Когда рождается третий ребенок, окружающие говорят: «Ты опытная мама и все знаешь!». И невдомек им, что каждый наш ребенок — как книга из трилогии: все похожи, но у каждого своя история.
Когда Тимошке исполнилось восемь месяцев, он понял, что если заорать, лежа в кровати, мама немедленно придет. Еще Тимка научился вставать в кроватке, держась за борта. И закончились наши спокойные будни!
Как только я выходила из комнаты, Тимоша вставал в кроватке и истошно орал. Выход нашелся быстро — укачивание. Тимошку надо было качать на руках примерно полчаса, сначала энергично, чтобы не вырывался, потом плавно, напевая при этом что-нибудь.
Потом с ювелирной осторожностью переложить в кровать, и я свободна. Конечно, если в это время Тимофей не проснется. А я буду ходить мимо его комнаты на цыпочках и не дышать. Эта маленькая война длилась около недели несколько раз в сутки. Вконец измучавшись, я начала искать научные методы, как научить ребенка засыпать самостоятельно. И вот что нашла.
За последние пару десятков лет специалисты выделили три основных стратегии приучения ко сну такого маленького упрямца, как Тимоша.
Первый метод: искоренение. Вы кладете ребенка в кровать, нежно целуете его и... уходите из комнаты. А потом игнорируете его вопли до утра.
Использовать эту стратегию, мы, конечно, не стали.
Второй метод: постепенное искоренение. Суть та же, что и в первой методике. Вы включаете «белый шум» для успокоения малыша. Кладете ребенка в кроватку, нежно целуете и уходите. Возвращаетесь через каждые 10 минут, говорите: «Хороших снов тебе, малыш! Я тебя люблю!» и снова уходите. Из этой методики мы попробовали только «белый шум». Тимоша орал под него, как и без него.
И третий метод: угасание. Укладываете ребенка в кровать, если он начинает плакать, берете на руки, качаете некоторое время, потом снова укладываете. Цикл повторяете до бесконечности.
Этот гуманный метод мы решили опробовать. Действительно, цикл повторялся до бесконечности. Тима при этом выглядел очень счастливым, а я не очень!
В итоге все вернулось на круги своя.
Однажды был самый обычный вечер. Муж на работе. Дочери требовалась помощь мамы в математике, старшему сыну — мамин контроль над уборкой в шкафу. На плите норовил подгореть ужин. Тима хотел спать и истошно орал, требуя укачивания. Открытый рабочий экселевский файл хотел быть отправленным в сжатые сроки.
Все, кроме ужина и Тимы, могли подождать. Кастрюлю с пловом пришлось убрать с горячей конфорки. Я зашла к Тимофею в комнату, включила первое, что попалось на телефоне из музыки для детей, немного покачала его на руках и, положив в кроватку, сказала: «Дорогой, если хочешь орать — ори, маме очень некогда!». Некоторое время под «Лунную сонату» Бетховена раздавались Тимины возмущенные вопли. Я зашла в комнату через пару минут, он стоял в кроватке. Снова положила его и снова вышла.
Такое безобразие продолжалось минут пятнадцать. Под красивые звуки «Лунной сонаты» я упрямо укладывала вскакивающего в кроватке Тиму. Потом он, видимо, смирился со своей участью и уснул.
Нечаянно нашлась приемлемая для нас стратегия. Следующие несколько дней я укладывала спать Тимку точно так же. Потом он уже не плакал в кроватке, он стоял и весело щебетал исключительно под «Лунную сонату». Недовольство другой музыкой Тимофей выражал криком. Раз за разом сын засыпал быстрее. А если просыпался ночью, то засыпал сам без криков. Недавно у нас была первая полностью спокойная ночь, Тимоша не проснулся даже покушать и проспал до утра.
Вот так я научила Тимку засыпать самостоятельно и до мельчайших подробностей выучила «Лунную сонату».