Второй, после выполнения домашних заданий, камень преткновения между родителями и детьми — уборка, наведение порядка в комнате. Невнимательным и несобранным детям, детям с СДВГ поддержание порядка дается особенно трудно. И прежде чем требовать от ребенка убраться в комнате, его надо этому научить. Мама гиперактивного ребенка Ирина Лукьянова делится своим опытом.
У психолога Екатерины Мурашовой среди очерков о работе с детьми и взрослыми, которые она публикует на портале "Сноб", есть прелестная история под названием "И повесь костюм!" (она входит и в состав ее книги "Любить или воспитывать"). Это история мамы, которая безуспешно пытается научить своего сына, рассеянного музыканта Леву, вешать свой костюм, когда он приходит домой.
Годы проходят, Лева живет в другой стране и по-прежнему не умеет наводить порядок дома. А мама его тоскует: "Я так редко вижу его теперь. А в детстве он был со мной каждый день... И как я тратила это время? Ведь с ним всегда можно было интересно поговорить — о музыке, о книгах, об отношениях людей... Ведь Лева так и остался несобранным! Кто это мне сказал, что я могу его изменить? Где я прочитала или услышала эту глупость? Ведь я иногда по полдня ходила за ним с этим костюмом! Нет бы мне самой его за минуту повесить! И сколько было бы свободного времени для общения с моим дорогим мальчиком..."
Об этом, пожалуй, стоит помнить, пускаясь в долгие, безнадежные битвы за порядок в комнате.
Алгоритм уборки: чек-лист
А теперь — вырабатываем алгоритм уборки. Работаем над одним навыком за один раз. Скажем, на этой неделе учим заправлять постель (именно учим, а не ругаем за то, что он этого не умеет).
Нам, взрослым, кажется, что уборка квартиры — это так просто, что люди просто рождаются с этим умением. На самом деле наводить порядок ребенка надо учить. Особенно ребенка неорганизованного. Для него "убери в комнате" — это неподъемное задание. Примерно как "съешь слона": слон такой огромный, как же его съесть?
Вот как раз уборка — хорошее место и время, чтобы научить человека есть слона по кусочкам. Или — делить большое и непосильное задание на несколько маленьких и посильных.
Для начала договоримся: чего мы хотим прямо сейчас? Серьезной генеральной уборки или минимальной косметической? Например — заправить постель, убрать вещи в шкаф, собрать игрушки после игры?
Или пылесосить и мыть пол тоже надо? А вот пыль вытирать на шкафах мы сейчас не будем. И грязь с косяка тоже не будем оттирать.
Убирать гораздо веселее в компании — не чувствуешь себя таким одиноким наедине с кучей работы. Нам с детьми всегда помогало поделить зоны ответственности и работать вместе. Для этого хорошо бывает обсудить с ребенком, с чем он легко справится сам, а где ему нужна мамина помощь.
Выясняем, что значит "комната убрана", "на столе порядок". Вот один из возможных вариантов памятки "Что считать убранной комнатой".
- Кровать застелена.
- На кровати нет вещей.
- Одежда убрана в шкаф.
- На столе ничего не валяется.
- На полу ничего не лежит.
- Игрушки лежат в ящиках.
- На столе есть свободное место для уроков.
- Книги стоят на полке.
- Тетради лежат стопками.
- Пол чистый.
- Подоконник вытерт.
Этот список можно дополнить или сократить. Хорошо превратить его в чек-лист, где напротив каждого дела ставится отметка о выполнении.
Как хвалить ребенка за сделанную работу
Когда мы видим хорошо сделанную работу, мы ее хвалим. Не умницу-лапочку ребенка, а хорошо сделанную работу. Когда мы видим, что работа сделана так себе — показываем, что не так, и помогаем переделать. За хорошую работу выдаем бонусы.
Важно помнить: сарказм совершенно неуместен. Если ребенок никогда не убирал в комнате, а тут вдруг проявил чудеса трудового энтузиазма и убрал, это повод радоваться, а не иронизировать.
Отдельно хочу сказать про фразу "Можешь, если захочешь". Иногда наши дети вдруг показывают чудеса. То ли им хочется нас порадовать, то ли себя проверить — но иногда домашнее задание вдруг оказывается написано идеальным почерком, посуда помыта без напоминаний, комната убрана, уроки сделаны...
Это вовсе не значит, что ребенок может это делать всегда, но не делает, потому что ленится. Как правило, все это совершается в режиме подвига, чтобы порадовать родителей или поразить учителя. И это достойно серьезной похвалы, а не иронии в духе "сподобился, наконец".
Когда ребенок совершает чудеса, он демонстрирует нам свою зону ближайшего развития. Это значит, что он уже освоил эти навыки, но их повседневное применение для него пока трудно. Тем не менее, он может один раз это сделать, напрягая все свои силы — как мы, наверное, можем развить бешеную скорость, убегая от грабителя или догоняя поезд.
Список домашних дел — по выбору
"Золушкины списки" — мое домашнее ноу-хау. Моя дочь гораздо лучше относилась к спискам дел тогда, когда у нее была возможность выбирать дела, которые ей больше нравятся. Мы помним: мачеха оставляла Золушке множество разных поручений.
— Матушка, можно я поеду на бал?
— Можно, конечно. Только прежде прибери в комнатах, вымой окна, натри полы, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь розовых кустов, разбери семь мешков фасоли (белую отдели от коричневой), познай самое себя и намели кофе на семь недель.
Я обычно писала в списке полный перечень дел на сегодня, и моя Золушка могла выбрать себе половину из них, а вторую половину делала я. Вот один из таких списков. Если в скобках стоит цифра 2 — это значит, что дело большое и считается за два.
- Подмести в коридоре
- Помыть раковину в ванной
- Вынести мусор
- Помыть посуду
- Покормить шиншилл
- Прибрать на столе в кухне
- Вынуть из стиральной машины и развесить белье (2)
- Зарядить следующую стирку
- Выгулять одну собаку (2)
- Выгулять вторую собаку (2)
- Полить цветы
Если сегодня, например, дитя хочет проветриться, оно берет на себя выгул обеих собак и несколько небольших дел: покормить шиншилл, полить цветы и вынести мусор. А если дитя решительно не хочет одеваться и выползать на мороз, оно берет на себя возню по хозяйству, оставляя мне выгул собак. Но работа по дому все равно оказывается сделанной.
Надо сказать, Золушкины списки нам были нужны где-то до окончания школы — после этого Золушка сама уже видела, что надо сделать самой, а куда отправить младшего брата, он как раз подрос.