Понятно, что подготовка к экзамену в последний момент — не лучший способ, но можно ли сделать хоть что-то для повышения баллов ОГЭ и ЕГЭ? И как заставить себя заниматься — хотя бы повторением? Вот некоторые советы по тайм-менеджменту для школьников.
В прошлый раз мы обсудили главные психологические причины прокрастинации. Что еще заставляет ребенка (да и взрослого) откладывать дела на потом? Вот несколько причин промедления, к которым нужен особый подход:
- драйв (выполнение задания в максимально короткий срок). "Смогу — не смогу? Смогу!" Адреналин, острые ощущения и удовольствие, что все успел;
- дело слишком сложное и времязатратное;
- дело слишком скучное или неприятное.
Успеть в последний момент — или спланировать?
Во время занятий со школьниками "драйв" как причина всплывает наиболее часто. Для ее устранения необходимо более четко планировать выполнение задачи, использовать так называемые редлайны (от слов red line — красная линия).
Многим привычен термин дедлайн (от слова deadline — линия смерти) — срок сдачи работы. Но ведь в бизнесе существует еще и так называемая "боевая готовность" — срок исполнения работы, который назначается всем исполнителям. Между этим сроком исполнения и дедлайном грамотный руководитель всегда оставит временной промежуток: во-первых, для того, чтобы все результаты были "приведены к общему знаменателю", во-вторых, как временной запас для тех, кто не смог уложиться в сроки, и, в-третьих, "на всякий случай". Вот этот предварительный срок исполнения и называется редлайн.
Поэтому с ребенком можно договориться, чтобы задача оставлялась "на потом" с учетом редлайна. Объяснить это можно вполне аргументированно: да, безусловно ты успеешь все сделать в последний день, это не вызывает сомнений. Но давай представим себе, вдруг произойдет что-то непредвиденное? Например, у тебя заболит зуб, и мы должны будем срочно бежать к врачу. Или в последний момент кто-нибудь из учителей задаст еще какое-нибудь срочное большое задание? И что — двойку получать из-за неверного планирования? Даже в большом бизнесе менеджеры "перезакладываются" на обстоятельства, давай так же будем поступать и мы.
Если дело слишком сложное и времязатратное
Большая сложная задача в тайм-менеджменте называется "Слон". Типичные задачи-слоны: подготовиться к поступлению в вуз; подготовиться к сдаче ЕГЭ; выучить иностранный язык, стать более крепким и сильным. Как бы мы ни стремились, нам все равно не выполнить такую задачу ни за день, ни за неделю. Что же делать?
Во взрослом тайм-менеджменте слона режут на бифштексы и съедают каждый день по одному бифштексу, то есть делают ежедневную порцию работы. В детском тайм-менеджменте мы решили говорить о шоколадном слоне и делить его на шоколадные дольки. Метафора очень простая: если ты попытаешься съесть шоколадного слона целиком или даже его большой кусок, то ничего, кроме аллергии и последующего отвращения к шоколаду, не добьешься. А съесть шоколадную дольку очень даже приятно и уж совсем не сложно.
Итак, шоколадного слона надо разделить на дольки и каждый день съедать по одной. Это означает деление большой задачи на части так, чтобы были определены ежедневные порции работы, их планирование и выполнение.
Но шоколадные дольки надо определять правильно — конкретно и ориентировано на результат. Например, сколько задач в день мы должны решать, чтобы без спешки и с последующим повторением подготовиться к сдаче ЕГЭ по математике.
Как заставить себя начать заниматься
Представим себе, что речь не идет о столь глобальной задаче, как подготовка к ЕГЭ. Ребенок всего лишь должен сделать уроки, но их задано очень много, за один день все равно не успеть. Да они и заданы на несколько дней. Поэтому у ребенка вроде бы есть причина не начинать выполнять задания. И не хочется выполнять их, ну просто ужас как.
Как мы уже договорились, делим задачи на несколько дней. Получилось по две задачи на день. А делать по-прежнему не хочется... Договоритесь с ним, что он сделает одну задачу, всего одну. Любую, какая нравится. Как только он начал делать задачу, какую нравится, да еще она у него быстро и хорошо получилась, он практически по инерции и вторую сделает, а может, и третью.
Этот метод называется "методом швейцарского сыра" — "выгрызай" кусочки дела в произвольном порядке, начинай с того, что нравится, что интересно. Нужно ребенку писать сочинение — пусть напишет несколько строк, которые сразу пришли в голову. Потом уже — план и все по порядку. А вначале надо запустить процесс — дать свободу творчеству, воображению. Как только голова заработает в нужном направлении, человека уже не остановить.
Когда мы работаем со школьниками, иногда предлагаем им другую метафору. Спрашиваем: когда вы разрезаете торт для гостей, какое у вас возникает желание? Говорят: схватить вишенку с торта и быстро ее съесть. Тогда представьте себе, что ваше задание — это торт, а самая приятная и маленькая его часть — вишенка. Вот и съешьте быстро. Знаете, отлично эта метафора работает.
У нас остались еще две причины промедления. Рассмотрим их.
Как решать простые, но неприятные задачи
Если дело слишком скучное или неприятное, оно называется "лягушка". Это небольшие, но какие-то противные, нелюбимые школьные задания на дом. Это нередко задания по дому — вымыть посуду, вынести мусор, лампочку вкрутить.
У нас с вами таких задач тоже полно, на тренингах взрослые слушатели что только не называют: и белье погладить, и коммунальные услуги оплатить, и сотруднику выговор объявить — словом, много чего у нас противного, оказывается. И мы с вами таки дела откладываем, что уж говорить о детях.
На самом деле мы делаем чудовищную вещь — откладывая, мы растягиваем в своей жизни неприятность. Ведь мы же все время об этом думаем, нервничаем, переживаем. А неприятный период, наоборот, нужно сократить до минимума — то есть сделать противную задачу как можно быстрее и немедленно о ней забыть.
Этот метод называется "съесть лягушку". Суть его заключается в следующем: самая неприятная задача имеет самый высокий приоритет. То есть самую противную задачу ребенок должен делать в первую очередь.
За поедание лягушек мы обязательно награждаем ребенка и договариваемся с ним об этом заранее. Причем награда должна быть вполне адекватна пережитым мукам от поедания лягушек — от новой покупки до интересного семейного времяпрепровождения.
Всегда ли нужно волноваться, если ребенок медлит?
Необходимость нашей борьбы с промедлением ребенка очевидна, когда что-то не складывается. Если ребенок не успевает, если он плохо учится, если нервничает и переживает. Когда неясны цели или непонятны приоритеты. А как быть, когда мы имеем дело с беспроблемным ребенком, толковым и быстрым, делающим все в последний момент, но делающим это всегда отлично? Полагаю, что каждый родитель должен решить это сам, — и предлагаю историю мальчика, а теперь уже успешного молодого человека, которому в жизни совсем не помешало делать все в последний момент.
"Оглядываясь назад, в свои школьные и институтские годы, могу сказать, что я никогда не стремился решать поставленные педагогами задания сразу после их поступления. Но мой подход к делам в стиле "оставить на потом" никак не влиял на вполне положительные результаты. Как же мне это удалось?
Я считаю, что основополагающей вещью является личная мотивация ученика, неприемлемость получения отрицательного или посредственного результата. Самое главное — внушить ребенку ответственность перед родителями и просто моральную невозможность невыполнения своих обязанностей. В том случае, если так воспитать ребенка удалось, следует позволить ему самому планировать свое время, а не пытаться сделать это за него. Конечно, могут быть ошибки, но на ошибках учатся, а в школьном возрасте необратимых ошибок не бывает.
Постараюсь объяснить свой подход к планированию времени. Почему я считаю, что не надо делать задание заранее, надо делать накануне сдачи? Причина заключается в том, что, если заучивать материал за неделю до сдачи, придется учить его еще раз непосредственно за день, ведь очевидно, что большая часть информации к тому времени успешно выветривается.
Конечно, можно сказать, что это неправильно, надо, чтобы знания не выветривались, и надо учить до тех пор, пока они не вобьются в голову на всю жизнь. Категорически против такого утверждения, так как обучение в школе предполагает постоянное повторение пройденного материала. Поэтому в голове в любом случае останется то, что действительно нужно.
Как я планирую время? Мне для очень хорошего усвоения материала нужно внимательно его прочесть 3 раза, для достаточного усвоения — 2 раза и позже один раз по диагонали просмотреть. Сколько времени нужно для этого в школе, я уже не могу сказать. В институте же любой курс в один семестр при такой подготовке укладывается в три дня: день первый — подбор и компиляция материала, день второй — чтение материала (6 часов — первый подход, отдых, 6 часов — второй подход), день третий — чтение (6 часов), отдых, просмотр по диагонали (2 часа), отдых. День четвертый — это экзамен.
Еще помогает некое внутреннее подстегивание себя, как то: этот вопрос по плану должен быть прочитан и понят за 15 минут (можно прямо с таймером). Если успеваю за 10, то могу 5 минут отдохнуть. Такой способ лично мне всегда помогал не глазеть по сторонам, полностью сконцентрироваться на процессе и достигнуть необходимого результата".
Олег Юдин, аспирант, менеджер по маркетингу