Как написать деловое письмо, за которое вам будут благодарны

Деловая переписка: как прикреплять фото, текстовые файлы, давать ссылки

Если вы хотите, чтобы ваше письмо в ответ на вакансию или объявление прочитали, его надо писать по правилам, которые сложились в электронной деловой переписке. Не обязательно для этого штудировать толстую книгу — можно просто представить, в каком виде получателю будет удобно работать с вашим письмом. Какие же ошибки делают отправители, когда отвечают на вакансию или объявление?

Как сделать удобно получателю

Благодарить или показывать безразличие?

Иногда автор письма не хочет показаться слишком нуждающимся, поэтому включает показную холодность и напускную надменность. Получается, что он как будто бы хочет с нами работать, но вроде ему не очень-то и надо. Например, так (ниже выдержки из писем, которые мы сами получали от кандидатов на вакансии):

Случайно наткнулся на вашу вакансию в интернете.
Наткнулся в интернете на ваш блог. Что ж, занятно, иногда встречаются интересные мысли. Увидел, что вы ищете авторов...
Набрел на ваш сайт, в целом интересно. Можно попробовать с вами поработать.
Я никогда не был фанатом вашего сайта, но, раз вы предлагаете, могу прислать текст на пробу.
Безусловно, ваше предложение интересное, хотя и не без своих недостатков.
Могу уделить вам часть своего времени за достойную компенсацию, если посчитаете это целесообразным.

Мы толстокожие, но другие люди могут почувствовать себя некомфортно от таких заходов. Автор письма всеми силами подчеркивает, что мы ему не особенно интересны. И еще добавляет, что и сайтик у нас не очень, и блог не сказать что хороший... Впечатлительные люди не оценят эту холодность.

Кажется, что лучше наоборот: благодарить, выражать признательность, делать искренние комплименты и показывать, что автор письма настроен дружелюбно. Разумеется, при этом важно не переходить границы: не оценивать человека, а говорить о его работе; и даже не оценивать работу, а, скорее, говорить о собственных ощущениях.

Благодарить или показывать безразличие?

Хорошая идея — отметить конкретные достижения получателя, например, выпуски программы, артистов лейбла, конкретные статьи сайта или книги издательства. Так мы показываем, что искренне интересуемся работой организации, а не просто вставляем дежурную фразу ради приличия.



Как сделать удобно получателю

Получатель уже структурировал свой запрос так, как ему удобно. Например, если это вакансия, он перечислил требования к кандидату по пунктам. Мы ответим на его запрос ровно по этим пунктам и встроимся в его рабочий процесс.

Но это не всё. Теперь наша задача — подумать, как сделать работу с письмом еще удобнее, не нарушая заданную структуру. Если к письму прилагаются документы, полезно подумать, сможет ли получатель их открыть на своем компьютере. Например, если мы набираем текст в редакторе Pages для "Мака", документы могут не открыться в "Ворде", поэтому разумнее сделать экспорт в вордовский формат. Если мы присылаем презентацию со множеством графиков, разумно будет экспортировать ее в формат PDF, который гарантированно сохранит всё оформление и откроется на любом компьютере.

Если получатель не просил присылать фотографии типографского качества, есть смысл проверить фотографию. На многих телефонах сейчас получаются огромные фотографии, которые могут разорвать некоторые почтовые программы. Разумнее пересохранить фотографию в уменьшенном размере.

Если к письму прилагается несколько ссылок, полезно объяснить, что читатель там увидит. А если мы отвечаем на один вопрос несколькими ссылками, можно подсказать читателю главную.

Например, мы откликаемся на вакансию телеведущего выпуска новостей и у нас уже есть опыт работы за камерой. Тогда первой ссылкой поставим именно новости, а остальное — потом:

Примеры моей работы на камеру:

  • в выпуске новостей (студия): https://youtube.com/...
  • стендап: https://youtube.com/...
  • в развлекательной программе: https://youtube.com/...
  • в рекламе: https://youtube.com/...

5 ошибок отправителей

Часто, к сожалению, делают наоборот: так, как удобно отправителю, а не получателю.

Например, фрилансер сделал себе красивый личный сайт с работами, биографией и всем остальным, что нужно для резюме. Теперь ему удобнее не сочинять письмо на каждую вакансию, а кидать одну ссылочку. Но читателю может быть неудобно переходить на сайт и искать там нужную информацию. А удобство читателя нам важнее.

Дизайнеры считают абсолютным злом, когда им отправляют картинки архивом. В то же время отправить картинки таким образом очень удобно: сжал и кинул один файлик в письмо, дело на три секунды. Но, чтобы получателю посмотреть эти картинки, ему придется скачать и распаковать этот архив. С телефона посмотреть эти картинки он уже не сможет. Отправить удобно, получить — нет.

Еще бывает, получатель просит прислать ему документы, но не уточняет, сколько именно. И автор письма решает прислать всё, что у него есть: десятки рукописей на сотни страниц. Вроде как для верности — чем больше прислал, тем больше вероятность, что прочитают хоть что-то.

А всё как раз наоборот: видя, что в письме двенадцать документов, получатель может вообще не захотеть их разбирать — слишком сложная работа. Мы не в тех отношениях, чтобы получатель тратил время на все наши двенадцать вложений.

Подумайте еще о названии приложенных документов — в каком виде людям будет удобнее хранить их на компьютере?

У всех этих советов есть объединяющий принцип: нужно стараться сделать часть работы за получателя. Представьте, как человек будет работать, и подумайте, где бы вы могли упростить его задачу. Дополнительно представьте, что он работает с телефона. Как это повлияет на ваши решения?

5 ошибок отправителей

Если вы не соответствуете вакансии, но хотите рискнуть

Попробуем откликнуться на вакансию, которой не соответствуем. Здесь ищут руководителя, а мы только начинаем карьеру, поэтому на руководящую должность пока не тянем. Но есть огонь и азарт. Может, возьмут не руководителем, а кем-то еще?

Тут есть проблема: мы заранее знаем, что наше предложение не соответствует запросу. И если адресат хочет поскорее закрыть вакансию, любое наше письмо не попадет в точку: увидя, что мы не соответствуем вакансии, он просто отправит письмо в архив.

Но что если человека выбирают без спешки? Можно рассказать о себе и чем мы будем полезны, приложить доказательства и сделать письмо удобным для читателя.

Ключевое — не делать вид, что мы подходим, когда ясно как день, что нет. Не нужно делать из читателя идиота и притворяться компетентным, если даже мы сами понимаем, что это не так. Одно дело — юношеский задор и ощущение, что "я всё могу, дайте мне любую задачу". Другое дело — осознавать, что ты не подходишь, и всё равно идти напролом. Это неуважение.

Если вы не соответствуете вакансии, но хотите рискнуть

Приятно, что Иван дал возможность сразу закрыть его письмо, если он не подходит. Но парадоксально, это дает лишь больше поводов прочитать письмо до конца.

Хорошо, что Иван отобрал примеры работ, которые лучше всего соответствуют направлению компании. Если "Альфа" занимается финансовыми технологиями и сопровождением бизнеса, им вряд ли было бы интересно читать о воспитании детей или электронной музыке.

Да и в целом милое письмо: приветливое и без нужды.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Как написать деловое письмо, за которое вам будут благодарны"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

08.04.2019
Обновлено 08.04.2019
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Как узнать, почему вас не берут на работу после 50
Как узнать, почему вас не берут на работу после 50
Думаете, что не можете найти работу из-за возраста? А что на самом деле?
Как написать письмо в ответ на вакансию или объявление
Как написать письмо в ответ на вакансию или объявление
Деловая переписка: как правильно отвечать на вакансию
Хватит писать
Хватит писать "Доброго времени суток"! Чем заменить вредные штампы
5 ошибок деловой переписки: как написать деловое письмо вежливо
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!