Как мы учились читать

На своем жизненном пути увлеченной мамы я сталкивалась с различными теориями воспитанияи обучения детей. Некоторые из них, практически осмыслив, прикладывала к своим детям.

На своем жизненном пути увлеченной мамы я сталкивалась с различными теориями воспитания и обучения детей. Некоторые из них, практически осмыслив, прикладывала к своим детям.

Первыми моими вдохновителями были Никитины. "Вместе с великим множеством понятий и слов, входящих в мозг ребенка, четыре десятка значков, называемых А, Б, В... 1, 2, 3 и т.д. запоминались без труда к полутора-двум годам. А все потому, что мы не делали из этого тайны, не говорили "тебе рано", а просто называли малышу буквы, как называли прочие предметы".

Едва только сын научился ползать по всей квартире, я купила простейший плакатик с алфавитом (А - аист, Б - белка...) и повесила его на двери кухни на уровне роста малыша.

Кухня - самое привлекательное место в доме. Там чаще всего можно найти маму. Быстренько покончив с облизыванием кубиков и пирамидок, Аркаша спешил на розыски меня. Он очень любил вставать на ножки возле кухонной двери и хлопать ручкой по разноцветным картинкам.

Без отрыва от домашнего хозяйства мы учили буквы. Я придерживалась следующих принципов:

  • Такому маленькому ребенку нужно называть не букву, а звук, который она обозначает (не [эм], а [м]).
  • Для начала лучше выбрать две легко произносимые и легко узнаваемые буквы (например, А и О) и основное внимание ребенка обращать на них. Называть все буквы, на которые указывает ребенок, но вновь и вновь возвращаться к избранным. "Да, это У, а это, посмотри, А. Это М, а это - А. Ты показываешь Т, а это - А". Через несколько дней "основные" буквы можно поменять и одновременно начать задавать поисковые вопросы: "Где А? Покажи мне О!".
  • Все буквы, которые вы показываете, обводите вместе с ребенком пальчиком.
  • Наши занятия могли повторяться по пять-семь раз в день - столько, сколько раз у сына возникало желание, но продолжительность каждого измерялась секундами.

В год и восемь месяцев Аркаша безошибочно называл все буквы, что, конечно, радовало меня и тешило самолюбие. Наш маленький профессор производил впечатление на окружающих.

И в два года он безошибочно называл все букв.

И в два с половиной года он знал все буквы.

И в три года он отлично знал все буквы. Однако больше нам похвастаться было нечем. У Толстого я позаимствовала идею о том, что обучение чтению может происходить где угодно, и буквы могут быть хоть из палочек - лишь бы ученик не скучал. Палочки на прогулке немедленно пошли в дело. Примерно в это же время в доме появилась магнитная азбука. Любимым Аркашиным занятием года в три было выстраивать в произвольном порядке магнитные буквы на белом поле холодильника и требовать, чтобы я это читала.

Из "Букваря XXI века" Ильина я выдернула предложение лепить буквы из пластилина. Из пластилина - это замечательно, но гораздо более по вкусу нашему старшему сынишке (а потом и среднему, а потом и дочери) пришлось вылепливание съедобных букв из пряничного и песочного теста. Читать такое развлечение, конечно, не учит, но дружить с буквами - вполне.

Потом была книга Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя" - и в нашей квартире появились черно-красные таблички "ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ", "ШКАФ", "КРОВАТЬ" (красным цветом выделялись гласные) - как попытка приобщиться к чтению целым словом. Для начала я осилила штук восемь табличек. Потом еще примерно столько же. Возможно, карточки и принесли бы какой-нибудь результат.Но если следовать методу, карточки нужно было рисовать и обновлять, рисовать и обновлять... Так первые (они же и последние) штук пятнадцать указателей почти на год прилипли к своим местам: мне и снять их было жалко, и новые рисовать желания не было.

Позже я многократно встречала такие же "мертвые" карточки в домах своих знакомых. И еще не видела ни одной живой мамы, которая бы научила ребенка читать по Глену Доману (и даже по Доману в обработке Сесиль Лупан).

Когда мы попали на семинар Н.А. Зайцева, моему старшему сыну, Аркадию, было 3 года 8 месяцев, а второму, Борису, - 1 год 7 месяцев. Казалось, старший только этого семинара и ждал. Он буквально вошел, вбежал, влетел в чтение, хотя непосредственно в кубики Зайцева мы поиграли совсем немного.



Вы знаете, с какой силой может хлынуть вода, если прорвало плотину? Через два месяца Аркадий вовсю рассылал письма и читал книги. Я и не заметила, как он начал самостоятельно читать "Незнайку" и "Винни-Пуха".

Он был готов радостно делиться своим новоприобретенным умением со всеми - и мы зазывали в гости "на кубики" друзей по песочнице. Но Аркадий уже ощущал свое умение читать настолько естественным - читал как дышал, что не могу понять, как это кто-то НЕ ЧИТАЕТ. Ему было невероятно трудно терпеть и ждать, пока новички освоятся, он стремился подсказать все и всем. Короче, мешал ужасно.

Это очень важно не упускать из виду: сначала вы мечтаете научить ребенка читать, занимаетесь с ним, терпеливо объясняете, но вот в какой-то момент количество переходит в качество, он начинает читать и писать одновременно (писать даже немного раньше, по-другому ребенку неинтересно) - и с этим надо что-то делать.

Сесиль Лупан предлагает выпускать маленькие книжечки про самого ребенка и его любимые игрушки. Каждая страница - одна фотография и одно предложение - подпись. В книге Николая Зайцева "Письмо. Чтение. Счет" есть рассказ о детском саде, работавшем по его системе, и выдержки из стенгазеты, которую издавали ребята.

Мы дома выпускали "Аркашины загадки", потому что именно сочинением загадок сын увлекался в то время. Он заразил и меня - и мы придумывали их десятками, вместе и каждый самостоятельно. Лучшие Аркадий записывал (придумывалось быстро, записывалось медленно), рисовал картинки-отгадки и приклеивал все это на большой лист цветной бумаги. Получалось довольно симпатично.

Надо ли говорить, что к тому времени, как ваш ребенок начнет читать, у вас должна быть подготовлена соответствующая литература: короткие содержательные произведения, набранные крупным шрифтом.

Я и по сей день очень уважаю методику Зайцева. Она дает нечто большее, чем просто умение читать: закладывает грамотность и прививает чувство языка. Все фонематические абстракции даны в ней через конкретные образы: глухие согласные представлены коричневым цветом в таблице и глухо стучащими кубиками; звонкие - синим цветом и гремящими кубиками. Начав активно писать, Аркадий совершенно осмысленно и абсолютно верно пользовался именно тремя карандашами: красным - для гласных, синим - для звонких согласных и коричневым - для глухих.

Так называемые мягкие склады со смягчающими гласными я-е-ю-и-е представлены в системе Зайцева маленькими кубиками, потому что раствор рта при произнесении бь-бя-бё-бю-би-бе - маленький. "Твердые" склады представлены большими кубиками,потому что раствор рта при произнесении б-ба-бо-бу-бы-бэ... ну, видите, вы уже и сами догадались.

Я уважаю методику Зайцева потому, что она изначально уважает моего ребенка, предлагая ему все богатство языка в четкой, стройной, удобной для пользования системе.

Я была уверена, что уж второй-то сын выучится читать и легче, и быстрее. Ведь ему повезло: он уже живет с кубиками Зайцева! К сожалению, ребенок двух лет мало что может рассказать о своих чувствах. Могу только предположить, что на фоне брата Борис чувствовал свое ничтожество, и игнорирование кубков было формой протеста. Я брала его на ручки, пела вместе с Зайцевым под кассету попевки, приседала и вставала у таблицы с Борей на руках, сочиняла новые игры... Мне не хочется верить, что это было напрасно.

"Если у ребенка не получается, значит, вы делаете что-то не так", - сказано в одной из зайцевских методичек. Как бы то ни было, мне пришлось оставить сына в покое.

Но мир вокруг Бори был полон букв. Они маячили под картинками в его любимой "Детской энциклопедии", на конфетных обертках... Первым сын научился писать собственное имя. Он покрывал автографами листы бумаги, асфальт и запотевшие оконные стекла. Затем стал подписывать рисунки, поминутно спрашивая, какая буква идет потом. Он и читать начал "от письма", терпеливо наращивая слова по одной букве: "а, р - ар, б - арб, у - арбу, з - арбуз!".

Возьму на себя смелость утверждать, что любой здоровый ребенок к четырем (пяти, шести, семи) годам - у каждого свой срок - способен самообучиться чтению. И это важный показатель его способности учиться вообще. Только нам, взрослым, часто не хватает терпения и наблюдательности, чтобы дождаться и узнать, какой метод обучения изберет наш малыш.

Марина Глушенкова

Статья из декабрьского номера журнала.
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Как мы учились читать"

Вы не авторизованы.

Не поняла, почему Вы в ужасе?
Ребенок не станет учить то, что ему не интересно. Я не знала про методики раннего развития. У нас началось с того, что ребенок часто рисовал кружочки, я ему сказала, что это буква О. Он запомнил и потом, где только видел, показывал мне (например, на магазинной вывеске "МОЛОКО"). Я постепенно начала ему рисовать ему самые простые буквы (называя звук, конечно, а не алфавитное название). Он легко запоминал. Так к двум годам он знал практически все буквы, и это без всякого напряжения. Сыну очень нравились буквы, он их где видел везде называл, выкладывал из палочек, карандашей, даже из дедушкиных инструментов, печенье-буковки - самое любимое. Естественно, я подогревала его интерес. Ребенок даже сам придумывал игры со словами (помню, как-то лежит в кроватке в 2,5г и сам себе говорит - "к-кровать, м-мама, л-ложка...").
В три года он сам стал по
буквам "прочитывать" слова и спрашивать меня "что это?". Постепенно он стал пытаться произносить буквы слитно, так он стал прочитывать короткие слова (3-4 буквы). В это время я как раз узнала про методику Зайцева, поняла, что пора переходить к складам, распечатала табличку Зайцева со складами и повесила ее на дверь. А еще взяла идею делать таблички со словами (листы резала на полоски и писала маркером слова, приклеивала скотчем к дверям), начала с членов семьи с именами, потом предметы обихода, причем на двери была надпись "дверь", на стене - "стена", так же кухня, кровать, шкаф и т.п. Ребенок в течение дня по нескольку раз прочитывал эти слова (как только они ему попадались на глаза), проходя мимо таблицы со складами обязательно останавливался и произносил какой-нибудь столбик "ба-бо-бу-бы-бэ", у него это вызывало смех. Когда Максимка садился есть, он меня просил написать все, что он ест. Период карточек у на длился недолго, сын быстро стал читать по слогам, любимое дело было прочитывать все надписи, которые ему попадались на глаза. Сейчас сыну 5,5 он читает и по-русски и по-украински, причем давно уже не по слогам, а связно, пишет печатными буквами (все рисунки сопровождает надписями). Книги я сына не заставляю читать, ему больше нравится, когда это делаю я, читает,что хочет. Очень любит все игры со словами, любит разгадывать детские кроссворды.
Так что можно сказать, что мой ребенок практически сам учился читать, никто его не подгонял и не заставлял. А по детям подруг, которые позже стали учить детей, замечаю, что для детей это обучение уже как повинность, а не как игра, потому что игры им интересней другие.
2002-02-19, Ива
Ya v uzhase!!! Ne mogu ne otvetit".
Izvinite za shrift - my zhivem v Germanii, polzuemsa Linux i poka ne proinstallirovali russkie shrifty...
Avtoru stat"i - vy molodets, chto zanimaetes" s det"mi, tol"ko glavnaya oshibka
v tom, chto zanimat"sa nado igrami,
sootvetstvuyushimi vozrastu!!!
I ne nado pytat"sa govorit", chto
na vse vremya hvataet - ne pravda
(dazhe v stat"e stoyalo, chto
do obnovleniya kartinok ruki tak i
ne doshli...) Eto prosto oznachaet,
chto vmesto togo, chtoby pokazyvat"
rebenku v poltora goda utochku
i ob"yasnyat, chto ona "Krya-krya"
govorit - vy pokazyvaete emu "M"
i nazyvaete "M"????? Izvinite -
eto bred. I eto vryadli stanet
yarkim vpechatleniem detstva...
Ne govorya uzhe o tom, chto snachala chelovek govorit"
pravil"no uchit"sa i lish" potom
chitat" - ne budet bol"shih
problem s grammotnost"yu.
V Germanii razvitie rechi v smysle proiznosheniya do 5,5
let voobshe ne proveryayut - ono
samo ispravlyaetsya.
Vopros:
Eto seichas vse v Rossii pomeshany
uchit" detei chitat" do 3,5 let ili
eto otdel"nyi sluchai
(my uzhe davno v Germanii,
no kogda uezzhali - takogo eshe
ne bylo)
- esli poslednee - to slava Bogu!
Daite detyam nasladit"sa DETSTVOM!
Pust" risuyut, begayut, krichat,
udivlyayutsa zhivotnym i klounam
i t d. Izbav"te ih ot tselei,
kotorye im vzroslye stavyat,
ispolzuya detskoe zhelanie poznat"
etot mir.
2002-02-17, Inessa Evgen"evna
Ой, да ну что вы говорите. А что Вы понимете под нормальным развитием. Просто интересно. Вот у меня может и не стоит цель непременно к 2 годам научить ребенка читать, но под эгидой этого я не буду не заниматься с ребенком чтением. Напротив, мы перепробовали много методик, я ориентируюсь на желание ребенка. Если что-то неинтересно - все, в сторону. И вообще, причем тут дети Никитиных? Вы уверены, что их родители хотели вырастить из них гениев? Я сомневаюсь, хотя тоже занимаюсь с моей малышкой много чем. И я не отнимаю у нее детсво, а наоборот даю ей его. Аочему Вы решили, что смотреть телевизор или катать машинку ребенку интересно, а учиться читать, считать, различать животных - нет. Кто Вам это сказал? Моя девочка сама при каждом удобном случае тащит мне карточки с просьбой поиграть. Я ее что, должна послать со словами: нет, доченька, не хочу у тебя отнимать детство? В 2 года ребенок не будет понимать что написано? Это почему? Ребенок к этому возрасту понимает все, что воспроизводит устная речь. Исходя из многих методик письменная речь от устной ничем не отличается, только формой. Так на чем основано Ваше мнение?
Извините, если была излишне резка, но Вы тоже своим высказыванием задели меня за живое. У меня есть знакомая, которая считает, что ребенок до 5 лет должен расти как трава. Видели бы Вы этого ребенка. Вот кто действительно отнимает у ребенка детство. ИМХО
2005-02-24, Klarisa
Многое зависит от самого ребенка. Мне года в 2,5 показали буквы на магнитной азбуке, они мне не понравились, и я ими не занималась вообще. Когда мне было 3 года 10 месяцев, то мама с бабаушкой случайно увидели, что я читаю "Волшебника Изумрудного города". Они меня поспрашивали слова в книге, я два или три назвала и обиделась, что мне не верили. Моему МЧ мама дала сразу книгу в год (до этого читала сама разные стихи пела песни, как и моя), сначала он ее попробовал на зуб, а его мама сказала, что так не надо книжке больно. Книга была Детская энциклопедия 70-х годов, том "Человек", ребенок начал сам ее рассматривать, смотрел картинки листал. К 4 годам он обработал таким образом все тома и научился читать. Интересно, что мы оба первой книгой, которую сами прочитали, выбрали "Популярную медицинскую энциклопедию" сами, проблема в том, что энциклопедии обычно на последнюю полку ставят. Главное не надо ставить задачу научить детей читать, сами читайте им, начиная с рождения, давайте в руки книжки детские с полугода, с красивыми картинками (лучше использовать советские, а не сегодняшние, очень яркие), дети сами научатся в 3, 4, 5, 6, когда придет их время, когда им это будет нужно
2005-02-19, Фиола
НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ! Я тоже перерыла кучу литературы по ранему развитию, много занималась с дочкой,чем вызывала восторг окружающих. В два года она читала наизусть от Пушкина до Чуковского, причем сама запоминала после пары прочтений,читала даже прозу по пять листов, даже мы родители удивлялись. Буквы знала с 1,5 года.Считала на уровне первого класса. Вот я и решила еще научить ее читать. По всем методикам сразу. Доман, Жукова и так далее. В результате в 2года 7месяцев начала заикаться, какаться. Стали обращать на это внимание,она терпеть начала по 5 дней.Свечи,клизмы, невропатологи, не могли найти причину,так как обстановка в семье доброжелательная,в садике заводила,в итоге протестировав у невропатологов они поставили диагноз: невроз на почве большого объема информации,ранего развития. После лечения я не пытаюсь впихнуть не впихуемое, а только подкладываю, играя, интересную информацию,а она сама решает, что ей на данном этапе интересно и кстати, буквари приносит сама с просьбой почитать,и пока я решила,что буду ей читать их я, а она впитывает и запоминает. Наступит время,выдаст еще нам.
2008-10-09, Лена
Что хочу сказать про обучение детей в раннем возрасте? Я пробовала все методики - никитины, зайцев, монтессори, всего понемногу, что нравилось мне и дочке.Зачем,говорят, дайте ребенку нормального детства. А оно и есть самое нормальное, веселое.Не готовим из ребенка вундеркинда, но Пушкина читаем с рождения,кругом карты развешаны, таблицы, картины...Все, что будет интересно малышу, но познавательно и выбрано самое лучшее. А что предлагаете вы взамен? Чему вы учите? или на садик надеетесь, а может вы сами такие умные и интиллигентные, что просто все расскажете ребенку? Я применяю для развития все,что попадется под руку, привлекательного, доброго, умного. Результат - я довольна дочерью - сообразительная, добрая девочка, любознательная, которая ищет свою дорогу, учитывая все лучшее,что создано до нее. Занимайтесь детьми, вот что я хочу сказать, и неважно по каким программам, а тот, кто хочет дать детям "детства", просто маскирует свое нежелание проявить к детям интерес как к человеку, и просто тормозит его развитие.Ведь не к школе надо готовить!!! А к жизни. Любите детей как личностей.
2003-10-12, дина
Для мам,которые заинтересованы в преобретении кубиков Зайцева, сообщаю... Их точно можно найти в магазине "Маленький Гений" (м. Пушкинская)Большой Козихинский пер., "Дом книги на Арбате" 2-й этаж, отдел -"Развивающая литература"., "Центральный Детский Мир" на старой площади Дзержинского . Соответсвенно в Москве.

Нам 1,10 мы знаем почти все буквы алфавита, тоже с помощью плакатов по мотивам советских ! мультфильмов (за исключением "ь,ъ,ы", но вот к кубикам интереса пока никакого не проявили. "-Уж, я крякаю, крякаю. Не идут и всё".А сколько времени потрачено на подготовку качественных,"долгоживущих" кубиков. Мамы ! Знайте подготовка кубиков в действие займёт кучу времени,5 метров стены в детской комнате для плакатов, но креайтивности у ВАс попребавится это уж точно!!! Удачи.

Если у ВАс дети занимаются по системе Зайцева, пожалуста, напишите как Вы это делаете. Буду очень рада
2002-02-21, Gabi
Поделитесь:

11.02.2002
Обновлено 12.12.2018
Статья дня
Близкие по теме статьи
Как научить ребенка читать? Система Монтессори
Как научить ребенка читать? Система Монтессори
Чтение и письмо в методике Монтессори: карточки с буквами и словами
Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова
Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова
Краткое изложение методики раннего обучения чтению Сергея Полякова.
Горе от ума
Горе от ума
Нет никакого научного подтверждения теории раннего развития. Не верите?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!