Научить ребенка читать пробовал каждый родитель, но не каждый добился успеха. Какие есть методики обучения чтению и в чем их плюсы и минусы, рассказала Алена Ефимова, логопед, олигофренопедагог и основатель сети детских образовательных центров IQ POINT.
1. Методика запоминания букв с помощью звуковых ассоциаций Алены Ефимовой
Данная методика применяет мнемотехнику и способна помочь детям запомнить буквы за одну демонстрацию. К каждой букве предлагаются картинки, создающие ассоциацию буквы с его звучанием. При этом предлагаемая к букве картинка соответствует форме заданной буквы, а также издаваемый объектом звук соответствует звучанию этой буквы. Например, для запоминания буквы "З" к букве предлагается изображение пчелы, форма которой повторяет форм буквы "З", с добавлением звука “з-з-з-з-з”. Это объясняется ребенку как звук крыльев.
А, например, к букве "Х" предлагается дублирующая картинка в виде скрещенных костей как на пиратском флаге. При этом ребенку эмоционально рассказывается легенда, как однажды пират чуть не подавился такими же костями и захрипел "х-х-х-х-х".
Такие поясняющее истории в комплексе со зрительными и слуховыми образами обеспечивают быстрый результат, повышая их мотивацию и самооценку. Известно, что мозг человека легче запоминает то, что поддается логическому объяснению. К методике прилагаются складовые ленты для быстрого обучению чтению слогов.
Сильные стороны данной методики:
- многие дети запоминают буквы таким способом всего за одну демонстрацию;
- звуковой метод обучения помогает запускать речь и скорректировать произношение;
- изучать буквы и учиться читать становится интересно, так как применяются яркие картинки, и материал можно преподносить в виде увлекательного рассказа или сказки.
К минусам методики можно отнести:
- для запоминания ассоциаций требуется развитая зрительная память;
- обучающий должен понимать принцип обучения, правильно объяснять и озвучивать ассоциации к буквам и уметь эмоционально рассказывать;
- некоторые картинки-подсказки дети могут ассоциировать с привычным им звучанием, а не предлагаемой методикой. Например, в методике самолет имеет форму буквы Н и летает со звуком "н-н-н-н-н”, но ребенок может продолжать ассоциировать звук мотора самолета как "в-в-в-в-в", что может растянуть обучение.
2. Классический метод обучения чтению при помощи выделения первого звука из слова
Ребенку показывают букву и картинку-подсказку, где изображен предмет, название которой начинается на заданную букву. Например, по этой методике, часто при изучении буквы “А” показывают изображение арбуза, а когда учат букву “К”, используют картинку с котом.
Сильные стороны данной методики:
- за 100 лет своего существования методика доказала свою эффективность;
- вычленение первого звука слова помогает развивать фонематический слух;
- сложный комплекс анализа букв развивает у детей память.
К минусам методики можно отнести:
- часто дети при виде буквы произносят название предмета;
- сложность этапов воспроизведения букв растягивает срок обучения, часто вызывая потерю мотивации;
- требует достаточно развитой зрительной памяти, чтобы запомнить предлагаемые к буквам картинки.
3. Целостное запоминание слов по методике Глена Домана
С помощью карточек со словами дети запоминают слова целиком, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным. Например, родитель показывает карточку, где нарисован кот, и произносит слово “кот” вслух. За короткое время озвучивают сразу несколько карточек и такое обучение повторяют несколько раз в день. Так ребенок запоминает слово, опираясь на его написание.
Сильные стороны данной методики:
- используя этот метод, дети могут развить навыки раннего чтения, часто учась распознавать и читать слова;
- обучение узнавать слова, опираясь только на его зрительный образ, помогает развивать фотографическую память;
- метод поощряет активное участие родителей в обучении чтению, способствуя установлению тесных связей и взаимодействию между родителями и детьми.
К минусам методики можно отнести:
- умение читать ограничивается только теми словами, которые применялись в обучении, при виде новых слов ребенок теряется;
- метод не делает акцент на фонематической осведомленности, которые важны для расшифровки незнакомых слов и развития беглости чтения.
Примечание эксперта: в младшем возрасте дети больше интересуются яркими картинками нежели однообразными и малопонятными для них знаками. В связи с этим некоторые критики утверждают, что этот метод может оказывать чрезмерное давление на маленьких детей с целью достижения результатов, что потенциально может привести к стрессу или тревоге.
4. Чтение по Монтессори
Основная идея методики Монтессори заключается в том, что дети перед произношением буквы пытаются ее написать. Для этого используются специальные тактильные карточки с буквами, по которым дети могут проводить пальчиком, одновременно называя соответствующий звук. Так ребенок знакомится с формой букв и их звуками, помогая себе перейти к чтению слов и фраз.
Сильные стороны данной методики:
- метод объединяет визуальные, аудиальные и кинестетические элементы, учитывает различные стили обучения и обеспечивает богатый и разнообразный опыт обучения;
- метод часто объединяет чтение с другими языковыми занятиями, такими как письмо, рассказывание историй и изучение слов, способствуя целостному подходу к развитию языка;
- у детей есть свобода прогрессировать в своем собственном темпе, что способствует индивидуальному обучению и позволяет им обрести уверенность и независимость в процессе чтения.
К минусам методики можно отнести:
- родителям и обучающим может потребоваться образование и поддержка, чтобы полностью понять и поддержать подход Монтессори к чтению;
- адаптация метода к традиционным образовательным условиям или средам, не связанным с системой Монтессори, может вызвать проблемы;
- еще один существенный минус методики — во время обучения требуется много специфического наглядного материала, что может создавать барьер в применении методики.
5. Обучение чтению кубикам Николая Зайцева
Методика "Кубики Зайцева" помогает детям научиться читать, используя игровые кубики со складами и буквами. Детально продуманная методика имеет в комплекте 52 кубика, наполненных железными элементами для звонких согласных, и деревянными элементами для глухих согласным. Кубики разделяются по цветам и размерам: большие кубики – это твердые слоги, а маленькие – мягкие.
Сильные стороны данной методики:
- игровой способ обучения привлекает внимание детей и долго удерживает их вовлеченными;
- крупные знаки на кубиках, карточках и плакатах помогают сберечь зрение;
- методика доказала свою эффективность в обучению чтению детей раннего возраста.
К минусам методики можно отнести:
- дети, обученные читать по складам, с трудом переходят на деление слов по слогам;
- методика требует от обучающего знания технологии применения кубиков для обучения;
- часто родители, наслышанные об эффективности методики, после приобретения не могут применить его для обучения своего ребенка;
- еще одним существенным минусом является дороговизна комплекта.
Достижение баланса между безопасностью, пользой и удовольствием от обучения чтению
В заключение хочется подчеркнуть, что выбор методики должен учитывать уникальные особенности, интересы и предпочтения ребенка. Используя различные методы обучения, разработанные выдающимися и опытными педагогами, мы можем создать сбалансированный подход, который обеспечивает безопасность, пользу и удовольствие от обучения чтению. Это в конечном счете позволит раскрыть весь потенциал каждого ученика.
Уделяя приоритетное внимание безопасному, полезному и приятному процессу обучения, мы можем направить детей на путь становления уверенными в себе и способными читателями. Важно помнить, что основы чтения закладывают базу для обучения и исследований на протяжении всей жизни. Поэтому подходить к обучению чтению необходимо с заботой и вниманием, которых оно заслуживает.