Не успев нарадоваться, что подросшие дети сами ходят по магазинам, мы начинаем огорчаться, что покупают они себе не то, что следует, и по количеству, и по качеству. Времени и денег в торговых центрах тратят точно больше, чем нам бы хотелось. А у некоторых страсть к покупкам становится болезнью...
После родительского собрания мы, мамы десятиклассников, стояли во дворе школы и обсуждали проблемы наших детей. Одна из родительниц жаловалась на дочку: "У нее уже шкафы ломятся от вещей. Даже если лет пять она не будет ничего нового покупать, ей все равно не сносить то, что уже имеется. Восемь сумочек, вы подумайте! А она деньги на девятую клянчит". — "А зачем ты ей потакаешь?" — недоумевали мы. — "Ну, я же ее одна растила, без отца. Все боялась, как бы она не почувствовала себя хоть в чем-то обделенной. Ну, и перегнула палку, наверное", — сокрушалась мать. Другая женщина поддержала тему: "Да не одна твоя такая. Вон, моя у отца кредитку стащила и по ней в интернет-магазине себе всякой ерунды на 15 тысяч заказала, паршивка! Диски какие-то, косметику, майки, купальники... Отец, когда узнал, так рассвирепел, что я его еле-еле успокоила".
Трудно представить девушку, равнодушную к модным обновкам. Ведь желание нравиться у женщин в крови. Может быть, поэтому в представлении большинства из нас слово "шопоголик" звучит довольно безобидно. В памяти тут же всплывает образ миловидной героини одноименного фильма — девушки хотя и безалаберной, но, в сущности, доброй и славной. Шопоголиками без стеснения называют себя и многие звезды, как зарубежные (Кристина Агилера, Мэрайя Керри, Сара Джессика Паркер), так и отечественные (лидерами в этом считаются Сати Казанова и Ксения Собчак).
Девичье счастье?
О том, что шопоголизм — штука серьезная, первым догадался еще в 1915 году знаменитый немецкий психиатр Эмиль Крепелин, "первооткрыватель" шизофрении и маниакальной депрессии. Описав новый недуг, врач заметил, что он очень похож на прочие виды зависимости. Люди, страдающие от шопомании, испытывают примерно то же, что и наркоманы.
Шопоголик испытывает эйфорию в тот момент, когда вещь оказывается в его руках, а после совершения покупки его начинает мучить чувство вины и глубокого раскаяния.
Как понять, что нормальная девичья увлеченность нарядами, вполне объяснимое желание иметь крутой телефон, плеер и другие модные вещицы переросли в болезнь? Шопоголизму свойственны следующие симптомы:
- подавленное настроение без регулярного посещения магазинов,эйфория при входе в торговое заведение;
- поход за покупками осуществляется без намерения найти там что-то конкретное, а лишь для того, чтобы "посмотреть, что есть" или просто провести время;
- неконтролируемое желание что-то купить "просто так", не представляя, как эта вещь будет использоваться и пригодится ли вообще;
- разочарование и злость после покупки, оказавшейся слишком дорогой или ненужной;
- увлечение модными журналами;
- постоянное обсуждение купленного товара.
Тратьте не деньги, а время и любовь
Психологи считают, что причины постоянного стремления к приобретению вещей надо искать в детстве. Шопоголики часто вырастают в семьях, где мамы и папы уделяют слишком большое внимание материальному благополучию. Нехватку родительской любви взрослые компенсируют подарками.
Так ребенок с детства приучается мерить любовь деньгами и вещами. Вторая категория шопоголиков получается из тех, кто, наоборот, рос в бедности. Как только у такого человека появляются деньги, он тут же бездумно тратит их. Так он пытается с избытком вернуть себе все то, чего был лишен в своей семье. Третью и самую многочисленную группу подростков, зависимых от покупок, составляют дети авторитарных родителей. Те, кого в в семье зажимали, унижали, недооценивали. Обычно родители не отдают себе отчета в том, что поступают жестоко, им кажется, что требовательность закаляет характер. Поэтому такие дети всеми силами стараются возместить себе недостаток родительской любви. Покупками это сделать проще всего.
Хотелось бы еще вот о чем сказать. Еще пять лет назад в России, по мнению психологов, мужского шопоголизма практически не существовало. Сегодня страсть к неконтролируемым покупкам все чаще овладевает юношами. Ею страдает один парень на пять девчонок. И если девушки обычно скупают косметику и одежду, то представители сильного пола предпочитают электронику — компьтеры, мобильные телефоны, наушники, электронные книги.
Нет — лишним вещам!
Не давайте подросткам в руки свою кредитку. Пластиковые карточки создают иллюзию того, что товары достаются бесплатно. Деньги поэтому тратятся абсолютно бесконтрольно и бездумно.
Предложите соблюдать такое правило: даже если очень понравилась вещь, не покупать ее сразу, а подождать до завтра. Обычно отрезвление приходит, как только желанный предмет исчезает с глаз долой. Ну, а если этого не произошло — значит, вещь и впрямь нужна.
Введите строгий запрет на приобретения в интернет-магазинах. Одними разговорами, скорее всего, не обойтись, поэтому закройте ребенку доступ на соответствующие сайты с помощью пароля.
Карманные деньги выдавайте раз в три дня, а не раз в неделю. Большие суммы выдавайте только с целевым назначением (например, на обувь или одежду, на подарки). Объясните, что скидки — еще не повод хвататься за кошелек, приобретать следует только то, что действительно нужно.
Убедите подростка в необходимости устроиться на каникулы подработать. Обычно, прочувствовав, с каким трудом достаются деньги, дети быстро избавляются от пагубной страсти к бессмысленным покупкам.