Некоторые снимки получаются удачными, а некоторые совершенно не привлекают внимание зрителя. Чаще всего это связано с соблюдением или несоблюдением композиционных правил. Рассмотрим 8 правил взаиморасположения элементов фотографии.
Любой снимок должен иметь смысл. Удачное воплощение творческой задумки зависит не только от степени владения техническими параметрами камеры, но и от того, насколько ясно фотограф, пусть и начинающий, представляет себе содержание будущей фотографии. К сожалению, заранее дать композиционное решение для каждого сюжета невозможно — таких решений может быть очень много. Тем не менее, существуют элементарные правила, которые остаются верными для всех съемок.
Нужно управлять взглядом зрителя, правильно расставлять акценты. Снимок должен иметь сюжетно-композиционный центр, выделенный наиболее удачным способом.
Как управлять взглядом зрителя
Правило третей (упрощенное правило золотого сечения). Если разделить кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали, то получатся четыре точки пересечения — это так называемые узлы внимания. Именно в этих точках лучше располагать главные объекты кадра.
Горизонт должен быть горизонтальным. Держите камеру ровно, чтобы не пришлось исправлять фотографию, поворачивая ее на нужный угол с помощью специальной компьютерной программы. Если вы слышите фразу «Горизонт завален», то речь не о видимой линии горизонта, в которой земля сходится с небом и которая бывает только на снимках, сделанных на природе. В фотографии эта фраза означает, что горизонтали наклонены относительно верхней или нижней стороны снимка, а вертикали — относительно его левой или правой стороны. Например, если снимок модели сделан в комнате у окна и при этом получилось, что подоконник и карниз расположены под углом, то скорее всего это не странный дизайн комнаты, а именно завален горизонт — то есть фотограф неровно держал камеру. Проще говоря, изображение не должно быть наклонным, если так не задумано.
Правило диагоналей. При построении кадра используйте естественные диагональные или просто наклонные линии, образованные дорогой, стенами, растениями и другими объектами в кадре. Такие линии направляют взгляд зрителя к тому, что вы хотите показать на снимке. Это не только придает фотографии объем, но и подчеркивает идею снимка. При этом восходящие слева направо линии придают сюжету динамику, а нисходящие — умиротворенность.
Геометрическая перспектива. Перспектива — это представление предметов на плоскости такими, какими они видятся нам в пространстве. Придать объем снимку можно, сфотографировав человека, например, на фоне удаляющейся улицы. Уменьшающиеся дома и как бы пересекающиеся вдали параллельные стороны улицы превращают плоскую фотографию в «объемную».
Тональная перспектива. Придать объем изображению можно также с помощью света и цвета. Если передний план фотографии темнее заднего, то усиливается ощущение глубины, потому что темные объекты кажутся более близкими к зрителю, а светлые — более отдаленными.
Фон объекта съемки. Фон является второстепенной, но важной частью снимка. Избегайте ярких пятен на фоне объекта съемки, если они не являются частью творческой задумки. Также следите за тем, чтобы объект съемки не сливался с фоном. Белый фон для блондина, одетого в белую футболку, — не лучший выбор фотографа.
Передний, средний и задний планы. Использование этих трех планов также поможет придать снимку объем. Если вы фотографируете, например, менеджера на его рабочем месте, то на передний план поместите ноутбук или книги на столе, на средний — человека, а фоном снимка выступит само помещение. Так фотография получится объемной и наполнится смыслом.
Гармония. Правильно составленная композиция (по свету, цвету, линиям и другим факторам) должна приводить к получению гармоничной фотографии, в которой легко прочитать смысл, заложенный автором.
Следовать этим правилам желательно, но это не значит, что фотографировать нужно по шаблону. Сочетайте правила с тем, что подсказывает воображение. Фотография — это творчество, творите!
Задание
- Напечатайте или откройте в одной из графических компьютерных программ несколько работ известных фотографов (их можно загрузить из Интернета, введя в любом поисковике запрос «шедевры мировой фотографии»).
- Разделите снимки с помощью линейки по правилу третей и по диагоналям. Постарайтесь определить, где расположены сюжетно-композиционные центры снимков — в узлах внимания или на диагоналях.
- Выберите фотографии, соответствующие каждому пункту:
- фото с геометрической перспективой;
- фото с тональной перспективой;
- фото с неудачным выбором фона;
- фото с использованием переднего, среднего и заднего планов. Рассмотрите каждую деталь композиции этих снимков и постарайтесь понять, почему автор выбрал именно такой способ воплощения творческой идеи.