Мы приступили к изучению, когда нашему сынишке было 11 месяцев. Сначала я сделала заготовки букв. Нарисовала на листах А4 необходимые буквы, первоначально разукрашивали гласные - красным цветом, согласные - черным или синим цветом, а потом, в процессе изучения ребенок сам выбирал, каким цветом разукрасить ту или иную букву. К каждой букве искала картинку на эту букву для ассоциации, но лучше всего были фото членов семьи и друзей. Эти фото (или картинки) я приклеила к каждой букве (в нижнем углу). И получилось примерно следующее: А (Аня), М (мама), П (папа), Б (Богдан), К (дедушка Коля), О (сестричка Оля), И (Игорь), Д (дядя), С (сок), Т (тетя), В (Валя), Н (Нина), У (утюг), Р (так у нас рычал лев, любимая игрушка сына, поэтому мы изобразили льва)...
У нас ребенок уже хорошо знал все имена членов семьи и друзей и многие уже мог сам назвать. В отборе букв ориентировались на то, чтобы ребенок мог произнести такую букву. Все заготовки я сложила в отдельную папку и сразу не показывала сынишке. Мы вводили по 1 букве каждые 2 недели. Вывешивали новые буквы, а старые не снимали, и, повторяя, закрепляли.
Мы начали знакомство с алфавитом с буквы "А", хотя можно выбрать и другую букву. Сначала я показала сынишке нарисованную мной буковку и назвала ее. Мы вместе повесили ее на стенку в комнате, где мы проводим больше всего времени. Сначала Богданчик просто указывал на нее ручкой - а моим заданием было назвать букву. Потом спрашивали, у сыночка: "Где наша "А"?, он бежал к стене и указывал рукой, "А кто это? - Аня (отвечали сами), говорили "А - Аня, это Анина буква).Затем задавали вопросы: "Кто повесил "А"? - мама. Я не концентрировала внимание на том, чтоб ребенок сразу же стал называть букву. Пару дней мы просто бегали и указывали на нее и отвечали на вопросы, хлопали по ней ручкой, повторяя "А-а-а!". Потом сынок сам стал подходить и говорить "А-а-а", за что его всячески хвалили.
Вторым нашим шагом было изготовление картонных карточек, на которых я писала по 3 буквы, например, САД, где изучаемую букву выделяла другим цветом (П и Т - черные, А - зеленая), и мы вместе искали нужную букву.
Если мы читали книги, обращали внимание на изучаемую букву, отыскивали букву в названиях, на вывесках. Могу сказать, что Богдашке очень нравилось. Но бывали случаи, когда у него не было настроения, тогда и не настаивали, просто занимались чем-то другим.
И так, в результате, через 2 недели букву А мы уже хорошо называли и отыскивали в словах. Так я поняла, что пришло время для новой буквы. Мы выбрали букву М - мама. Действовали по той же схеме, плюс добавили еще карточки (на картоне) и фото Ани и мамы, и раскладывали, что к чему относится. Надо еще отметить, что называли мы звук "м", а не букву "эм", чтобы было проще.
Таким образом, мы выучили многие буквы, кроме сложных букв (которые мы не могли произнести), их оставили на более позднее время.
Задания каждый раз придумывали новые и новые. Например, для закрепления букв, когда мы научились рисовать красками, я подготовила сынишке буквы - раскраски, и мы раскрашивали и развешивали их на стене в спальне, не забывая показывать наши поделки родным и близким.
Вот так мы выучили и полюбили буквы.
Маньковская Алена, alenaman@inbox.ru.