Подводить итоги уходящего года и строить планы на будущее — одна из примет декабря. Если правильно помечтать под Новый год, можно добиться исполнения желаний — начать свое дело, найти новый источник дохода или применение своему таланту. И дело, конечно, не в бое курантов: надо научиться задавать правильные вопросы.
Творческие вопросы приглашают нас взять в руки кисть, отбросить книжку-раскраску и подумать иначе. Они стимулируют наше воображение. Они подталкивают нас сойти с проторенного пути, наплевать на общепринятые правила и расширить границы возможного. Они помогают нам мечтать.
Как бы я совершал поездки, если бы был миллионером?
Замечательный вопрос. Он предлагает нам представить, как богатство и комфорт сотрут все будничные проблемы, связанные с тем, как добраться из одного места в другое. Вы можете вообразить, как учтивый шофер прокладывает нужный путь, и вы не нервничаете, а наслаждаетесь комфортом. Вы не теряете время на поиск места для парковки или попытки поймать такси. Вам не нужно копаться в карманах в поисках денег. (Миллионеры все равно не носят с собой наличность.)
Вы удобно и расслабленно разваливаетесь на заднем сиденье и управляете своей империей. Идеально.
Именно этот вопрос вдохновил двух мечтателей-технарей. Однажды ночью Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп устроили мозговой штурм. Они перебирали идеи, отбрасывая одну за другой и тут же наперебой предлагая новые.
В итоге Кэмпу пришла в голову Большая Идея: как-то решить проблему с такси в Сан-Франциско — на тот момент пассажирам постоянно приходилось сталкиваться с ужасным сервисом. Кэмп подумал, что было бы здорово создать службу такси, пользуясь которой люди чувствовали бы себя миллионерами.
Летом 2010 г. Каланик и Кэмп основали свою маленькую компанию и назвали ее Uber. Через четыре года услугами Uber пользовались уже более миллиона человек в день более чем в пятидесяти странах. Через пять лет после основания компания была оценена в 50 миллиардов долларов.
Она заложила основы так называемой "экономики взаимопомощи"; пошедшие по ее стопам компании, такие как Airbnb, Snapgoods и Task-Rabbit, изменили подход людей во всем мире к путешествиям, работе, покупкам и бизнесу. Так что теперь мы знаем: если дать людям возможность ездить как миллионеры, они будут это делать — миллионы раз.
Как формулировать творческие вопросы, чтобы они работали
Вопросы, стимулирующие креативное мышление, не вписываются в рамки. Это смелые и масштабные вопросы. Они призывают людей перенестись в другое время и место и мыслить нестандартно. Они открывают дорогу вдохновению и революционным преобразованиям. Они порождают новые потрясающие идеи.
В таких вопросах, которые на первый взгляд иногда кажутся забавными и даже нелепыми, вы можете почерпнуть вдохновение, потому что для ответа на них требуется свежий взгляд и оригинальное мышление. При этом они могут вызывать и тревогу, потому что заставляют сомневаться в ваших привычных представлениях о мире и здравом смысле.
Но если вы хотите изобрести что-то важное и нужное, снять безумную рекламу для продажи автомобилей или начать новую умопомрачительную главу в своей жизни, именно такие вопросы помогут вам найти новые смелые идеи и заручиться поддержкой таких же, как вы, творцов. Творческие вопросы заставляют вас мечтать, погружают в воображаемую реальность, где перспективы радужнее, а границ не существует. Это вопросы, предполагающие, что возможно все.
Вот каково это — ездить везде как миллионер.
Даже если творческие вопросы и не принесут вам 50 миллиардов долларов, с их помощью вы точно устроите лучший в вашей жизни мозговой штурм. Вы придумаете новые способы заставить детей не опаздывать или есть брокколи. Задавая творческие вопросы, вы отправляетесь в своего рода экспедицию, из которой вернетесь с ответами.
Что может стать нашей волшебной палочкой?
Мы на месте. Что мы должны делать?
Препятствий нет. Что дальше?
Творческие вопросы заставляют людей закрыть глаза и помечтать. Они порождают безумные идеи, они требуют отмести банальные варианты и отправиться на поиск альтернатив. Вот что вы сможете сделать благодаря творческим вопросам.
Установить планку невероятно высоко. Требуйте больше от себя и других, не задумываясь о законе всемирного тяготения. У вас еще будет масса времени, чтобы вернуться на землю. Если вы не станете стремиться выше и выше, то никогда не выйдете на орбиту.
Немного попутешествовать во времени. Формулируйте вопросы о будущем так, будто оно уже наступило. Креативно мыслить — значит смотреть вперед. Так что отправляйтесь в путешествие во времени и возьмите с собой друзей.
Побывать в воображаемой реальности. Сыграйте в ролевую игру. Вы живете в новом, придуманном вами мире, компании или сообществе. И как вы себя здесь чувствуете? Посмотрите наверх, вниз, вокруг себя. Что вы видите? О чем думаете? Что будете делать дальше?
Представьте: прошло десять лет
Когда мы предлагаем людям отправиться в фантастическое путешествие — перенестись в другое место и в другое время, они волей-неволей начинают мыслить творчески. Мы представляем себе будущее каждый день. Так мы решаем, на что направить свои усилия, и ставим цели.
Когда я стал членом попечительского совета моей альма-матер, Миддлбери-колледжа, его президент как раз начал разрабатывать стратегический план на ближайшие десять лет. На нашей осенней встрече координатор предложил нам представить себе будущее колледжа.
"Прошло десять лет, — сказал он, — только что вышел новый рейтинг учебных заведений. И ваш колледж оказался на первом месте. Каковы ваши дальнейшие действия?"
Он говорил о будущем как будто оно уже наступило. Его вопрос стал для нас машиной времени. Когда мы оказались в ней, обычные причины, не дающие ходу большим идеям, — высокие затраты, нехватка людей и ресурсов, экономическая ситуация — перестали для нас существовать. Мы пронеслись мимо них и прибыли в пункт назначения, где мы уже стали лучшими.
Мы огляделись в созданной нами виртуальной реальности и отметили качества, которые позволили нам достичь этого. У нас был новый научно-исследовательский центр, новая библиотека, больше студентов, принесших с собой разнообразие, больше факультетов и лучшее финансирование. Теперь мы ясно видели свое будущее!
В игре участвовали все. А потом мы двинулись обратно, чтобы определить, как все это удалось обеспечить, и разобрали все этапы — от разработки программ до получения финансирования.
Сегодня в колледже появились прекрасный научно-исследовательский центр и библиотека. В нем стало больше студентов и больше факультетов. Он попал в верхние строчки рейтинга гуманитарных колледжей. Мы сделали это. Воображаемая реальность стала настоящей.
После той встречи я много раз использовал этот метод, предлагая людям отправиться в будущее и увидеть его собственными глазами. Представьте себе. Прошло пять лет. Ваша компания поднялась с двенадцатого места на своем рынке на третье.
Что вы делаете?
Кто ваши клиенты?
Благодаря чему вас знают?
Чем вы больше всего гордитесь?
Спрашивайте о будущем в настоящем времени. Когда вы сформулируете ответы, работайте, чтобы достичь результата, который себе вообразили. Никаких гарантий успеха у вас, конечно, нет, но теперь вы можете спросить, что вам понадобится, кому и что нужно делать, с чем придется столкнуться и чем пожертвовать.
Вы будете строить будущее кирпичик за кирпичиком. Но делать это гораздо легче, если вы уже видели конечный результат и знаете, куда вы хотите прийти и зачем.