Часто бывает в жизни: еще год назад она представлялась вам верхом совершенства, недостижимой мечтой, которая, о чудо, сделалась реальностью. Тогда, в медовые месяцы волнующего познавания друг друга, казалось, что вот оно, счастье, и хотелось, чтобы оно продолжалось до пенсии. Но время упоения любовью закончилось, потянулись будни, и вы стали с раздражением подмечать ее недостатки и с вожделением поглядывать по сторонам... Увы, но даже самые интересные, престижные и высокооплачиваемые занятия рано или поздно приедаются, и вчерашняя работа-мечта вдруг оборачивается каторжными галерами.
Конечно, проще всего поднять мятеж против осточертевшей действительности и попытаться поменять профессиональное кредо. Но, может быть, стоит разобраться в истинных причинах своего недовольства буднями?
Ах эта насмешница-весна!
Весной мы нередко испытываем желание что-то круто изменить в своем бытии, бросить старое во имя свободы и начать жизнь заново, чтобы на этот раз все сделать так, как надо, - с чистого листа и без помарок. Осторожно! Эмоциональный всплеск скоро пройдет, а вместе с легкомысленно покинутой работой уйдут средства к существованию и уверенность в завтрашнем дне, взамен же останутся трудовая книжка и ощущение совершенной глупости.
Типичный симптом весны - хандра, приходящая на пару с авитаминозом, а точнее, являющаяся его следствием. Психологи предупреждают: нельзя идти на поводу у собственного пессимистичного настроения, лучше отложить принятие важных решений на месяц-другой, а пока нужно помочь организму восстановиться после зимних простуд, поднабраться энергии и солнечного оптимизма. Более того, по мнению специалистов, весенняя апатия выполняет роль - подобную роли предохранителя в электрической цепи: она не дает ослабевшему за зиму человеческому организму сломаться от чрезмерных психологических и физических нагрузок. Так что вполне возможно, ваше недовольство своей работой - всего лишь следствие снижения тонуса организма. Попробуйте переключиться с мрачных мыслей на что-нибудь нейтрально приятное. Если в последнее время вы постоянно перерабатывали, устройте себе несколько разгрузочных недель: не засиживайтесь на службе, больше внимания уделяйте физическим нагрузкам, особенно плаванию, лыжам, бегу трусцой, прогулкам перед сном, обязательно выбирайтесь с близкими людьми в театр, в кино. А вот поднимать свой тонус посредством посещения шумных увеселительных мероприятий не рекомендуем. Также не стоит пытаться преодолеть весеннюю хандру с помощью приема чрезмерных доз кофе и алкоголя.
Конечно, идеальным решением проблемы был бы короткий отпуск. Кстати, именно так поступают опытные ловеласы с наскучившими им подружками, рассчитывая по возвращении возродить остывшие чувства. Чем не способ вернуть симпатии руководства и коллег? К тому же свежий морской или горный воздух проветрят ваши мозги, и скорей всего после такой передышки вы станете смотреть на мир совершенно другими глазами.
А что если...
Как узнать, не переросли ли вы, действительно, свою нынешнюю работу? Неопытный новичок и матерый профи - это, как говорят в Одессе, две большие разницы, и жизненные запросы у них, естественно, разные, ведь бытие определяет сознание. Известный психолог-исследователь Маслоу доказал, что существует иерархия потребностей. То есть если недавнему выпускнику не слишком престижного вуза для ощущения полного счастья достаточно получить работу, которая обеспечит ему социальную защищенность и хотя бы минимальный жизненный комфорт, выражающийся в нормальном питании, наличии какой-никакой одежды, жилья и небольшого количества денег на развлечения, то дорогостоящий профессионал об удовлетворении своих физиологических потребностей уже не задумывается. Для хорошего специалиста, знающего себе цену, помимо денег (которых, естественно, должно хватать для поддержания уровня жизни, соответствующего статусу работника) важное значение приобретают такие ценности, как самоуважение и уважение со стороны окружающих, максимальная реализация творческого потенциала, ощущение карьерного роста и т. д.
Маслоу утверждает, что если человек со временем перерос свои потребности, но не получил желаемого, то в его душе неизбежно произойдет конфликт. Иными словами, если вы точно знаете, что на службе вас с некоторых пор зажимают, не позволяя вам проявлять свои лучшие профессиональные качества и не отдавая вам должное как специалисту, то цепляться за подобную работу действительно не стоит, иначе фрустрация (психологический стресс, возникающий при невозможности получить желаемое) неизбежно приобретет характер хронического недовольства собой, окружающими и жизнью вообще. А для того чтобы вам было легче проанализировать сложившуюся ситуацию, внимательно просмотрите приведенный ниже список симптомов, указывающих на то, что ваша служебная ситуация имеет признаки хронической болезни.
- Руководство чрезмерно контролирует вашу деятельность, вмешиваясь буквально в каждую мелочь.
- У вас давно потерян контакт с начальником, и восстановить утраченное взаимопонимание вы уже не надеетесь (хотя при грамотном подходе во многих случаях это сделать все же возможно).
- В последнее время вам не доверяют серьезную и ответственную работу, которую вы способны выполнить в срок и на высоком профессиональном уровне.
- С вами мало считаются не только при принятии важных стратегических решений, но и даже в таких мелочах, как распределение сроков отпусков.
- Руководитель и некоторые коллеги допускают в ваш адрес (в глаза или за глаза) некорректные высказывания.
Если в указанном списке вы обнаружили больше двух соответствий - ваша проблема действительно достаточно серьезна. Но все равно не спешите писать заявление об уходе, поскольку это самый простой и далеко не самый эффективный выход из кризиса. Вы никогда не задумывались, почему, по официальной статистике, два из каждых трех заключенных в России браков распадаются в течение первого года совместной жизни? Правильно: дело в том, что большинство людей не умеют или не хотят договариваться и тем паче не желают заниматься самоанализом. Гораздо проще хлопнуть за собой дверью и ожидать звонка от новых работодателей, впечатленных вашим резюме: "Отличный спортсмен, характер нордический и т. п.". Тем не менее всякое в жизни бывает и поиски подходящего места могут затянуться. Поэтому попробуем дать начальнику и коллегам, недооценившим ваши таланты, а заодно и себе самому - еще один шанс исправить положение.
За все берись мягко
Так советуют своим ученикам учителя восточных единоборств, в частности айкидо. Вы должны понять, что ваши проблемы возникли не сразу, а скорее всего стали следствием целой цепи допущенных на протяжении месяцев или даже лет больших и малых промахов - как в делах, так и в отношениях с людьми. Поэтому не стоит пытаться решать их в один день и одним ударом. Если ваша работа действительно дорога для вас, запаситесь терпением и будьте расчетливы. Особое внимание уделите восстановлению отношений с руководством. Конечно, в этом деле можно руководствоваться известной восточной мудростью, гласящей, что вовсе не обязательно с риском для жизни лично разбираться со своим врагом, достаточно проявить терпение и ждать на берегу реки момента, когда его труп проплывет мимо вас. Надеюсь, что данной рекомендацией вы не воспользуетесь, а найдете более конструктивные и, главное, человеколюбивые способы наладить связи с начальством. Например, известный американский психолог Юлиус Хендрис в качестве антикризисного решения обычно рекомендует своим клиентам занять более активную и дружелюбную позицию в отношениях с шефом: не стесняться ходить к нему в кабинет для обсуждения профессиональных вопросов, а попутно пытаться нащупать житейские темы, на которые вам было бы интересно поговорить; смело рекламировать свои успехи; предлагать интересные идеи и т. д. Одним словом, необходимо делать все, чтобы изменить создавшееся у босса неблагоприятное мнение о вашей персоне. Главное, не стоит впадать в крайности и обвинять в происходящем только руководство или коллег, которые не рассмотрели в вас трудоголика с душою ангела. Вполне возможно, что вы реально допустили серьезные ошибки в поведении, например, слишком много времени занимались своими проблемами в рабочее время. Или постоянно отвлекались для выполнения второстепенных поручений коллег по работе, которые рады были свалить свои обязанности на чужие плечи. Не исключено, что вы по легкомыслию или от избытка высокомерия постоянно игнорировали какой-нибудь существующий в вашем офисе корпоративный ритуал и, к примеру, вместо того чтобы ходить обедать вместе со всеми, питались где?нибудь на стороне в гордом одиночестве. Порой даже одного такого, вроде бы совершенно незначительного, факта бывает достаточно, чтобы заслужить в глазах коллег репутацию замкнутого гордеца. Что ж, теперь самое время выявить и исправить совершенные ошибки.
Три простых совета по поводу того, как изменить негативное представление о своей работе
Совет первый. Если вы чувствуете, что работа на пределе сил не приносит вам радости, а наоборот, выжимает из вас все жизненные соки, измените свое отношение к выполнению особо важных и особо срочных заданий руководства. Дело в том, что есть люди, которые по своему темпераменту физиологически нуждаются в том, чтобы их постоянно стимулировали большой ответственностью и жесткими сроками выполнения задач. Для подобных живчиков бешеный темп работы на пределе сил и на высоком накале риска - то же самое, что для каскадера или гонщика происходящее в эпицентре опасности - адреналиновое вливание в кровь. Но все люди разные, и то, что для одного является острейшим кайфом, другого способно довести до предынфарктного состояния. Поэтому если вы человек более спокойного нрава, не пытайтесь постоянно заставлять себя работать в несвойственном вам сверхинтенсивном ритме. И лишняя чашка крепкого кофе или иной допинг вряд ли надолго превратят вас в быстродействующую машину, а скорее только приблизят надвигающееся ощущение полной опустошенности и неудовлетворенности полученными результатами. Поэтому позвольте себе быть самим собой, расслабьтесь (для этого хорошо использовать простейшие приемы аутотренинга) и работайте в свое удовольствие. Если же вы станете испытывать психологическое давление со стороны нетерпеливого руководства, ожидающего немедленных результатов, то можете (так, между прочим) мотивировать свою неторопливость и основательность ссылкой на результаты недавних исследований британских ученых, которые экспериментально и статистически доказали, что в большинстве случаев излишнее желание быстро и идеально выполнить задание приводит к прямо противоположному результату: качество работы почти всегда страдает от излишней спешки.
Конечно, в данном случае речь не идет об эпизодических случаях, когда сотруднику по объективным причинам приходится проявлять максимум усилий и работать в напряженном режиме мозгового штурма в течение какого?то короткого отрезка времени, например в интересах получения выгодного заказа, а о хронической ситуации потогонной системы, навязанной сотрудникам руководством.
Совет второй. Вас утомляет дорога до службы и обратно? Не мудрено - транспортная усталость отравляет жизнь миллионам людей во всем мире. Конечно, радикальным методом была бы смена работы на ту, что расположена ближе к вашему дому. Но вряд ли стоит требовать от жизни стопроцентного комфорта, к тому же мы договорились, что не станем спешить с крутыми мерами. Поэтому, помня о главном принципе айкидо, приступим к решению проблемы мягко, то есть для начала попытаемся найти выход, не совершая резких движений. Итак, если традиционный маршрут до службы нагоняет на вас тоску, попробуйте найти другой путь, который покажется вам приятным. Тем, кто добирается на перекладных, посоветуем, например, ездить через другие станции метро или воспользоваться иными маршрутами автобусов, трамваев, троллейбусов. Возможно, так выйдет быстрее, удобнее и интереснее. Также неплохо, если на новой трассе вам предстоит делать неформальные остановки, которые со временем превратятся в элемент вашего личного ритуала. Так, многие предпочитают по дороге на службу покупать газеты и журналы в одном и том же киоске, а на обратном пути отдыхать от офисной круговерти за столиком любимого кафе. Иногда даже подобные мелочи способны разнообразить нашу жизнь. Обладателям автомобилей, часами простаивающим в пробках по пути на работу, тоже есть смысл хотя бы часть пути играть роль безмятежного пассажира.
Впрочем, задачу можно решить, поменяв или сняв жилье поближе к работе, но это имеет смысл делать, если нынешняя работа, действительно, того стоит.
Совет третий. Для вас является невыносимой мукой вставать каждое утро в семь утра под ненавистные трели будильника. Люди, относящиеся к физиологическому типу сов, данную проблему считают особенно тяжелой. Порекомендуем им поговорить с шефом об изменении индивидуального режима рабочего дня в сторону удлинения его второй половины. В компаниях, где больше думают о результативности своих сотрудников, чем о соблюдении ими незыблемых законов трудовой дисциплины, вам наверняка пойдут навстречу. Ну а если об изменении режима дня не может быть и речи, попробуйте обмануть свой организм, устроив из ежедневного утреннего кошмара небольшой праздник для себя, любимого: после звонка будильника минут десять дайте себе поваляться в кровати при включенном свете (только не усните снова!), потом примите ванну с ароматической пеной, а на завтрак съешьте только самое вкусненькое. Музыкальным фоном для вас должны стать лишь хиты из золотой коллекции. Не хочется идти гулять с любимым псом? И не надо - пусть это сделают те ваши домочадцы, которым утренняя побудка дается легче. Нет желания застилать постель? Да не насилуйте себя такими пустяками!
И главное - постарайтесь переключиться с постоянных мрачных мыслей о том, как вам все это надоело и когда наконец закончится ежедневная каторга, на что?нибудь позитивное, например, поразмышляйте о том, как интересно вы проведете с друзьями ближайший вечер или как было бы хорошо пригласить сегодня пообедать вместе новенькую сотрудницу из соседнего отдела.
Впрочем, у данной проблемы есть и другое решение - подъем без сантиментов. Правда, далеко не всем захочется по доброй воле возвращаться в армейское прошлое и добровольно становиться садистом?сержантом по отношению к себе. Но зато после недели-другой бодрых пробуждений с контрастным душем, пробежкой и зарядкой (если хватит воли и энтузиазма) вопрос удастся решить раз и навсегда. И, кстати, в большинстве случаев для успешной карьеры быть бодрячком-жаворонком предпочтительнее, чем медленно раскачивающейся в течение всей первой половины рабочего дня совой.
Попробуйте немного измениться сами и по-другому взглянуть на ситуацию - и вы поразитесь, как чутко жизнь откликается на позитивное отношение к ней.
"Работа & Зарплата"