Трудно запретить интернет. Это требует не только технических навыков (как это сделать), но и сложных умственных способностей (зачем что-то делать или не делать, предсказывать последствия простого клика, предвидеть их в будущем, а не только в настоящем времени).
У многих родителей нет этой основы. Часто дети лучше их разбираются в компьютерах и в технике в целом. Так много мам и пап, которые безграмотны в цифровом мире, поэтому дети имеют возможность самостоятельно погружаться и изучать виртуальный мир без надзора. В конце концов, как человек, у которого нет прав, поможет лучше водить машину тому, кто их только что получил? К несчастью, сегодня мы не можем позволить себе роскошь незнания инструментов, которые новое поколение использует каждый день. Нам нечего и думать давать ученику начальных классов смартфон или планшет с выходом в интернет, не зная, как он работает, не обозначив правил пользования Сетью и не имея инструментов для контроля.
Следы, оставленные в Сети
Что случится, когда через 10 лет мой работодатель будет оценивать сегодняшние поступки в интернете, выбирая идеального кандидата на должность, и решит полагаться не только на традиционное резюме, но и на следы, оставленные в Сети?
Если ответ на первый вопрос — это создание кодекса грамотного поведения для путешествия в Сети, так называемого сетевого этикета, второй вопрос должен решиться разговором с детьми о цифровых отпечатках — знаках, которые после размещения в Сети невозможно удалить.
Вместо того, чтобы использовать готовый и уже опубликованный на многих сайтах кодекс поведения, полезно создать свой, персональный и оригинальный, отвечающий особым потребностям одного или нескольких несовершеннолетних в конкретный промежуток времени.
Например, в случае школьной поездки важно обсудить это со старшеклассниками до отъезда. Вместо того, чтобы просто отказаться от поездки ("С вами мы никогда не поедем в многодневное путешествие"), необходимо просто определить непреложные правила поведения. Многие учителя и руководители разрешают включать мобильный телефон только в определенное время; многие школы имеют значимого взрослого, к которому все дети могут обратиться за помощью для себя или друга, вовлеченного, добровольно или нет, в интернет-травлю или секстинг.
Можно делать то же самое и дома. Если мы хотим быть префронтальной корой наших детей, нужно заключить с ними договор или установить правила пользования интернетом, планшетом, компьютером и смартфоном. Не стоит забывать, что бOльшая часть проблем, о которых здесь говорится, проистекает из семейного климата: никто не считал проблемой использование техники детьми и не устанавливал никаких систем регулирования и контроля.
18 правил Джанелл
Большой переполох вызвал договор из 18 пунктов, который американская мама-блогер Джанелл Барли Хофманн потребовала подписать своего сына Грегори перед тем, как подарила ему "Айфон".
Эта инициатива облетела весь мир. Кое-кто принял эту женщину за сумасшедшую, когда она точно обозначила, что можно и что нельзя делать с "Айфоном" в 13 лет. Другие, напротив, взяли ее договор за образец. Я думаю, что контракт представляет собой хороший пример для обсуждения с семьей, которое можно начать с вопросов: "Какие из этих правил для несовершеннолетних кажутся нам полезными для грамотного использования смартфонов?", "Какие мы хотим включить в наш семейный договор?", "Какие считаем нужными изменить, возможно, смягчив или, наоборот, ужесточив?"
Вот те самые 18 правил Джанелл, по образу которых вы можете создать свой семейный договор.
1. Телефон — мой. Я его купила. Я за него заплатила. По сути, я тебе его одалживаю. Разве это не хорошо?
2. Я всегда буду знать пароль.
3. Если звонят — отвечай. Это телефон. Скажи: "Привет!" Будь вежлив. Никогда не смей игнорировать телефонный звонок, если на экране написано "Мама" или "Папа". Никогда.
4. Немедленно отдай телефон одному из двух родителей в 19:30 в будние дни и в 21:00 в выходные. Он выключится на ночь и снова включится в 7:30. Если ты не хочешь звонить кому-то на домашний телефон, потому что боишься, что ответят родители, вообще не звони и не пиши сообщения. Слушайся своего инстинкта и уважай другие семьи, как хотел бы, чтобы уважали нашу.
5. Не бери телефон в школу. Поговори немного с людьми, которым ты обычно отправляешь сообщения. Это часть того, чему нужно учиться в жизни. Дни, когда раньше освобождаешься из школы или когда едешь на экскурсию, оцениваются отдельно.
6. Если телефон упадет в воду, разобьется о пол или растворится в воздухе, ты несешь ответственность за замену и ремонт. Коси траву, присматривай за детьми, откладывай деньги, которые тебе дарят надень рождения. Если это случится, ты должен быть готов.
7. Не используй технику, чтобы вводить в заблуждение, издеваться или врать другим людям. Не участвуй в разговорах, которые могут причинить вред другим. Будь хорошим человеком, и не попадешь в беду.
8. Не пиши в сообщениях и электронной почте того, что не сказал бы человеку в лицо.
9. Не пиши в сообщениях и электронной почте того, что не сказал бы в присутствии родителей. Стремись к самокритике, будь осторожен.
10. Никакого порно. Ищи в интернете контент, о котором готов поговорить со мной. Если есть вопросы о чем-то конкретном, спроси взрослого, лучше меня или папу.
11. Выключи телефон, поставь на беззвучный режим, убери куда-нибудь, когда находишься в общественном месте. Особенно в ресторане, кино, разговаривая с другим человеком. Не будь невоспитанным, не позволяй "Айфону" влиять на тебя.
12. Не отправляй и не проси фотографий интимных частей тела или чего-то подобного. Не смейся. Однажды ты захочешь это сделать, пренебрегая своим разумом. Это рискованно и может разрушить твою жизнь в старших классах, университете, взрослом возрасте. Киберпространство огромно и сильнее тебя. И из него сложно что-то убрать, включая и плохую репутацию.
13. Не делай миллиарды фото и видео. Нет необходимости запечатлевать все. Живи своими впечатлениями, они останутся в памяти навсегда.
14. Иногда оставляй телефон дома и чувствуй себя спокойно без него. Он не живой и не часть тебя. Учись обходиться без него. Будь больше и сильнее, чем СПЧ: Страх Потерять Что-либо.
15. Скачивай как новую музыку, так и классическую или другую, отличную от той, которую слушают сверстники. Твое поколение имеет беспрецедентно большой доступ к музыке. Воспользуйся им, чтобы расширить кругозор.
16. Периодически играй в какую-нибудь словесную или логическую игру, которая стимулирует твой разум.
17. Всегда будь начеку. Смотри, что происходит вокруг тебя. Смотри в окно. Слушай пение птиц. Соверши прогулку, поговори с незнакомцем, поработай со своим воображением без "Гугла".
18. Если будешь скандалить, я заберу у тебя телефон. Потом мы сядем и поговорим. Начнем сначала. Ты и я продолжаем день за днем учиться чему-то новому. Я на твоей стороне, мы в одной команде. Поэтому мы вместе.