С рождения до 6 месяцев
В это время дети набираются сил и развиваются физически. К полугодовалому возрасту малыш уже пробует передвигаться самостоятельно. Он постепенно узнает свое имя и пытается повторять звуки. К 6 месяцам ребенок все больше бодрствует в течение дня и помимо грудного молока уже пробует разнообразное детское питание. Также малыш начинает проявлять эмоции: улыбаться и смеяться.
Родители в первые дни и месяцы жизни ребенка максимально внимательны к его потребностям, здоровью и правильной гигиене. В этот период малыш начинает пробовать многое на вкус, поэтому важно следить, чтобы у него не было доступа к мелким предметам, которые он может случайно проглотить. Ребенку нравится трогать предметы, поэтому важно, чтобы они были различными по текстуре: например, игрушки должны быть выполнены из натуральных материалов.
В течение всего этапа необходимо налаживать контакт с ребенком, ведь именно родители становятся посредниками между ним и миром.
Для малышей с рождения до 6 месяцев предлагается:
- мобили на кроватку
- игрушки для кроватки
- мягкие игрушки с разными текстурами поверхности
- книжки из ткани
- цветные развивающие коврики с игрушками
- безопасные зеркала
6-12 месяцев
В это время дети проявляют самостоятельность: пытаются встать из положения сидя, пробуют есть без помощи родителей, начинают все больше лепетать и, как правило, уже говорят слово "мама". Им нравятся принимать участие в "ролевых" песенках и стишках, могут даже "танцевать" под музыку.
Родители в силу проснувшейся активности ребенка все больше заботятся о его безопасности. Важно следить за тем, чтобы ничего в доме не могло послужить угрозой малышу. Ребенка нельзя ограничивать в проявлении интереса к окружающему миру, но при этом, по возможности, нужно следить за его действиями и передвижениями.
Для малышей с 6 до 12 месяцев предлагается:
- мягкие куклы и животные
- кубики
- пирамидки
- игрушки, обучающие ребенка определять форму предмета
- картонные книжки
- звуковые и движущиеся игрушки
- барабаны и бубны
12-18 месяцев
В это время дети очень подвижны, они начинают ходить и говорить. Играют с более сложными игрушками, составляют простейшие картинки-пазлы и пробуют сами снимать одежду. Особенно им нравится возиться с книжками: переворачивать страницы, показывать родителям картинки в них.
Родители должны быть готовы к возрастающей самостоятельности ребенка и к его неосознанному желанию быть независимым. Так как дети только начинают ходить и не чувствуют в ножках уверенности, они часто просятся на руки. Важно знать, что в этот период речь становится неотъемлемой частью жизни ребенка: он начинает и сам говорить, и слушает родителей.
Для детей с 12 до 18 месяцев предлагается:
- лопатка с ведерком
- игрушки, которые можно катать
- игрушки, на которые можно опираться при ходьбе и толкать
- пластмассовая посуда
- первые пазлы и простые конструкторы с крупными деталями
- игрушки, на которых можно кататься
- игрушки для ванной
18-24 месяцев
В это время дети уверенно ходят и даже бегают. Они становятся все более любознательными: задают вопросы, пробуют себя в творчестве (пытаются рисовать фломастерами или карандашами линии и формы предметов, придумывают себе друзей), развивают словарный запас (до 50 слов), играют, имитируя действия взрослых (например, "кормят" своих кукол).
На данном этапе дети очень эмоциональны, поэтому не исключены истерики.
Родители должны быть готовы к тому, что у ребенка формируется характер: у него появляется мнение о том, кто и что должен делать, он может капризничать и "спорить". С этого этапа начинается воспитание: важно установить и поддерживать разумные границы поведения для ребенка.
К двум годам у ребенка, как правило, уже сформировываются предпочтения среди игрушек и видов деятельности.
Для детей
- краски и карандаши
- наборы для творчества, для аппликаций, книжки-раскраски
- более сложные конструкторы и головоломки с увеличенным количеством деталей
- интерактивные игрушки (наборы для уборки, наборы инструментов, посуды и т.п.)
- музыкальные инструменты (дудочки, кастаньеты, ксилофоны и т.п.)