После крещения Руси православные христиане стали проводить обряд крещения младенцев, даруя им имена православных святых, признанных таковыми церковью. Так были составлены святцы. В них были записаны имена святых и мучеников, дата почитания их памяти и краткое значение имени. Теперь наречение новорожденного зависело от того, в какой из православных календарных дней он родился.
По традициям Древней Руси ребенка должны были окрестить на восьмые сутки после рождения. За это время крохе подбирали имя по церковному календарю. Если день рождения выпадал на "пустой" день (когда не праздновали именины никакого святого) или имя по святцам было неблагозвучным, церковники предлагали имена святых последующих трех дней. Так завещал и Феофан Затворник, добавляя возможность называния ребенка именем тех святых, именины которых праздновались в промежуток между "телесным" рождением и крещением.
Православный месяцеслов (или православный календарь имен, или святцы) формировался несколько веков подряд и продолжает активно пополняться по сей день. Традиция церковного наречения новорожденного характерна для России. Религия в сознании наших людей всегда имела место, даже в атеистические советские времена. Да и почему бы не подарить ребенку имя-оберег? Ведь именно так поступали наши предки, именно так именуют своих детей индейские племена, верующие в предначертание судьбы и живущие в полном единении с природой. Подкупает и логичность называния детей именами святых, родившихся в одно с ними время. Да и при крещении не надо будет изменять мирскую форму имени.
В общем, плюсов очень много. Однако многие видят и недостатки в назывании детей по церковному календарю. Утверждают, что православный именослов очень однообразен. Это не совсем так. Просто некоторые из устаревших форм имен не совсем подходят для современных реалий, и жить с подобным именем ребенку будет затруднительно.
Традиция наречения новорожденного по православному календарю возрождается, однако не все родители понимают ее суть правильно. Вера в последнее время порой становится веянием моды, а не истинным чувством. Ребенка называют теми самыми "неблагозвучными" именами по святцам, дабы выделить его из толпы. Следовательно, ребенок получает имя, наречения которым так пытались избежать в древности.
Православные традиции — часть нашей жизни, ведь недаром слова "наречь", "назвать" и "окрестить" воспринимаются нами как синонимы. Если же родители выбирают своему крохе имя, не обозначенное в месяцеслове (православном календаре), церковные служители могут выбрать имя, созвучное с мирским, или подобрать его по дню крещения. Так, случалось, что Дарья по церковной традиции крестилась как Евдокия, а Алиса — как Александра. В любом случае православный христианин должен иметь как мирское имя, так и церковное — то, с которым он предстанет перед Богом.
При выборе имени в согласии с православными традициями необходимо иметь под рукой календарь именин (основных дней почитания святых) на год рождения вашего малыша. В нем можно найти список имен наиболее весомых, почитаемых в православии святых с индивидуальным разграничением именин и значением. Есть также в православии следующий список святых, именами которых можно называть детей: Тимофей, Вонифактий, Игнатий, Филогения, Леонтий, Никита, Филарет, Макарий, Феоктист, Клавдия, Анисия, Феодор и Феодора, Мелания, Кесария, Архип, Андроник, Михей, Антоний, Василиса, Пахомий, Арсений, Макар, Савва, Анания, Никифор, София, Мстислава и др.
Именины — это день почитания святого, в честь которого назван ребенок. В древности именины праздновали "всем миром", не придавая мирскому дню рождения человека подобного величавого значения. Поскольку в современном православном календаре очень много святых и мучеников с одинаковыми именами, принято разграничивать празднование именин святых с идентичным именем. Например, именины Михаила следует отмечать по дате, ближайшей к дате "телесного" рождения. Точно так же выбирают и имя малышу.
Сегодня некоторые из нас не понимают сути понятия "именины" и отмечают их круглый год, как только увидят в календаре имя святого. Но это неправильно. Именины, как и день рождения, у человека одни. Каждый из нас празднует только те именины, которые почитают того святого, в честь которого даровано имя. Остальные святые не имеют никакого отношения к празднованию именин. Пример: именины святого Александра встречаются в православном календаре более десяти раз. Но человек празднует именины того святого или мученика, в день которого он родился (телесно и духовно). Остальные Александры к нему не имеют отношения.
Кроме того, церковь различает понятия "святого покровителя" и "ангела-хранителя". В первом случае мы говорим о святом, именем которого был крещен ребенок. Этот святой становится небесным покровителем малыша и защитником всей его жизни. А вот ангел-хранитель даруется новорожденному при появлении на свет, при, так сказать, телесном рождении. Бог дает ангела-хранителя всем, независимо от того, крестился ли человек.
Интересно, что люди, родившиеся при советской власти, умудрялись получать церковные имена и даже креститься. Чаще обычного таинство крещения проводилось дома или в отдаленных районах у родственников. Священник приходил на дом в частном порядке и крестил ребенка в согласии со святцами, составленными достаточно давно. Сейчас в России свобода выбора религии и называния детей, однако традиции поколений все же сильны, поэтому придерживаться христианских принципов не помешает. Это позволит вам сделать правильный выбор не только имени для ребенка, но и его будущей судьбы.