Как избавиться от зависимости от компьютерных игр у ребенка и подростка? Ведь в отличие от химической зависимости (пристрастию к алкоголю, наркотикам) совсем убрать из жизни предмет зависимости не удастся — компьютер нужен для учебы в школе, в дальнейшем — для работы. Как добиться того, чтобы ребенок не проводил за компьютером все свободное время, и компьютерные игры не стали его единственным досугом?
Сайя Ройне — детский и подростковый психиатр, работает в психологическом центре в финском городе Куопио. В своей работе она часто сталкивается с детьми и подростками, пристрастившимися к играм на компьютере. Вот как можно использовать метод освоение навыков, чтобы справиться с такой проблемой.
Проблема: ребенок не встает из-за компьютера
Когда мать Ниило записывалась на прием в центр, она предварительно сообщила Сайе, что ее 14-летнему сыну был диагностирован синдром Аспергера. Он был умным мальчиком, хорошо учился и превосходно разбирался в компьютерах, но у него почти не было друзей, и в общении с другими людьми он часто испытывал неловкость. Люди нередко обижались на него за неприятные и бестактные замечания. По словам матери, сын не мог понять чувств других людей, и в школе его часто дразнили сверстники. Еще одним признаком синдрома Аспергера у Ниило было то, что с самого раннего детства он зацикливался на каких-либо вещах.
— Как вы думаете, о чем мы сейчас поговорим? — спросила психиатр в начале первой встречи с подростком и его матерью.
— Не знаю, — буркнул мальчик.
Однако его мать сказала:
— У Ниило была плохая неделя.
— Это все из-за тебя, потому что ты мало разрешала мне играть в компьютер! — огрызнулся сын.
— Он полностью погряз в этих играх, — сказала женщина.
— А в какие игры ты играешь? — проявила Сайя интерес к увлечению мальчика.
— Моя любимая — Flash Point. Это замечательная игра. Там можно создавать собственное поле битвы, — восторженно объяснил подросток.
— А с кем ты играешь во Flash Point?
— Обычно один, но иногда с двоюродным братом или товарищем.
— Это беспокоит меня, — перебила мать. — Он так погружается в игру, что даже кричит: "Убей их! Убей их!", — она действительно выглядела встревоженной.
— А как вы пытались справиться с ситуацией? — спросила психиатр.
— Ну, я грозилась выключить компьютер, потому что все остальное не помогает. Но стало еще хуже. Он закатил жуткую истерику.
Ситуация стала настолько серьезной, что мальчик перестал выполнять домашние задания. Он даже четыре дня подряд не ходил в душ. Кроме того, он пригрозил матери отомстить, если только она тронет провода от компьютера.
— А больше вы ничего не пытались сделать? Что-нибудь, что помогло бы? — спросила Сайя.
— Мы как-то сели всей семьей и хотели написать соглашение об использовании компьютера Ниило и его младшим братом, — ответила мать.
— Прекрасная идея, — похвалила психиатр и посоветовала матери сделать это.
Прежде чем завершить встречу, Сайя показала матери и сыну рабочую тетрадь по освоению навыков и рассказала об основных принципах методики. Заметив, что они оба проявили интерес, она продолжила:
— Я бы хотела, чтобы вы уделили время тому, чтобы сесть и подумать вместе, каким умением нужно овладеть Ниило, чтобы справиться со своей проблемой. Как вы думаете, сможете вы это сделать?
Оба кивнули.
— Ну вот и хорошо. А ты, Ниило, должен сделать еще кое-что. Мне хочется, чтобы ты к нашей следующей встрече придумал для своего навыка какое-нибудь кодовое название.
Вариант решения: научиться прекращать играть на компьютере
Через три недели психиатр вновь встретилась с подростком и его матерью. Оба они по сравнению с первой встречей казались куда более спокойными. За это время они стали реже ссориться из-за компьютерных игр. На семейной встрече был подписан договор об использовании компьютера всеми членами семьи, где каждому отводилось определенное время, а кроме того, они решили, что нужно сделать один день в неделю вовсе свободным от компьютера. Однако Ниило все еще не мог сам прекратить игру, пока ему не говорили об этом.
— Вы подумали об умении, которым Ниило нужно овладеть? — спросила психиатр.
— Я думаю, он должен научиться прекращать играть, — сказала мать.
— Ну хорошо. Ниило, а ты подобрал этому умению название?
— Я назову его "Форматирование".
— Как форматирование жесткого диска компьютера?
— Да.
— Это умно. Значит, теперь у нас есть умение и даже название для него. Прекрасно. Теперь нам нужно подумать, что хорошего для тебя будет в том, что ты овладеешь этим навыком?
Подросток понял, чего от него хотят, и сразу же начал перечислять различные преимущества умения:
— Мама перестанет на меня кричать; дома будет более спокойная обстановка, а у меня останется больше времени на то, чтобы гулять и нормально делать уроки.
— И ты станешь лучше учиться, — добавила мать.
— Можешь придумать себе какое-нибудь существо силы или покровителя, который будет помогать тебе освоить "Форматирование"? — спросила Сайя.
— Это может быть животное?
— Конечно, почему нет?
— Тогда пусть моим существом силы будет наша кошка Миссе.
— Хорошо, а кого ты попросишь помогать тебе?
— Маму и папу... и моего младшего брата.
— Прекрасно. А теперь я хотела бы спросить у вас, — обратилась Сайя к матери, — почему вы уверены в том, что Ниило сможет освоить "Форматирование"?
— Я считаю, что он справится, потому что обычно он учится всему, чему захочет выучиться, и потому что он сам понимает, что для него это будет хорошо, — ответила мать.
Потом Сайя объяснила мальчику, что в проект освоения навыка обязательно входит празднование победы, и спросила его, как он хотел бы отметить свой успех в овладении "Форматированием". Ниило подумал немного, потом взглянул на мать и спросил:
— А можно будет купить шоколадных пирожных и кока-колы и устроить семейный праздник?
Они договорились, что, если он забудет о своем умении, Миссе и мама должны будут напоминать ему об этом, мурлыча: "Форматирование". Подросток также сказал, что он мог бы научить этому навыку и своего младшего брата.
Когда мальчик с мамой собирались уходить, Сайя задержала мать, чтобы переговорить наедине. Она сказала ей о том, что подкреплять положительные изменения в поведении Ниило можно "добрыми слухами", то есть рассказывать кому-нибудь о его успехах в его присутствии.
— Это хорошая мысль, — сказала мать. — Я могу хвалить его в разговорах с мужем, с его бабушкой и тетей.
Результат: сначала уроки, потом компьютер
Через два месяца Ниило с матерью пришли на третью встречу.
— У меня все прекрасно! — провозгласил он, только зайдя в кабинет.
Мать подтвердила его слова и сказала, что сын хорошо закончил учебный год и несколько раз совершенно самостоятельно вставал из-за компьютера.
— Я всегда сначала делаю уроки и только потом сажусь за компьютер, — добавил мальчик.
Были и другие улучшения. Ниило не ввязывался в школе в драки, несмотря на то что пару раз его начинали задирать из-за каких-то неуместных слов.
— Ему как-то удавалось держать себя в руках и не лезть в драку. А кроме того, он стал больше рассказывать нам и учительнице о том, что с ним происходит, и даже завел пару новых друзей в классе.
Встреча завершилась разговором о том, какой праздник организует Ниило со своим младшим братом, когда, как указано в договоре, оба они достигнут успехов в прекращении игры в компьютер.