Мокрые штаны, испорченное настроение, клеенки в кровати — быть родителем ребенка, который мочится в постель, стыдно и неудобно. Но попробуем задуматься, отчего некоторые дети так и не могут научиться оставаться сухими до трех с половиной — четырех лет, а иногдаи позднее. Ведь часто бывает, что взрослые очень стараются, даже слишком, но безрезультатно. В чем же тут дело?
Когда ребенок должен научиться быть сухим
Прежде всего поговорим о возрастных нормах. Мы, современные родители, принадлежим к тому поколению, которое в свое время пережило довольно ранее и весьма жесткое приучение к горшку. Поэтому едва нашему чаду исполнится год, как мы начинаем нервничать, не пора ли уже проситься на горшок. Позиция бабушек и дедушек тоже лояльностью не отличается: они растили детей без памперсов и были заинтересованы побыстрее избавиться от мокрых пеленок.
Надо сказать, что двадцать-тридцать лет назад и невропатологические нормы были иными. Например, энурезом считалось ночное недержание мочи после трех с половиной лет. Теперь этот возраст увеличен до пяти с половиной. В дневное время ребенок должен проситься на горшок после двух лет. Не считается отклонением, если штаны иногда замочит заигравшийся малыш в возрасте двух лет и пяти-восьми месяцев.
Энурез: лечение и причины
Основной причиной непроизвольного мочеиспускания ночью считается типичное нарушение сна, связанное с тем, что ребенок спит так крепко, что просто не слышит сигналов своего организма. Сейчас невропатологи лечат энурез с помощью лекарственных препаратов, уменьшающих глубину сна. В результате достигается весьма стойкий эффект, так что если вы не боитесь побочного действия таблеток, то можно воспользоваться рекомендациями опытного невропатолога. Очень хорошо помогает также индивидуально подобранный гомеопатический препарат.
Но если ситуация с ночным недержанием мочи вас не слишком беспокоит, то до четырех с половиной — пяти лет можно ограничиться консультацией психоневролога, психолога и попробовать применять дома стандартный набор упражнений, о которых речь пойдет ниже.
Кроме того, грамотным родителям необходимо знать, что эпизодические случаи недержания — вполне нормальная и довольно часто встречающаяся детская реакция на стресс. Чтобы найти истинный корень зла, восстановите причинно-следственную картину моментов учащения энуреза.
Нередко стресс бывает вызван рождением следующего ребенка — долгожданного братика или сестренки. На уровне сознания старший ребенок вполне может быть рад и счастлив тому, что у него кто-то появился. Но тело подводит, и энурез становится частью комплексного феномена возрастной регрессии.
Еще один нормативный стресс — выход мамы на работу и появление новой няни. Няня может быть хорошей, и ребенок не прочь с ней оставаться, но неожиданно начинает мочиться на простыни или в штанишки.
Наиболее распространенным стрессом является поступление ребенка в детский сад. Первые полтора месяца — самое непростое время для малыша. Ему трудно привыкнуть к воспитателям, сверстникам, режиму. Повышается общее напряжение, все системы работают с перегрузкой, и какая из них даст сбой, во многом зависит от наследственности. Если среди ваших ближайших родственников есть кто-то, у кого признаки энуреза сохранялись долго, не стоит удивляться и расстраиваться.
Как относиться к тому, что ребенок писает в постель
Есть простое правило: чем больше родитель нервничает и давит на ребенка, тем выше вероятность, что нежелательная симптоматика укоренится. Помните, что любая особенность в поведении ребенка исчезнет не сразу, а не раньше, чем через шесть недель с момента появления. Таковы психофизиологические особенности малыша. Задача родителей — выработать спокойное, философское отношение к проблеме. Такому подходу можно поучиться у пап. На наш взгляд, проблемой детского недержания должен заниматься тот, кто меньше всего нервничает по этому поводу.
Если вы ругаете за «ночные неожиданности» ребенка-дошкольника, он понимает одно: «Мама меня такого не любит». И эта мысль блокирует все остальные доводы. Из вашей ругани положительную информацию он усвоить не сможет, а вот чувство отверженности и непонимания усилится.
Не навязывайте малышу устойчивый образ себя самого как маленького неудачника, неспособного справиться с проблемой. Помните, что контроль за сфинктерами и формирующаяся половая система тесно связаны. Снижая самооценку ребенка, особенно если речь идет о недержании мочи, мы невольно препятствуем формированию у него здоровой сексуальности.
Не обсуждайте проблемы ребенка в присутствии других взрослых и детей, даже если вы уверены, что он занят своим делом и не слышит. Обычно в подобных случаях дети чутко улавливают комментарии в свой адрес. И даже младенец в состоянии понять истинное отношение мамы или папы, высказанное в разговоре с посторонними.
Недержание мочи: упражнения и советы
Общий принцип борьбы с недержанием прост: ответственность за себя ребенок должен нести сам. Привлекайте его к устранению последствий. По возможности препоручайте ему стирку мокрого белья и вытирание луж. И ни в коем случае не преподносите это как наказание, но как логическое продолжение того, что с ним произошло. «Ты писаешь — ты и убирай. Мы тебя очень любим и можем немного тебе помочь. Но ты сам сделал первое, делай и второе». Необходимое условие — отсутствие агрессии и раздражения. Никакого крика, сплошная доброжелательность.
И второе важное условие: нужно не зацикливаться на мокрых штанишках и пеленках, а поощрять малыша в те моменты, когда ему удается быть сухим. Порицание должно быть очень сдержанным, а поощрение — шумным и радостным. Каждый раз, когда малыш «попадает, куда нужно», хвалите его и выдавайте заранее оговоренное поощрение.
Какое именно, зависит от возраста, личностных особенностей ребенка и вкусов родителей. Это может быть наклейка-звездочка на холодильник, какая-нибудь вкусная еда (желательно не сладость), возможность за пять-семь накопленных бонусов сходить в выходной день покататься на каруселях. Важно, чтобы договоренности соблюдались, а поощрение соответствовало возрастным возможностям малыша.
Мышление дошкольника наглядно-действенное, поэтому для лучшего усвоения знания или навыка ребенку полезно увидеть предмет или процесс, потрогать все своими руками. Попросите малыша вести дневник учета «сухих» и «мокрых» моментов. Самостоятельно раскрашивая клеточки дневника в яркие цвета, ему проще будет научиться осознавать себя.
Чтобы ребенок лучше понял, как работают его сфинктеры, хорошо использовать метод визуализации, то есть зрительного представления. Для этого прекрасно подойдет кукла «беби борн», специально разработанная для детей, проявляющих повышенный интерес к процессам выделения. Покормите куклу кашей или напоите водичкой (в зависимости от характера проблемы) и вместе с малышом внимательно понаблюдайте, как и откуда выйдет проглоченное.
Объясните ребенку разницу между куклой и человеком, рассказав о том, что у людей эти дырочки эластичные и умеют растягиваться и сжиматься, поэтому мы можем удерживать продукты распада в себе, если захотим. Попробуйте потренироваться в процессе мочеиспускания: «раз-два-три, писаем, раз-два-три, не писаем». Это так называемое упражнение Кегеля для детей.
Для визуализации можно использовать и небольшой воздушный шарик, наполненный водой. Покажите ребенку, как при размыкании выхода вода вытекает мощным потоком или небольшой струйкой.