Вы — профессионал, трудяга и просто отличный человек! Из тех, кого любая приличная компания мечтает видеть в рядах своих сотрудников. Однако ваше резюме пылится на рекрутинговых сайтах уже не одну неделю, а хедхантеры почему-то не спешат звонить... Скорее всего, проблема в том, что вы неправильно составили резюме.
Ошибка первая: основная информация
Обычно после имени и возраста мы указываем место рождения и семейное положение. Печально, но факт: сегодня не стоит акцентировать внимание на том, что вы родились в Москве. Подбором сотрудников часто занимаются приезжие, которые, как правило, "болеют" за своих. В особом приоритете — земляки. Столичное происхождение может сыграть с человеком злую шутку: ваше резюме просто не дойдет до руководителя. Зачем вам работа, если у вас есть масса привилегий, полученных лишь по праву рождения, подумает кадровик и отправит вас "в корзину".
Не стоит второй строкой указывать тревожное "не замужем" — вы же не хотите, чтобы работодатель подумал, что вас это волнует. Это же относится к детям, особенно младше трех лет. Босс так и не узнает, что к ним прилагаются няни и бабушки — до личной встречи дело просто не дойдет.
Мария Перова, директор рекрутингового агентства:
Когда мы помогаем нашим клиентам искать сотрудников, то следуем их инструкциям. Исходя из моей практики, работодатели не жаждут видеть в компаниях следующие типы людей: замужних женщин детородного возраста (вдруг придут и сразу родят?), матерей-одиночек (не смогут сконцентрироваться на работе), студентов-дневников (пусть лучше учатся) и женщин за 40 на позицию "офис-менеджер", "секретарь" или "администратор" (а чем они вообще раньше занимались?). Так что если вы ну очень хотите прийти на собеседование, но попадаете в одну из этих категорий, лучше опустить "неугодные" пункты в резюме. Расскажете об этом уже на собеседовании. Если вы действительно понравитесь работодателю, его уже мало что отпугнет.
Ошибка вторая: допоборудование
Речь идет о навыках и качествах характера, не имеющих прямого отношения к работе, которой вы планируете заниматься. Конечно, здорово, что однажды вы прыгнули с парашютом, любите ночные прогулки и ежегодно жертвуете часть зарплаты на приют для кошек, но, поверьте, бонусов вам это не добавит, а вот раздражение вызвать может.
Указывайте только те достижения, которые могут пригодиться в деле. Выдерживайте подачу материала в единой тональности, выбранной изначально, проследите, чтобы блок о работе не был унылым на фоне залихватского рассказа о себе. Ведь работать вам тоже интересно?
Ошибка третья: неудачные фотографии
Что значит "неудачные"? Скажем сразу: в резюме современного соискателя фото быть обязано, и выбрать подходящее вполне реально, если запомнить три правила. Первое — на фотографии должны присутствовать только вы, причем на нейтральном фоне, без обоев, штор, пляжа и прочих к бизнесу не относящихся подробностей. Пусть это будет светлая стена (плюс умный взгляд в объектив), кафе (вы и утренняя чашка кофе) или даже нынешнее рабочее место, если антураж позволяет. Правило второе — лицо должно быть хорошо видно, а значит, снимаем головные уборы, темные очки и прочие вещи, делающие нас красивыми. Третье — одежда. Приветствуется, как нетрудно догадаться, деловой стиль и минимум макияжа.
Ошибка четвертая: милые "бантики"
Орнаменты, витиеватые отбивки и прочие украшательства наводят работодателя на разные мысли. Да, в пятом классе средней школы вам бы, безусловно, поставили пятерку за оформление "творческой работы". Но сегодня вы взрослый человек, соискатель. Немедленно уберите розовые рамочки и полужирный курсив!
Смайлики, многоточия, восклицательные знаки и прочие душевные проявления в сопроводительном письме, казалось бы, должны позиционировать вас как человека простого, веселого и современного. Однако мнение, что продвинутый хедхантер будет в восторге от подобной фамильярности, ошибочно. В лучшем случае он начнет недоумевать, в худшем — запомнит "задорное резюме" надолго и будет автоматически удалять его при последующих попытках "достучаться до небес".
Оксана Митрюхина, HR-менеджер:
Больше всего меня удивляет, когда человек отправляет резюме в нашу солидную компанию с адреса вроде konfetka@yandex.ru. Это просто смешно. Таких "конфеток", "кудряшек", "милашек" и "принцесс" у меня всегда полная корзина. К сожалению, это многое говорит об интеллектуальном и культурном уровне человека. Нет, если это адрес личной почты — пожалуйста, пользуйтесь на здоровье, но для рассылки резюме заведите себе, пожалуйста, нечто более серьезное.
Ошибка пятая: наврали по объявлению
Есть мнение, что поскольку основная задача резюме — заставить хедхантера пригласить вас на интервью, то в нем не возбраняется преувеличивать собственные достоинства и даже писать откровенную ложь — для красного словца. Да, кое-что приукрасить можно (точно так же наниматель будет вдохновенно рассказывать о возможностях карьерного роста и бесплатных пончиках для сотрудников). Но откровенно и по-крупному лгать не стоит никогда. Обман всплывет очень быстро, тем паче что о вас всегда можно навести справки у экс-работодателей. Некрасиво получится. Лучше сразу признайтесь, что ваш инглиш — не fluent. При удачном исходе собеседования отправитесь на курсы за счет компании.
Самые популярные личные качества соискателей
Качество | Популярность |
Клиентоориентированность | 0,2% |
Способность убеждать | 0,5% |
Чувство юмора | 0,8% |
Лидерские качества | 0,8% |
Честность | 2,1% |
Трудолюбие | 2,5% |
Умение работать с большим объемом информации | 2,8% |
Креативность | 4,2% |
Организаторские способности | 4,2% |
Умение работать в команде | 4,6% |
Аналитический склад ума | 6% |
Ошибка шестая: забвение Розенталя
Грамматические ошибки и досадные описки, которые мы часто допускаем в сопроводительных письмах, способны поставить на вашей карьере жирный крест. Внимательно проверяйте написанное. Если вам пришел ответ, запомните, как зовут собеседника, и не называйте Ирину Еленой. Правильно и полностью пишите название компании, куда планируете устроиться, фамилию потенциального руководителя и пр.
Филипп ЗОРИН, начальник отдела текстовой рекламы международной компании:
Большинство моих подчиненных — люди творческие, в их обязанности входит копирайтерская работа, написание и редактирование текстов. Я в первую очередь обращаю внимание на сопроводительное письмо с точки зрения литературного стиля. Не люблю фразы-штампы, все эти "коммуникабельности" и "стрессоустойчивости". Напишите то же самое, но другими словами! И вообще у меня складывается ощущение, что когда человек составляет резюме, он просто копирует фразы из опусов других.
Ошибка седьмая: нет сопроводительного письма
Хорошо написанное сопроводительное письмо — залог того, что резюме хотя бы прочтут. Не ленитесь писать их, рассылая по компаниям информацию о себе. При составлении руководствуйтесь правилами, о которых мы уже говорили: излагайте мысли четко, кратко, без лишних эмоций и неуместного юмора. В пяти-шести предложениях желательно указать ваше основное направление деятельности, настоящее или последнее место работы и причины, по которым вы считаете себя достойным кандидатом. И никакой лирики!
Ошибка восьмая: неправильная структура
Исследования показывают, что на прочтение одного резюме работодатель тратит не более 30 секунд. Более того, если текст чтеца не заинтересовал, он переключится на другой уже через 10 секунд. Что это значит? А то, что первая часть вашей профессиональной истории должна быть максимально информативной. Хронологию начинаем с последнего места работы, о нем рассказываем максимально подробно, с указанием всех обязанностей и успехов. В оформлении бизнес-вех соблюдаем единообразие (компания — обязанности — достижения).
Ошибка девятая: много текста
Запомните, резюме должно помещаться на одном листе. Если оно заинтересует кадровика, то он его распечатает и положит на стол руководителю. Скреплять несколько листов неудобно, к тому же часть их может потеряться по дороге в кабинет босса.
Виктор Сергеев, руководитель крупной компании:
Поиск хорошего сотрудника — всегда большая проблема. Времени на мониторинг кадрового рынка у меня нет, и я поручаю эту задачу кадровикам. Кого мне только не предлагают! Нужен, например, менеджер по распространению, а приносят резюме водителя, который "готов развозить товар". Кадровики часто сами не совсем понимают, какой человек нужен в команду, и у нерадивых соискателей всегда есть шанс их обмануть и потратить таким образом и мое время. Однажды пришла девушка на позицию секретаря, ничего не умела, даже кофе варить, но спрашивала, предоставляет ли фирма бесплатные квартиры для сотрудников...