Чтение открывает перед детьми безграничные горизонты знаний, обогащает внутренний мир и способствует развитию критического мышления. А в эпоху информационных технологий и клипового мышления умение воспринимать и анализировать большие объемы текстовой информации становится не только базовым навыком, но и конкурентным преимуществом во взрослой жизни. Как именно научить ребенка читать, чтобы процесс был увлекательным и полезным, рассказывает Лада Силина, кандидат исторических наук, директор ОАНО "Школа и детский сад "МИР" в Доброграде.

С какого возраста начинать учить ребенка читать?
Чтение — это не только навык распознавать буквы и складывать слоги в слова. Это еще и способность понимать смысл и содержание текста, систематизировать прочитанное и логически мыслить. Поэтому предпосылки к развитию этого навыка появляются с самого раннего возраста, когда родители читают малышу вслух. По данным исследований, чтение ребенку вслух в 6 раз повышает интеллектуальные способности малыша и ускоряет его развитие. Именно поэтому умение читать нужно развивать как можно раньше — например, начать с чтения ребенку вслух, когда малышу исполнится год.
Хорошо бы ввести в семье традицию читать ребенку книги перед сном каждый вечер. Кроме очевидной пользы, это поможет связать с чтением самые трепетные и теплые моменты совместного семейного досуга, что в дальнейшем привьет ребенку любовь к книгам.
Как сделать процесс увлекательным?
Важно придать процессу обучения игровую форму, ведь дети познают мир через игру. Помимо игр, существует несколько правил, которые помогут создать правильную и продуктивную атмосферу для обучения ребенка чтению.
Правило 1. В доме должны быть книги или библиотека, а чтение должно стать семейной традицией. Есть простой принцип: если хочешь, чтобы ребенок читал, — читай сам.
Правило 2. Читайте вместе с ребенком. Совместное чтение делает проведенное время значимым для ребенка, усиливает эмоционально-ценностное значение чтения.
Правило 3. Задавайте как можно больше вопросов о содержании прочитанного. Диалог с ребенком рождает смыслы, мотивирует к поиску ответов, развивает интеллектуальные способности.
Правило 4. Обсуждайте детали книги, рассматривайте иллюстрации, изучайте растения и животных, подмечая их особенности. Стройте догадки. После этого ребенку будет интереснее узнать, о чем пишет автор.
Правило 5. Разыгрывайте историю в лицах. Имитируйте треск поленьев в камине, если на иллюстрации изображен камин. Делайте вид, что хотите откусить кусочек нарисованного пирожка. Воображение — отличный помощник в развитии навыков чтения.
Правило 6. Предложите ребенку отождествить себя с героем книги. Кроме глубокого проникновения в смысл прочитанного, это поможет в развитии эмоционального интеллекта, будет способствовать развитию эмпатии.
Правило 7. Хвалите ребенка во время чтения. Поддерживайте его шаги. Отметьте правильный выбор книги, успешно прочитанную страницу.
Правило 8. Делитесь своим мнением о книге. Обсуждайте с ребенком прочитанное на равных.
Правило 9. Читайте ребенку и дайте возможность ему самому читать о любимых вещах. Например, если ему понравилась история о кролике, то пусть познакомится и с другими книгами об этом животном.
Правило 10. Сравнивайте сюжет книги с реальным опытом из жизни. Делайте остановки в чтении, чтобы вспомнить истории из своей жизни и жизни ребенка, каким-то образом связанные с прочитанным. Так чтение не будет скучным.
Какие методики обучения чтению существуют?
Существует несколько основных методик обучения.
- Звуковой (или фонетический) метод — один из наиболее распространенных. Его часто используют логопеды, поскольку помимо прочего он помогает исправить дефекты речи. Кроме того, именно фонетический метод чаще всего применяется в начальной школе, поэтому многим он хорошо знаком. Его суть заключается в том, что сначала ребенок изучает звуки, учится их проговаривать, затем объединяет в слоги, а слоги — в слова. Для обучения используются карточки с буквами и слогами.
- Обучение по карточкам Домана: ребенку многократно показывают карточки со словами целиком, четко проговаривая их. Это метод раннего развития, который помимо чтения стимулирует повышение грамотности за счет визуального запоминания слова.
- Методика Монтессори позволяет вначале осязать буквы, вырезанные из бумаги, затем проговаривать их, а после складывать в слова и тексты.
- Игровая методика по кубикам Зайцева. Из специальных кубиков с нанесенными на разные грани буквами и слогами ребенок складывает слова.

Скорочтение: как обучить ребенка (и нужно ли это)?
Скорочтение — очень эффективная технология развития читательской грамотности, основанная на знании нейропсихологических процессов. Скорочтение позволяет быстрее улавливать и осмысливать содержание прочитанного.
Лучше осваивать скорочтение уже после того, как ребенок обучился чтению и может хорошо читать вслух. Оно эффективно учит читать "про себя". При этом важно понимать, что навык скорочтения не осваивается однажды и на всю жизнь — его нужно поддерживать и регулярно тренировать.
Но работа над развитием чтения, в том числе и скорочтения, — это не сухой рутинный процесс. Важно создание правильной атмосферы, чтобы ребенок не просто научился произносить слова, а полюбил чтение.
Обучение чтению — вполне посильная задача для родителей. Самое главное в этом деле — создать располагающую атмосферу, придать процессу игровой формат и не забывать о похвале и позитивном подкреплении. И, конечно, не стоит давить на ребенка или ругать его, если что-то не получается. Желаем приятного совместного чтения!