я столкнулся, называется "разведи бабушку", поскольку чаще всего на этот крючок попадаются пожилые неопытные пользователи.
"Обман срабатывает, создавая ощущение неотложной нужды, — поясняет автор статьи эксперт по финансам Джон Уосик. — Он воздействует на эмоции, апеллируя к моментам одиночества, когда мы чувствуем себя абсолютно беззащитными". Иными словами, этот мошеннический текст написан с таким расчетом, чтобы подталкивать нас к некритическому мышлению — к мгновенной необдуманной реакции на волне сильных переживаний.
Удовлетворенный результатами онлайнового расследования, я отправил Дэвиду короткое текстовое сообщение, чтобы поделиться подозрениями относительно взлома его почтового ящика и удостовериться, что с ним и его семьей все хорошо. В ответе приятеля ощущалась усталость: они в полном порядке, а я уже десятый, кто за последний час отбил ему СМС с вопросом, не пострадал ли он на Филиппинах. В действительности Дэвид находился у себя дома в Суррее.
Как применить критическое мышление
Схемой критического мышления, которую я применил после получения этого письма, владеет почти каждый, кто имеет какой-либо опыт пользования интернетом и электронной почтой. Это проявление базового механизма выживания в мире, где не все является тем, чем кажется.
Сами того не замечая, мы в большинстве своем задействуем ряд критических фильтров при восприятии необычных электронных писем. Последовательность размышлений примерно следующая.
- Нет ли в этом письме чего-то непривычного, неожиданного или странного? Если есть, следует остановиться, вникнуть в текст и предусмотрительно задать себе несколько вопросов.
- От кого и откуда оно пришло?
- С какой целью было послано?
- Является ли его отправитель тем, за кого себя выдает?
- Верю ли я в то, о чем там говорится?
- Если не верю, то какими могут быть скрытые причины отправки письма?
- Из каких надежных источников информации можно узнать о реальном положении дел?
- И наконец — с учетом всего вышеперечисленного, — какие действия следует предпринять?
Большинству людей, сколько-нибудь знакомых с электронной почтой и другими цифровыми технологиями, незачем проходить все эти этапы при оценке подозрительного сообщения. Они ограничиваются вопросом:
— На что это похоже — на нормальное сообщение или на спам?
И удивляться тут не приходится. Что касается спама, то большинство из нас стали мастерами критического суждения в этой области. Мы прочитали сотни, если не тысячи, "мусорных" сообщений и прекрасно знаем, что это такое. У нас сформировались полезные навыки, определенные ожидания и рациональные приемы противодействия. Сами того не осознавая, мы стали опытными критиками спама.
Это важный момент: если вы многократно побывали в определенной ситуации (и при условии, что отсутствуют случайные помехи, мешающие ее идентифицировать), то у вас выработались опыт и чутье, полезные в данном случае. А вот в отношении чего-либо непривычного и нового — в отсутствие опыта или информации для понимания происходящего — ваша непосредственная реакция, скорее всего, окажется ошибочной.
Мы постоянно, не отдавая себе в этом отчета, задействуем критическое мышление или опираемся на полученный с его помощью опыт. Принимая всё на веру, мы бы немногого добились в жизни — вечно обманутые, сбитые с толку, растерянные жертвы манипуляций. Представьте, что вы верили бы любым словам любого человека, всему, что видите, слышите и читаете в каждой рекламе, в каждом политическом заявлении!
Овладев критическим мышлением, вы не измените человеческую природу и не сможете всегда и во всем вести себя абсолютно рационально. Смысл здесь в том, чтобы научиться замечать собственные — и чужие — ограничения и понимать, когда нужно остановиться, лишний раз подумать и сформулировать правильные вопросы, дабы понять суть происходящего.
Итак, я следующим образом определяю критическое мышление, которым мы с вами постараемся овладеть. Когда человек мыслит критически, то он активно стремится к пониманию происходящего путем его осмысления, оценки свидетельств и глубокого постижения процесса мышления как такового. В свою очередь некритическое мышление — это автоматическое принятие на веру прочитанной или услышанной информации, когда не делается пауза, чтобы задаться вопросом, является ли она точной, истинной или здравой.