Бывает, что ученику неплохо дается русский язык в начальной школе, но вот запоминать словарные слова и тем более писать диктанты не получается — слишком много ошибок. Повысить грамотность помогает прием, который называется "орфографическое чтение".
Если регулярно давать школьникам задание читать тексты вслух, чётко проговаривая слова по слогам, а потом их записывать, они запомнят форму слов через артикуляционную моторику.
- Берём любую детскую художественную книгу или специальное упражнение из сборника диктантов (тексты для орфографического чтения — ниже). Предлагаем ребёнку прочитать его вслух по слогам (как пишется).
- Даём задание выписать наиболее трудные для него слова. Затем просим по возможности объяснить правописание этих слов или обыграть с помощью одного из приёмов запоминания — например, графических ассоциаций.
- Отвлекаем ученика другим небольшим заданием. Например, можно нарисовать к тексту иллюстрацию.
- Теперь диктуем исходный текст, чётко проговаривая слова (орфоэпическая диктовка). Ребёнок записывает. Не разрешаем пользоваться книгой и списком слов.
- Предлагаем самостоятельно проверить написанное, не заглядывая в книгу.
- Закрываем тетрадь с диктантом, открываем образец текста в книге и просим посмотреть написание слов, насчёт которых возникли сомнения.
- Закрываем книгу, открываем тетрадь и предлагаем ученику по памяти исправить свои ошибки.
- Проверяем написанное. При необходимости вместе делаем работу над ошибками.
Метод орфографического чтения хорошо себя зарекомендовал, есть много положительных результатов. С помощью него писать грамотно учатся даже старшеклассники.
Но упражнение это не из лёгких, оно требует особой тренировки, потому что при чтении по слогам дыхание сбивается, и дети начинают непроизвольно зевать. Для орфографического чтения тексты надо подбирать небольшие, но насыщенные достаточно трудными для ребёнка словами. Вот варианты текстов из "Азбуки" Льва Толстого.
Мудрый старик
Старик сажал яблони. Ему сказали:
— Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.
Старик сказал:
— Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
Собака и ее тень
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, — она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки; того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни при чём.
Ворон и лисица
Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:
— Эх, ворон, как посмотрю на тебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.
Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:
— Ах, ворон, коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём.
Обезьяна и горох
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.
Муравей и голубка
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.