Близкие по теме статьи
Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям
Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям
Финансовая грамотность с 1 класса: зачем нужна копилка?
Здоровое питание: 7 рекомендаций скандинавских ученых
Здоровое питание: 7 рекомендаций скандинавских ученых
Меню на день для российского климата: сколько жиров, клетчатки и витаминов включить в рацион
Говорим ребёнку важные вещи вскользь
Говорим ребёнку важные вещи вскользь
Ребенок вас не слышит? Вы просто не умеете говорить!

Эпоха потребления

Учим детей правильному восприятию рекламных роликов, разумному обращению с деньгами и целесообразному распределению покупок.

Хотим мы того или нет, но реклама прочно вошли в нашу жизнь. Эффектные картинки, плакаты и ролики активизируют детское любопытство и пробуждают страстное желание это заиметь - во что бы то ни стало. И вы все чаще слышите: "Хочу!" да "Купи!". Что делать? И можно ли этому вредному процессу противостоять?

Учим детей правильному восприятию рекламных роликов

Покупать - не покупать?

Маленьких детей реклама особенно не волнует. Хотя бы потому, что вы для него главнее всего окружающего мира. И вам он верит больше, чем всем остальным. Поэтому можно сказать, что сначала реклама влияет на ребенка опосредованно - через вас.

Если вы стали "жертвой" рекламного ролика и раздумываете: "А не купить ли...", ребенок, конечно, моментально почувствует ваши колебания и потребует: "Купи!"

Хитроумная погремушка, многоэтажный дорогущий "конструктор", кукла Барби со всем своим приданым - скажем честно: особой потребности у маленького ребенка в этом нет. Но зато она есть у вас. Очень часто мы стремимся одарить наших детей просто потому, что нам внушили: модно - значит, хорошо. Если ребенок играет новой вещицей пару часиков, а потом возвращается к своим мишкам и куколкам - значит, она ему, скорее всего, и не нужна. Она нужна вам. Чтобы соответствовать духу времени.

Так что первая проблема, с которой следует поначалу разобраться, - то, как на рекламу реагируете вы сами. Дети же просто заимствуют модель поведения у собственных родителей.

Вышесказанное не означает, что детям не нужны хорошие вещи и игрушки. Им не нужны излишества!



Стратегический аспект

У детей есть две интересные особенности, о которых родителям следует помнить, решая "рекламный" вопрос.

Первая особенность. Маленькие дети всегда хотят получить то, что они желают, немедленно. И чем младше ребенок, тем невыносимее, труднее ему ждать.

А значит, самый надежный способ уберечься от ненужных приобретений - сделать паузу. Отвлеките малыша, переключите его внимание на что-то другое (на интересную игру, например, или на другую, более подходящую и доступную вещь). Если он переключится и не станет возвращаться снова и снова мыслями к тому, что просил, скорее всего, та штучка была не так уж и нужна.

Но если малыш уже привык получать по первому требованию все, что захочет, добиваться своего он будет по привычке, просто из вредности или упрямства. А кто захочет добровольно сдать выгодные позиции за просто так?!

Вторая особенность. Все дети остро нуждаются в идентификации со сверстниками. Любому ребенку важно иметь то же, что есть у его друзей и подруг, чтобы его приняли за своего. Ведь многие детские вещи (игрушки, журналы, одежда) - на самом деле не просто вещи, это своего рода знак клана.

А значит, учитывайте особенности "дворовой" рекламы.

Есть вещи, в которых детям отказывать нельзя. Причем тут работает прямая закономерность: чем старше ребенок - тем "знаковые" вещи важнее для него. Приглядитесь, как одеваются его сверстники, во что играют во дворе, какие игрушки носят в своих рюкзачках. Правда, и тут нужна дозировка. Выясните, на чем помешана вся дворовая компания и без чего вашему ребенку обойтись действительно трудно. Это может быть герой популярного мультика (черепашки ниндзя, человек-паук, телепузики), какой-то комикс или... Ребенок сообщит - что. Ваша задача - отобрать из массы просьб и требований действительно самое необходимое (престижное).

Ругать - не ругать?

Некоторые родители искренне считают, что с рекламой нужно бороться радикально. По принципу "собрать бы книги все да сжечь". Но так как, ясное дело, сжечь (то есть отделаться от рекламы и уберечь " от нее ребенка) нереально, они заходят с другой стороны. Берут и объясняют своим детям, что "верить рекламе не надо, все, что рекламируют, - это плохие (т. е. невкусные, неинтересные, ненужные) вещи". Это соблазнительный, но опасный прием. Пока ребенок маленький, он вам поверит. И будет верить до тех пор, пока не попробует те же чипсы или шоколадку, и они, представьте себе, ему понравятся. Возникнет закономерный вопрос: а можно ли маме доверять? Ее мнению, вкусу и словам? Ведь - действительно, не все, что реклама предлагает, такое уж и плохое. Совсем наоборот. Так зачем же его обманывать?

Программа-минимум

Привычки закладываются с раннего детства. И правильное отношение к покупкам тоже надо формировать уже сейчас - в первые годы жизни.

  • одни раз и навсегда надо уяснить, что ценность вещи для малыша определяется не ценником и не модой, а его возрастными особенностями и потребностями;
  • маленькие дети чаще всего сами не знают, чего им хочется, и часто просят просто так, на всякий случай;
  • малыши легко поддаются сиюминутному порыву;
  • не стоит покупать по первому требованию все то, во что ткнул своим пальчиком ваш малыш: даже в столь юном возрасте дети должны знать, что родители не могут (да и не должны) удовлетворить каждое их "потребительское" желание;
  • намеренно откладывайте во времени некоторые ценные покупки. ("Вот в воскресенье мы пойдем и...", "Дед Мороз тебе подарит..."). Пусть ребенок учиться ждать. Да и у вас появиться полезный навык: сначала разобраться, а потом брать. Тут главное - выполнить обещанное, тогда малыш будет спокойнее относиться к вашим отказам, потому что не сомневается: его понимают, а не просто заговаривают зубы, и то, что ему необходимо, он действительно получит.
  1. Дайте малышу право выбора. "Тебе нравится эта кукла и этот набор конструктора? Но я не могу купить две вещи, только что-то одно. Что ты выбираешь?" Ребенок постарше может составить (с вашей помощью) целый список, что ему хочется иметь. Дайте время на обдумывание, в течение нескольких вечеров зачитывайте список, уточняйте, корректируйте вместе с ребенком. Не навязывайте ничего, просто направляйте. И пусть сам решает, что приобретается сначала, что потом. Даже если он ошибется и пожалеет о своем выборе - это полезная ошибка. Она заставит его в следующий раз более сознательно подходить к своему выбору и рекламе. Кстати, от такого списка есть еще одна несомненная польза. Ко многому из того, что там записано, вскоре он сам потеряет интерес (кончилась телереклама, предмет вышел из дворовой моды, сам малыш подрос и изменились его интересы - вот вещица уже и не нужна). Ребенок сам убедится, что не надо верить всему и хватать все подряд из того, что очень нахваливают другие люди. Без чего-то можно прекрасно обойтись и при этом приобрести (попросить у родителей) куда более ценную и необходимую вещь.
  2. Учите обращаться с деньгами. В том числе и со своими собственными. Когда вы, собираясь на прогулку, кладете деньги в кошелек, самое время объяснить ребенку, что они не попадают туда по волшебству. И что они имеют свойство заканчиваться. Даже малыш должен понимать, что такое "дорого" и что не все денежные запасы вы будете тратить на него. Ему будет легче понять вас, если вы не будете реализовывать все его желания. С ребенком необходимо в доступной для него форме говорить о таких понятиях, как "доход", "расход", о том, что деньги, которые вы зарабатываете, нужны еще и для оплаты квартиры, покупки продуктов и т. д. Только учтите еще одну особенность детского разума: маленькие дети понимают все буквально. И если вы скажете: "Нет ни копейки", - он действительно решит, что у вас нет денег - ни на что. А продукты вы пошли и купили - что, значит, "копейки" есть и вы обманывали его?
  3. Вы можете выделять своему ребенку небольшую сумму на "карманные расходы", например, раз в неделю. И он будет иметь право покупать себе то, что хочет. Помогите сориентироваться, но не настаивайте. Потратил неудачно? В следующий раз будет действовать умнее. Только не "открывайте кредит" ранее обговоренного срока, иначе сообразительное чадо поймет, что у вас всегда можно выпросить новую подачку. И не научится ценить то, что имеет.

  4. Антиреклама. Когда малыш, наглядевшись рекламы, о чем-то вас упорно просит, не торопитесь отмахнуться, раскритиковать, отказывать сразу. Обязательно выслушайте его страстные речи. Малыш должен знать, что с его мнением считаются и что, если не купили, на то есть веские основания. Обязательно объясняйте причину своего отказа. Приводите доводы, которые доступны понятию малыша. ("Вчера мы купили тебе... а сегодня нам надо купить для твоей сестренки..."). Покажите, что приятного может быть в таком повороте событий. ("Ты подаришь, она так обрадуется!", "Какой молодец, заботишься о дедушке...").

Дети постарше в состоянии уяснить, почему нельзя каждый день пить газированные напитки, есть в огромных количествах чипсы и конфеты, как правило, очень любят свой организм и с большим удовольствием послушают ваши лекции о пользе минеральной воды, натуральных продуктов и соков из соковыжималки. И будут совсем не против, если вместо разрекламированной продукции получат дозу вашего искреннего внимания и участия. Например, в виде совместно испеченного пирога.

Статья из декабрьского номера журнала
Счастливые родители
Авторская статья

Опубликовано Юлия Воронова
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Эпоха потребления"

Вы не авторизованы.

Статья полезная, но осталось без ответа раздел "Ругать - не ругать?
" , что не надо говорить, что это не вкусно, а то верить перестанет, а что в итоге-то что говорить? и "Дети постарше в состоянии уяснить, почему нельзя каждый день пить газированные напитки" - очень хочется надеяться, но большие сомнения, опять же здесь будет "дворовая реклама": все едят, а я что?
2005-12-14, Катруся
Поделитесь:

14.12.2005
Обновлено 28.08.2019
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!