Зачем приглашать кого-то посидеть с малышом, если вы пока не работаете? Для того чтобы облегчить ребенку адаптацию к детскому саду. Ведь главные проблемы детей, которые трудно привыкают к садику, – это научиться оставаться без мамы и уметь проводить время с другими взрослыми. Вот что стоит сделать для психологической подготовки ребенка к детскому саду.
Сделайте круг общения ребенка более широким
Конечно, это не касается первых дней жизни крохи, когда он неразрывно связан с мамой. Но потом надо стараться прибегать к помощи и бабушек с дедушками, и других родственников, и подруг — всех тех, кому вы сами доверяете. Пусть ваш малыш привыкает не только к маме. Ведь каждый человек, который встречается в его жизни, может дать ему что-то своё. Чем больше людей в жизни крохи, тем больше они ему могут дать, тем легче ему будет привыкнуть к воспитателю в детском саду.
Ошибка
— Не приставай к тете. Ей сейчас не до тебя.
Правильно
— Хорошо вы вчера поиграли с бабушкой Валей? А сегодня с тобой хочет поиграть твоя тётя Мила. Интересно, какие игры знает она?
Правильно организуйте процесс общения ребенка с другими людьми
Вначале дайте малышу немного привыкнуть к новому человеку. Делать это нужно постепенно. Очень хорошо начать общаться с ним, держа ребёнка на руках. Вместе пообедайте, сходите погулять, поиграйте, если есть возможность. Пусть кроха увидит, что новому человеку можно доверять, он свой, он хороший.
Чтобы не возникло проблем, объясните тому, на кого вы оставите ребёнка, распорядок дня, подготовьте любимые развлечения малыша, игрушки, блюда, которые он ест с удовольствием. Обеспечьте связь, чтобы при необходимости вас легко можно было найти.
Ошибка
— Если ты будешь кричать, няня тебя накажет. Не вздумай плохо себя вести!
Правильно
— Это няня Лиза. Она очень добрая и хорошая. Она тебя покормит, погуляет с тобой, а потом вы будете делать что-то интересное. Но это секрет. Когда я приду, ты мне о нём расскажешь. Хорошо?
Вот стихотворение, которое "поднимет дух" малыша и покажет, что оставаться без мамы, но с кем-то из родных – не так уж плохо.
Мы работаем!
Мама ходит на работу,
Папа ходит на работу,
Много дел и у меня,
И работает со мною
Наша дружная семья!
С бабой Машей варим кашу,
С тётей Любой пол метём,
С дядей Петей мы играем,
А потом гулять идём.
В зоопарк — с сестрёнкой Ирой,
С братом Мишей — в магазин,
С дедом мы машину чиним,
Покупаем ей бензин.
Папа, мама — на работе.
Много дел и у меня.
И работает со мною
Наша дружная семья!
Учите ребенка оставаться без вас поэтапно
Многие мамы думают, что находясь постоянно рядом с ребёнком, следя за каждым его шагом, поступают правильно. Но эта суперопека может обернуться для ребёнка проблемой. Он не сможет существовать автономно, контролировать себя, занимать себя, принимать решения. Оставшись даже на минуту без мамы, он начнёт паниковать. Нужно хотя бы понемножку учить его делать что-то самостоятельно.
Начинать можно с игр. Ребёнок складывает мозаику — мама рядом готовит. Следующий этап — малыш играет в кубики в соседней комнате, мама занята своими делами. Не нужно постоянно ходить за ребёнком по детской площадке. Обеспечьте ему безопасную среду и дайте возможность действовать автономно. Зная, что вы всегда придёте на помощь, ребёнок не будет вас постоянно дёргать и звать, а научится контролировать и занимать себя самостоятельно.
Ошибка
— Никуда не отходи от меня! Ни на шаг! Придёт злой дядя и заберёт тебя.
Правильно
— Зайка, я рядом, в ванной, мою голову. Если тебе что-то будет нужно, я помогу.
Придумайте, чем занять ребенка в ваше отсутствие
Если сидеть и скучать без дела, время будет тянуться очень долго, а разлука станет невыносимой. Подберите малышу занятия, которые легко отвлекут и развлекут его. Вы сами знаете, что больше всего может его заинтересовать: рисование, лепка, строительство, пазлы или игра в куклы. Или попросите его в ваше отсутствие подготовить какой-нибудь сюрприз: нарисовать портрет, сделать своими руками подарок, научиться чему-то новому, чтобы потом вас удивить.
Ошибка
— Пока меня не будет, не вздумай разбрасывать игрушки.
Правильно
— Смотри, что я купила: новые фломастеры. Ты так хорошо рисуешь. Только не говори, что именно будешь рисовать. Я приду, угадаю.
Наградите за ожидание
Малыш так старался, так хорошо себя вёл, не капризничал без мамы, терпеливо ждал. Значит, он молодец и достоин награды. Это не обязательно может быть какое-то угощение или игрушка, но и обещание поиграть, почитать, рассказать сказку или сходить куда-нибудь. Ребёнок будет доволен похвалой или подарком и в следующий раз легко вас отпустит по делам.
Ошибка
— Я обещала принести тебя яблоко? Значит, принесу в следующий раз.
Правильно
— Ты так хорошо себя вёл без меня! Умница! В выходные мы пойдём в парк.
Сказка о том, что и без мамы бывает интересно
Жила на свете маленькая обезьянка. Однажды мама сказала ей:
— Маленькая обезьянка! Мне нужно пойти собрать бананы. Иначе нам нечего будет есть. А с тобой посидит дядюшка слон.
— Что? — начала капризничать обезьянка. — Дядюшка слон? Не хочу слона!
— Но почему? — удивилась мама.
— Он большой, серый и носатый!
— Ты так говоришь, потому что ещё его не знаешь! — улыбнулась мама. — Сейчас сама увидишь.
— Привет, красавица! — сказал дядюшка слон. — Смотри, что есть у меня!
И протянул обезьянке огромный апельсин. Самый спелый, самый сочный.
— Где ты такой взял? — удивилась обезьянка.
— Достал с самой верхушки дерева. Поняла, для чего мне такой нос?
— Мама! Я хочу много таких апельсинов! — начала просить обезьянка.
— Ну хорошо, — согласилась мама, — идите с дядюшкой слоном за апельсинами. А я пока соберу бананы.
Оказалось, что хоботом слон может не только срывать апельсины, но и дуть, устраивая сильный ветер, а набрав воды, выпускать целый фонтан. Ой, как с ним было весело!
С тех пор обезьянка больше не боялась других зверей. С тётушкой зеброй они играли в догонялки. С дядюшкой бегемотом плавали в пруду. Носорог катал её на своей широкой спине.
И она спокойно отпускала маму за бананами. Ведь с ней были её взрослые друзья. Добрые и надёжные.