Полезность: 4,6 из 5 Интересность: 4,5 из 5 (31 оценка)
Близкие по теме статьи
Компьютерная зависимость у детей: как избавиться? 2 истории
Компьютерная зависимость у детей: как избавиться? 2 истории
Игры на компьютере без вреда для мозга: 30 минут в день
У ребенка вши? Лечение педикулеза за один раз
У ребенка вши? Лечение педикулеза за один раз
Как избавиться от вшей: надежные средства и профилактика.

Как избавить ребенка от надоевшей роли. Часть 1

Я читала и перечитывала письмо от директора и не могла поверить собственным глазам: "С глубоким сожалением сообщаем... бюджетный дефицит... сокращение расходов... перевод в новую школу... Хэмлок". В начале лета я пыталась выбросить это письмо из памяти. Но с приближением сентября тревога моя начала нарастать. Так не хотелось снова идти в новую школу! Я старалась успокоиться. В конце концов, школа есть школа. Дети везде дети. Чем новая школа отличается от старой? Кроме того, у меня уже есть два года педагогического стажа.

В первый день работы я узнала, что была не единственной, кого сюда перевели. Заместитель директора собрал всех новичков и познакомил нас с дисциплинарными правилами, принятыми в этой школе. Главный упор он сделал на "трудных" учениках и на необходимости "проявлять жесткость". В конце собрания нам сказали, что к каждому из нас прикрепят наставника, который должен будет помочь нам освоиться с правилами. Я была рада, что у меня есть еще один день на то, чтобы подготовиться к занятиям. Мне до смерти надоели рассказы о штрафных баллах, временных исключениях и вызовах родителей в школу.

На следующее утро я пришла пораньше, чтобы все организовать. На моем столе лежал журнал с именами 28-ми школьников. Я изучила список и обратила внимание на то, что в классе 18 мальчиков и 10 девочек.

В класс вошла высокая седая женщина. Это была миссис Детнер, моя наставница. Выхватив у меня из рук журнал, она сказала:

— Я работаю здесь 27 лет и могу рассказать вам об этих детях абсолютно все. Я учила их всех, их братьев и сестер и даже родителей некоторых из них.



— В этой школе всегда было больше мальчиков, чем девочек?

Миссис Детнер снисходительно улыбнулась.

— Это не совсем так. Поскольку вы еще новичок, вам придется заслужить "хороших" учеников, так сказать.

Я сообщила ей, что это будет мой третий год в школе, но она оборвала меня на полуслове:

— О, бедняжка, вам досталась Мэри Энн Райан. Это настоящая заноза — абсолютно неуправляемая девчонка, которая никого не слушает.

Миссис Детнер затрясла головой и сморщилась.

— И Энджи Милано тоже в вашем классе! Да, вам не повезло... Этой девчонке ни в чем нельзя верить. Она постоянно лжет!.. Неужели они перевели в ваш класс и Джоуи Саймона?! Он очень плохо учится, интеллект на уровне трехлетнего малыша. Ничего не знает, но хлопот вам доставит немало.

Я слушала, не произнося ни слова, а моя наставница продолжала изучать классный журнал.

— И Генри Берт здесь? Это очень застенчивый, нервный мальчик, тихоня, но он не доставит вам хлопот... И Джимми Поттс тоже. Вот только он очень медлительный... А вот с Роем Шульцем вам не повезло. Рой — умный мальчик, но большой задира. Он не умеет себя контролировать. Думаю, вы сразу же услышите от него что-нибудь нецензурное... Не могу поверить, что они перевели его в класс такой милой женщины, как вы!

Она направилась к двери, бросив мне через плечо:

— Нагружайте их побольше! Если я закончу рано, возможно, мы с вами еще поговорим. А может быть, как-нибудь пообедаем вместе в этом учебном году.

Я вежливо кивнула, но как только за ней закрылась дверь, у меня страшно разболелась голова. Что за год меня ждет? Неужели эти дети действительно такие? Она говорила так, словно их характер не менялся годами. Невероятно! Неужели она не читала о том, что между характером ученика и учительскими ожиданиями существует самая прямая и непосредственная связь? Неужели она не знает, что дети способны меняться и что учитель может стать стимулом к подобным переменам?

Меня одолевали сомнения... Может быть, я слишком наивна? Может, я идеалистка? Неожиданно я вспомнила фильм, который видела несколько лет назад, еще в институте. Учительница младших классов с идеально спокойным лицом рассказала детям о том, что научные исследования доказывают, что дети с карими глазами умнее и сообразительнее голубоглазых. Весь день дети вели себя в полном соответствии с учительскими ожиданиями. Кареглазые малыши, вдохновленные полученной информации, вели себя и учились лучше, чем раньше. А голубоглазые, даже самые умные, были так огорчены и расстроены, что не могли справиться с самыми простыми заданиями. На следующий день та же учительница с тем же выражением лица сообщила детям о том, что совершила ошибку. На самом деле умнее голубоглазые дети, а те, у кого глаза карие, заметно им уступают. И снова учительские ожидания сбылись в полной мере. Теперь уже голубоглазые малыши старались изо всех сил, а кареглазые опустили руки и терзались сомнениями.

Подобные методы показались мне весьма сомнительными, но отрицать результаты этого эксперимента было невозможно. Я навсегда запомнила, что учительские ожидания способны повлиять на самооценку ребенка и изменить ее к лучшему или худшему. Я не собиралась прислушиваться к оценкам миссис Детнер. Все дети в моем классе будут иметь "правильный" цвет глаз.

Но не опережала ли я события? Гуляя днем с собакой, я думала о Николь, яркой, энергичной девочке из моего класса в прежней школе. Я видела, как учителя, не желая ей ничего плохого, понемногу загнали девочку в определенную роль, из которой та не могла выйти.

Я слышала, как учитель физкультуры кричал: "Николь, замолчи, пожалуйста! Ты просто не способна держать рот на замке!"

Я слышала, как ворчала учительница французского: "Николь, опусти руку. Я знаю, что ты знаешь ответ. Дай еще кому-нибудь возможность ответить".

Я слышала, как говорила учительница музыки: "Николь, тебе обязательно нужно все комментировать? Мне неинтересно, какие песни мы должны петь по твоему мнению. Держи свое мнение при себе".

Я слышала, как сама говорю: "Николь, прекрати болтать, ты всем мешаешь. Как дети могут заниматься в такой обстановке?" Николь краснела от смущения и умолкала, но через несколько минут снова начинала вертеться и приставать к своим соседкам. В отчаянии я хватала ее за плечи и разворачивала к собственной парте. "Николь, — кричала я. — Прекрати! Твоя постоянная болтовня всем надоела!"

Постоянно твердя девочке, что с ней что-то не так, мы считали, что она прислушается к нашим словам и исправится. Может быть, она и слушала, но явно не исправлялась. Наоборот, мне казалось, что Николь все меньше контролирует себя. Казалось, она говорит нам всем: "Если вы меня такой видите, то такой я и буду". Похоже, что мы, ее учителя, навязывали ей роль "неугомонной болтушки".

Вернувшись домой, я попыталась взглянуть на реакцию Николь на наши слова с другой точки зрения, уже не симпатизируя девочке. Почему груз ее плохого поведения должен был лежать на плечах ее учителей? А где же ее собственная ответственность? Почему она не обращала внимания на наше недовольство и не делала над собой даже малейших усилий?

Зазвонил телефон. Я услышала мягкий голос Джейн.

— Мы так скучаем по тебе, — сказала она. — Как дела?

Я сразу же выложила ей все — о миссис Детнер, о том, что она сказала о моих будущих учениках, о своих воспоминаниях о Николь, о том, что думала о ее упрямстве.

— Надо же, — удивилась Джейн. — Не уверена, что Николь была такой уж упрямой... Ты не думала, что она ощущала свою беспомощность перед вами? Вы навязывали ей ее собственный образ. Когда ты — ребенок и все вокруг твердят о тебе одно и то же снова и снова, начинаешь верить в эти слова.

— Почему ты так уверена? — спросила я.

Повисла долгая пауза.

— Джейн, расскажи мне, — настаивала я.

— Ну... Я вспомнила себя в ее возрасте. Я была очень неуверенной девочкой, а потом меня впервые отправили в летний лагерь...

— Тебе там было плохо?

— Да нет... Первое лето было замечательным. Я подружилась с другими девочками, вожатая мне симпатизировала. Меня любили даже мальчики. Я научилась плавать, грести на каноэ. Я получила приз и вернулась домой, как никогда уверенная в себе. Это было лучшее лето в моей жизни.

— После такого чудесного лета ты стала по-другому относиться к себе...

— А теперь я хочу рассказать тебе, что было дальше, — продолжала Джейн. — На следующее лето я снова приехала в тот же лагерь, но все стало иначе. Все дети в отряде были другими, у нас была новая вожатая. Девчонки сплошь были помешаны на нарядах и мальчиках. Все они решили, что я слишком "маленькая". Я изо всех сил старалась с ними подружиться, но девчонки не впускали меня в свой круг. Даже вожатая, заметив, что я во время игры не поймала мяч, стала называть меня "недотепой". К концу лета я сдалась. На финальном бейсбольном матче капитаны набирали себе команды. Меня не выбрал никто. Я сидела на скамейке и наблюдала за игрой, а потом ушла в пустую спальню. Мне нечем было заняться, и я решила постирать носки. До сих пор помню, что чувствовала, глядя в раковину на грязную мыльную воду, которая утекала в трубу. Мне казалось, что в эту трубу утекает вся моя жизнь. Я была никому не нужна. Никому не было дела, жива я или уже умерла. И я не могла ничего сделать, чтобы изменить это.

Я молчала, потому что очень сочувствовала своей подруге и не знала, что сказать. Наконец я спросила:

— Джейн, ты хочешь сказать, что преодолеть восприятие себя другими людьми практически невозможно?

— Может быть, есть такие сильные дети, которые способны в подобной обстановке сохранять самообладание и продолжать верить в себя. Я оказалась не такой...

Джейн сменила тему, но, когда наш разговор закончился, я не могла забыть о том, что она мне рассказала. Джейн всегда казалась мне сильной, уверенной в себе женщиной. Я не могла представить ее несчастной, одинокой девочкой, зависящей от того, что о ней думали другие. Потом я вспомнила детей из своего нового класса и то, что рассказала о них миссис Детнер. Я поняла, как им тяжело...

В понедельник я наконец увидела своих новых учеников. Это было облегчение и приятный сюрприз. Все дети показались мне совершенно обычными и вели себя точно так же, как любые другие дети. Однако к концу первой недели я начала думать, что миссис Детнер была не так уж не права, но гнала от себя эту ужасную мысль и старалась искать в своих учениках лучшее. Меньше всего они нуждались в очередном ярлыке.

К концу второй недели я поняла, что одних лишь добрых намерений недостаточно. Например, когда Мэри Энн Райан в очередной раз забыла линейку, я сумела сдержаться и не назвать ее "бестолковой". Но все же мысли свои контролировать мне не удавалось. Мысленно я продолжала называть ее такими обидными словами. Я слышала, как спрашиваю: "Мэри Энн, а сегодня ты не забыла деньги на обед?.. Не забудь свой свитер, как вчера... Обязательно положи тетради в ранец, чтобы снова их не потерять".

Да, действительно, я не называла девочку бестолковой, но явно давала понять, что о ней думаю. Точно так же я поступала с остальными детьми. Я никогда не говорила, что Джоуи Саймон не умеет слушать, но сквозь сжатые зубы цедила: "Джоуи, постарайся сосредоточиться, пожалуйста?" Я не называла Джимми Поттса медлительным, но частенько твердила ему: "Джимми, ну хоть на этот раз не выходи из класса последним". Я не говорила Рою Шульцу, что он страшный сквернослов, но, думаю, он прекрасно понимал мои чувства.

Я поняла, что мне нужен план. В выходные я села и составила список тех черт характера своих учеников, которые беспокоили меня больше всего. Потом я прочитала главу из книги "Как говорить так, чтобы дети слушали" о том, как освободить детей от навязанных им ролей, и переписала список, заменив слово "дети" на слово "ученики".

Как освободить учеников от навязанных ролей

  • Ищите возможность сделать так, чтобы ученик увидел себя в новом свете.
  • Ставьте учеников в такие ситуации, в которых они могли бы увидеть себя в новом свете.
  • Ученики должны слышать от вас позитивные отзывы о них самих.
  • Моделируйте желательное для себя поведение.
  • Напоминайте ученикам об их прошлых достижениях.
  • Высказывайте свои чувства и/или ожидания.

Я была рада, что мне удалось разобраться с этими проблемами, не приклеивая к своим ученикам ярлыков. Проделав это упражнение, я стала воспринимать их по-другому. Понемногу я научила их более позитивно воспринимать самих себя. Я замечала, что перемены происходят прямо на моих глазах.

  • Мэри Энн Райан не забыла принести подписанное родителями разрешение на участие в экскурсии.
  • Энджи Милано вернула "взятую на время" линейку Мэри Энн.
  • Генри Берт первым поднял руку, когда я задала вопрос!
  • Джоуи Саймон активно участвовал в дискуссии.
  • Джимми Поттс три дня подряд не опаздывал.
  • Рой Шульц за целую неделю не затеял ни одной драки. К всеобщему удивлению, в сложной ситуации он стукнул кулаком по столу и воскликнул: "Заткнитесь все!"

Я была крайне обрадована тем, что происходило у меня на глазах. Мне нужно было с кем-то поделиться своей радостью. Естественно, я позвонила Джейн.

— Каждый день, — с восторгом рассказывала я ей, — я вижу, как дети отказываются от прежних ролей и открывают в себе новые стороны.

Джейн была очень рада.

— Поздравляю тебя! А ты можешь поздравить меня.

— С чем?

— Поговорив с тобой в последний раз, я поняла, что навязываю роли собственным детям.

Я была поражена.

— О чем ты говоришь? Какие роли? Каким детям?

— Моим детям, Диане и Эмили. Они почти ровесницы и постоянно соперничают друг с другом. Я хотела, чтобы каждая из них чувствовала себя особенной. Поэтому я сказала Диане, что она — наш лучший художник, а Эмили, что она — наш лучший писатель. Я даже включила в эту игру маленького Джейсона, "назначив" его семейным музыкантом.

— И что же в этом плохого? — удивилась я. — Это очень позитивные роли.

— Это неважно, — ответила Джейн. — Позитивные или негативные, но роли всегда остаются ролями. Дети застревают в них и боятся пробовать что-то новое. К чему рисковать — ведь в новой роли можно не добиться такого успеха, как сестра или брат?

— Существует еще один риск, — подхватила я. — Можно добиться большего успеха и стать предметом ненависти брата или сестры.

— Точно, — сказала Джейн. — Я хочу тебе сказать, Лиз, что именно твоя решимость избавить своих учеников от стандартных ролей подтолкнула меня к тому, чтобы попробовать подобный подход дома.

А теперь посмотрите, как Джейн описала нам свой типичный разговор с Дианой, а потом попыталась освободить дочь от роли, которую сама же ей и навязала.

Продолжение следует...

Адель Фабер,
Элейн Мазлиш
из книги "Как говорить с детьми, чтобы они учились"

Авторская статья

Опубликовано Виноградова Марина
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Как избавить ребенка от надоевшей роли. Часть 1"

Вы не авторизованы.

01.10.2010
Обновлено 15.09.2017
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!