Здравствуйте, самые родные и близкие малышу — мамочки и папочки. Ну, конечно, и вы, наши бабушки и дедушки. Тети и дяди, не обижайтесь — вы тоже в числе родных крохи, если с удовольствием уделяете время дорогому созданию и вместе познаете мир!
Знаете... я узнала про себя одну вещь... Я, оказывается, жутко "жадный" человек. Так хочется объять необъятное и рассказать, научить свою дочурку всему-всему! И я с жадностью ловлю моменты, когда можно самому дорогому человечку о чем-то новом поведать в игровом, стихотворном или юмористическом ключе. Я научилась ловить моменты, когда ребенок расслаблен, но усидчив; когда ему хорошо, а меж тем он готов внимать и, самое главное, понимать! Большую часть времени малыши от года проводят, либо катаясь в коляске, либо на качелях! Предлагаю следующее. "Что есть что; кто есть кто" или игру "Птичка-животное-человек-напиток-еда"... Да все что угодно может быть в списке.
Качели — средство обучения. Когда качаешь ребенка, в тишине же скучно: повторяются стихи, поговорки, скороговорки, песенки; либо мама находит, чем бы этаким новеньким, свеженьким помучить крошку.. Следует оговориться: мой ребенок с 9 месяцев повторяет слова, а с 1,3 месяцев говорит предложениями. Но если ребенок молчун, это не значит, что эти игры не для вас. Ничего подобного!! Малыш все понимает, впитывает, как губка, просто у него своя система общения с окружающим миром. И вы как никто другой ее уже рассекретили и понимаете. Кивки, угукания, короткое "да" или "нет"... Все поможет понять, подходит ли данная игра лично вам и малышу. Попробуйте, посмотрите и только потом отказывайтесь!
У нас все началось вот так: видим ворону — озвучиваю: "Вот ворона". И тут же: "Ворона — птичка, у нее есть клювик, крылышки и перышки". Дальше прошу повторить, что ворона птичка. Потом говорю, у гули тоже есть клювик и перышки, гуля — птичка. И воробышек птичка. А потом говорю: "Ворона". И жду волшебное слово "птичка". Гуля. Воробей. Потом, не объясняя, говорю: "Сорока, галка". И удивительно — в ответ слышу четкое: "Птичка!" Решаюсь: "Песочница..." Молчание... Смотрит на песочницу. Я немного помогаю: "Разве есть клювик? Нет! Перышки? Нет! Значит, песочница птичка или не птичка?" И четко проговариваю: "Не птичка". Я дальше: "Коляска? Птичка... или не птичка?" В итоге, пока катались, Олесенька четко называла "птичка", где надо и "не птичка" на другие предметы. Чтобы дочка не забыла само слово "птичка", периодически среди перечисления птичек называла синичку. "Синичка — птичка"! Созвучно, ассоциативно и... Отмечу, малышке было весело от такой рифмы. Она чувствовала уверенность и свое превосходство: с такой твердостью отвечала "птичка", когда я говорила слово "синичка", а потом на все остальное. В итоге в этот день мы узнали, что некоторые существа и предметы не носят название "птички". В перечне птичек был подвох — наша собака Митя, корова, овечка и кошка Муся. Сначала они просто шли как "не птичка", после размышлений о том, что у них нет клюва и перьев... Зато вспомнили, что есть лапы. И стали их "обзывать" животными. Пошла череда птиц-птиц-птиц... Животных; животное — животное — птица — животное... И так далее.
Можно сначала на чем-то одном остановиться, не вводить сразу другое понятие или понятия.. В зависимости от понимания и, самое главное, желания обучаемого лапульки. Нужно предвосхитить момент усталости и намного раньше закончить игру, пока она еще остается игрой, а не навязыванием. На следующий день повторили, закрепили и новому обучились. Ба, ма, па, дядя, Леся, тетя, дедушка — человек (есть ножки, ручки). Наш прогресс: дома, когда пили, я возьми и скажи, что вода — это напиток, т.к. ею можно напиться, ее можно пить. Чаем можно напиться? Леся сказала: "Можа". Я ей: "Чай — напиток". Дальше стала называть: "Сок — напиток или не напиток? Его можно пить?" И Леськин с радостью, что можно, отчеканила: "Напиток!" И так дальше. Теперь мы четко скажем, что чай, сок, кисель, квас, вода, "Агуша", кефир, молоко, "имунелька" — напиток! Главное — обозначить мало-мальски запоминающиеся и понятные ребенку признаки, характеристики. Птичка: есть клювик, перышки, крылья. Животное: есть лапки, шерстка. Или нет клювика, перьев. Человек: ножки есть, ручки есть... Напиток: можно пить, можно напиться. Еда: можно есть вилкой, ложкой, руками. Теперь Леся сама анализирует. Ей говоришь, например, "верблюд". Размышление ее вслух такое: "У верблюда лапки... есть. У верблюда ножек нет".
Рада была поделиться своим опытом. Надеюсь, что кому-то, может быть, это пригодится. Желаю удачи, здоровья и новых открытий.