Как найти работу, если декрет растянулся на 13 лет? История успеха

Хорошее образование, но долго сидела дома с детьми. Как составить резюме?

Искать работу женщине после 35 лет становится сложнее. А если еще мало опыта — например, мама долго сидела дома с детьми, как в недавнем обсуждении на 7е — то вообще трудно рассчитывать на работу по специальности. Особенно в сфере IT, где изменения происходят все стремительнее. Многие боятся не справиться, комплексуют - вот еще одно обсуждение в тему. Как доказать, что твое образование, полученное 15 лет назад, чего-то стоит? Что ты способна за короткое время из домохозяйки превратиться в аналитика баз данных? Вот история такого превращения.

Как подготовиться к собеседованию

Сбежать от двух подростков на работу

Закончив ВМК МГУ (факультет вычислительной математики и кибернетики), Марина вышла замуж за однокурсника, успела пару лет поработать по специальности, а вскоре с разницей в два года родила двоих детей. К детским садам супруги относились настороженно, заниматься детьми Марине нравилось, и ее выход на работу решили отложить до школы.

Но чем больше она узнавала о том, чему и как сейчас учат в школе, тем сильнее склонялась к идее домашнего обучения. Тем более что 7-летний сын серьезно занимался живописью, а 5-летняя дочка успешно танцевала в хореографическом ансамбле: совмещать нагрузки было бы нелегко.

В среднюю школу дети отправились уже в очную, как все — но с высокой мотивацией и умением самостоятельно заниматься без "надзирающего" взрослого. В 12 лет сын поступил в художественную школу, научился сам ездить на занятия, а Марина поняла, что хочет наконец выйти на работу и заняться интересным делом. Детям в будущем могли понадобиться репетиторы — и вообще подросткам полезно было почувствовать, что жизнь родителей крутится не только вокруг них.

Фактический перерыв в работе составил 13 лет. Если вычесть два декрета, трудовой стаж прервался почти на 9 лет. Как найти работу женщине 37 лет с хорошим образованием, но после большого перерыва? Работу не за копейки и с возможностью карьерного роста? Эту задачу Марина решила за три месяца — и теперь делится своим опытом.

Какие вакансии — ваши?

Прежде чем составлять резюме, размещать его на работных сайтах и рассылать потенциальным работодателям, надо определиться, на какую вакансию претендовать, и есть ли вообще спрос на вашу профессию.

— До рождения детей я работала тестировщиком, — рассказывает Марина. — Это специалист, который тестирует уже написанные компьютерные программы, находит дефекты и указывает на них разработчику. Нередко бывает так, что программный продукт неправильно создан с самого начала, а значит, мне как тестировщику предстоит мартышкин труд. И даже если ошибки в программе не такие критичные, убедить разработчика, что их нужно исправить — это отдельная история.

Но этими навыками я хорошо владею, поэтому первое резюме составила на вакансию тестировщика. А второе — на бизнес-аналитика: общаться с клиентом и на основе его пожеланий составлять техзадание для разработчиков программ. Бизнесу ты объясняешь, что можно сделать, а разработчикам — что бизнес хочет. У меня не было опыта такой работы, зато эта специальность — как раз мой профиль по диплому.

Третье резюме Марина составила, как учат психологи, для "работы мечты" — на должность специалиста по отчетности. Эта работа предполагает составление аналитических отчетов на основе больших баз данных.

— Для нее у меня был мощный багаж знаний по высшей математике и строению баз и небольшой практический опыт, полученный на прошлых работах. И именно на такую работу я в итоге и вышла. На стартовую позицию, но все же не со "студенческой" зарплатой — и с наставничеством, перспективами роста и широкими возможностями для обучения.

По всем трем вакансиям в сфере IT было много предложений, даже с опытом работы от 1 до 3 лет, как у нашей соискательницы. И Марина начала готовиться к собеседованию.



Как составить уникальное резюме

Главная проблема при составлении резюме для Марины была — объяснить длительный период сидения дома с выгодой для себя:

— Если этого не сделать, то я как соискатель буду выглядеть бледно: 10 лет была домохозяйкой — и вдруг решила на работу выйти. Кроме того, из-за такого разрыва сайт HeadHunter даже не хотел публиковать мое резюме.

Марина начала читать советы HR-специалистов по трудоустройству. Автор одного из блогов настаивала: про каждое качество, о котором вы пишете в резюме, у вас должна быть реальная история — как вы это качество проявили. Пишете "коммуникабельный" — извольте доказать, привести пример: с кем и по поводу чего коммуницировали, какую проблему удалось решить.

— И тут я поняла, как мне подать опыт семейного обучения детей и в то же время заполнить перерыв в работе, — делится Марина. — Я написала, что с 2011 по 2017 год работала репетитором, и в скобках пояснила: организовала домашнее обучение своих детей по всем предметам, включая английский, подготовку к экзаменам, подготовку материалов для сдачи экзаменов. Изучила законодательство о семейном обучении, оформила документы с администрацией школы, организовала аттестацию. Мои дети теперь в школе отличники.

К слову, в компании, куда Марина в результате устроилась на работу, это прочли. Коллеги даже поинтересовались потом при личном общении: а как это — учить детей дома? Их это зацепило.

— Бессмысленно переписывать чужое резюме, — поясняет Марина. — Нужно понять, что реально вы хорошо умеете делать, и именно это презентовать и подтверждать примерами из жизни. Даже если был большой перерыв в карьере — чем-то же в это время вы занимались? Чем вы хороши — то и продавайте. Я свою ответственность и организованность могу продавать смело.

Большое значение для работодателя имеет и образование, считает Марина: "Даже на домохозяйку с ВМК людям посмотреть интересно". А кадровики признаются: часто отбор подходящих резюме начинается с поиска по названию вуза.

А вот зарплату Марина в резюме не указывала — это увеличивает количество просмотров. Но для себя ее надо четко знать, так как при первом же телефонном звонке HR спрашивает "ваши ожидания по зарплате". Ожидания Марины были достаточно скромными:

— Мне было важнее найти место, где я смогу многому научиться в комфортных условиях. А через год с этими знаниями можно будет и про деньги подумать, если на текущей работе вдруг не повысят.

Как подготовиться к собеседованию: все превращаем в достижения

Тот же HR-блог с советами по трудоустройству (Марина теперь изучала его еще внимательнее) рекомендовал: мало знать, какие вопросы вам могут задать на собеседовании при приеме на работу, — надо подготовить на них ответы, и тоже с примерами.

— Собеседование идет полчаса, — вспоминает Марина, — и если на предложение "расскажите о себе" говорить, что в голову взбредет, вы просто не успеете себя презентовать. Подготовьтесь (напишите свою речь, отрепетируйте перед зеркалом) и рассказывайте то, что вам нужно.

Для структурирования информации о себе Марина пользовалась системой STAR, от английских слов situation, task, action, result. Любые примеры удобно выстраивать по схеме: в чем заключалась ситуация; какой была задача, что надо было сделать; какие ты предпринял действия; каким был результат.

— Вам точно зададут вопрос: какие ваши достижения? Или: какие у вас недостатки? Или: что самое сложное вы делали на работе, — продолжает Марина. — На первом собеседовании (оно произошло стихийно, я к нему не готовилась) пришлось на месте вспоминать — перерыв-то большой.

В результате к последнему собеседованию я уже на вопрос о сложностях складно рассказывала примерно следующее. "Работа тестировщика оценивается по количеству найденных дефектов. Я нашла дефектов в два раза больше, чем мой предшественник. Строго соблюдая методологию тестирования, проверила результаты его работы и обнаружила множество дефектов, на которые он не обратил внимания. При этом всегда успевала закончить свою работу в срок, хотя объем ее был больше".

Зачем читать отзывы о компаниях и их руководителях

Как подготовиться к тестовому заданию

Марина не знала, сколько займут поиски работы, поэтому делала все параллельно: улучшала резюме, прорабатывала вопросы для собеседования и готовилась к тестовому заданию. Во всех статьях, посвященных выходу на работу после декрета, есть эта рекомендация: "поднимать" знания и навыки по профессии заранее. Это не пустые слова, убедилась Марина:

— В описании любой вакансии всегда перечислены программы, в которых надо уметь работать, — их надо вспомнить или освоить. Читаешь вакансию, встречаешь незнакомые термины — все надо гуглить. Я считаю, что если собираешься устраиваться на работу через год, уже пора начинать готовиться — хотя бы одну задачку в день решать.

Пока дети были в школе, Марина решала задачки на компьютере, вспоминала программы. Пока ждала дочку с занятий, читала книжки по тестированию и аналитике.

— Через две недели после того, как я начала искать работу, меня пригласили на собеседование в крупную компанию: им нужны были тестировщики, — рассказывает Марина. — Тестовое задание я сделала, на все вопросы ответила. Мной остались довольны, сказали, чтобы я заполняла анкету для службы безопасности. Так я поняла, что на вакансию "тестирование" меня берут, и если захочу, на такую работу я всегда выйду.

А иногда тестовое задание показывает, что работа в этой компании тебе совсем и не нужна. Так, в процессе собеседования на вакансию бизнес-аналитика Марине дали решать... олимпиадные задачи по математике для 5-го класса. Не спросив ничего непосредственно по работе. Потом в процессе общения выяснилось, что руководство вообще не очень представляет, чем новый сотрудник должен заниматься.

— Тестовое задание — с одной стороны, стрессовая ситуация, особенно для того, кто долго сидел дома, — говорит Марина. — С другой — отличная возможность продемонстрировать все те красивые качества из резюме — самостоятельность, заинтересованность и так далее. Так, в одной компании мне дали домашнее задание: прислали excel-файл с кучей данных и попросили сделать исследование по этим данным и отразить его в презентации.

Сразу куча вопросов: как это должно выглядеть, надо ли делать красиво? Благодаря видеокурсам про Excel и Power Point, которые смотрела для "повышения квалификации", я смогла использовать фирменный стиль компании, и с технической стороной этого задания у меня не было проблем.

Зачем ходить на собеседования

Почему HR-консультанты советуют оповестить всех знакомых о том, что вы ищете работу, и рассылать резюме максимально широко? Не для того, чтобы быстрее найти место, а чтобы научиться ходить на собеседования и разобраться в себе, убеждена Марина:

— Нельзя на свое первое собеседование идти туда, куда ты действительно хочешь попасть на работу. Надо походить по всяким ООО "Рога и Копыта" и потренироваться себя презентовать. Когда я попала к своим нынешним работодателям, я уже много где побывала и чувствовала себя достаточно расслабленно.

Также собеседования помогают:

  • понять, какие вопросы, какие ситуации ставят тебя в тупик, и отработать их;
  • научиться спокойно реагировать на фразу: "У вас нет опыта работы". (Вообще-то это понятно из резюме. Зачем тогда вы меня позвали?)
  • привыкнуть к тому, что везде начинают "сбивать" зарплату: если в вакансии указано 80 тыс. руб., тебе предложат 60, и так далее;
  • разобраться, в каких компаниях и с какими людьми ты не хотел бы работать, научиться отказывать, если вакансия тебе не походит.

— Хороший начальник знает, кто ему нужен, как он будет этого человека использовать, как этот человек в его коллектив вольется, — считает Марина. — И если тебя честно и осознанно выберут, то ты скорее всего впишешься и с работой справишься.

Зачем читать отзывы о компаниях и их руководителях

Если тебе прислали письмо, и там фигурирует фамилия руководителя, который будет проводить собеседование, можно навести справки. С крупными компаниями это сделать сложнее, с маленькими — вполне реально.

— От одного собеседования у меня остался неприятный осадок, — делится Марина. — Руководитель небольшой консалтинговой фирмы так и не объяснил мне, правильно ли я решила тестовое задание, явно не жаждал заниматься моим обучением и по всем признакам не собирался меня брать, хотя и ввел в курс дела.

Вернувшись домой, я нагуглила отзыв человека, который занимал эту должность до меня, — и поняла, что мне действительно туда не надо. А ведь могла выйти, через месяц уволиться и подпортить себе резюме.

Сделать свои 50 шагов к цели

Через два месяца поисков работы Марина приуныла: ее везде брали, но она всем отказывала. Где-то не устраивала "студенческая" (как у выпускника института) зарплата. Где-то, как в предыдущем случае, — отсутствие обучения. Тем не менее Марина убрала с работных сайтов резюме тестировщика (и все равно потом звонили с предложениями) и бизнес-аналитика и, по совету психологов, нацелилась только на вдохновляющую ее работу.

И законы психологии сработали: если чего-то очень хочешь и уже сделал 50 шагов к своей цели, то мироздание пойдет тебе навстречу и сделает оставшиеся 50 шагов. В случае Марины это была очень удачно случившаяся встреча выпускников ее математического класса — несколько одноклассников сразу предложили сходить на собеседование в их компании. А вскоре поступило предложение от "работы мечты".

— Очередную книжку я к тому времени уже дочитала, и на собеседовании все задачки решила, — рассказывает Марина. — Будущие коллеги мне понравились — все очень доброжелательные. Я поняла, что если возьмут, к ним я пойду.

Первые впечатления от работы:

— То, чего я боялась, оказалось очень легко. Просто дома я не могла смоделировать работу с большими базами данных. Но все равно от обилия новой информации голова буквально взрывается. Первые дни я приходила домой и просто падала. А на работе вообще забывала, что у меня семья есть.

Группа поддержки

Дома тем временем Марине помогает мама, которая несколько лет назад вышла на пенсию. Она приезжает, кормит детей обедом, а потом отводит младшую на занятия.

Муж тоже очень поддержал — взял на себя дополнительные дела по хозяйству, готовил ужин, когда Марина задерживалась на работе, организовал детей помогать по дому.

А вообще для выхода на работу Марина, вольно или невольно, создала целую группу поддержки. С одноклассницей, работающей администратором в крупной компании, консультировалась по поводу дресс-кода для интервью: открывала шкаф, одевалась, фотографировалась и отправляла "луки" на суд профессионала. С сестрой, которая не так давно тоже устраивалась на работу в IT-сфере, обсуждала специальную литературу и нюансы собеседования.

Помимо уже упомянутого HR-блога регулярно слушала лекции психолога и делала упражнения, с помощью которых научилась справляться со стрессом.

— Найти качественную и бесплатную информацию сегодня не проблема, — считает Марина. — Вот только все эти рекомендации надо выполнить. Исправить резюме. Отработать выступление. Никто за тебя этого не сделает.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Как найти работу, если декрет растянулся на 13 лет? История успеха"

Вы не авторизованы.

Просидела в декрете три года, жутко боялась, что упустила все изменения в профсфере, но в меня поверили!!! Сначала я стажировалась некоторое время удаленно (сама предложила, т.к. трусила;) ). Все получалось и меня взяли в штат, вышла на достойную должность, работаю по профессии. У нас есть в компании отдел, который проводит тренинги по карьере и у них есть вебинар для мам, которые хотят выбираться из декрета на работу. Периодически этот тренинг проходит бесплатно [ссылка-1]

Девочки, верьте в свои силы! Счастья в семье, здоровья малышам и интересной работы!
2018-03-26, rock_lizard
Поделитесь:

06.03.2018
Обновлено 04.05.2020
Статья дня
Хвастаться – естественно и полезно!
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Близкие по теме статьи
Удаленная работа для мамы: если нравится, не бросайте, даже если мало денег
Удаленная работа для мамы: если нравится, не бросайте, даже если мало денег
Блогер Ирина Акопян – о том, как совмещать работу и семью
Все начальники ненавидят женщин в декрете – или нет?
Все начальники ненавидят женщин в декрете – или нет?
Торопиться ли выходить на работу из декрета, зависит от политики компании
Второй раз сидеть в декрете до 3 лет не хочу
Второй раз сидеть в декрете до 3 лет не хочу
Дети и работа: все получилось не так, как я планировала. Рассказ мамы
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!