На сцене Московского театра Эстрады идет мюзикл "Энни" - удивительно добрый и искрометный спектакль для всей семьи. Это история о девочке из приюта, обретшей семью, о дружбе и смелости, о том, что в этой жизни есть место добру, а зло всегда оказывается посрамлено.
Спектакль имеет свою историю. В начале была книга Томаса Миэна "Сиротка Энни", затем Америка 20-х годов сходила с ума по комиксам на основе этого произведения, ставших своеобразной "национальной идеей". Может быть, именно поэтому в США давно не существует приютов и детских домов, а дети-сироты, в том числе и социальные, воспитываются в приемных семьях.
В 1978 году режиссер Мартин Чарнин поставил "Энни" на Бродвее, и постановка стала поистине культовой. Спектакль с огромным успехом шел в течение нескольких лет, было сыграно более трех тысяч представлений. С тех пор мюзикл был поставлен и с успехом прошел во многих странах. Песни и мелодии из "Энни" (автор оригинальной музыки Чарльз Страус) стали самостоятельными хитами. "Энни" экранизировали дважды - в 1982 г. и в 1999-м. Первый широкоэкранный фильм поставил Джон Хьюстон на студии Columbia Pictures, Роб Маршалл сделал телеверсию "Энни" - более камерную, сжатую и "театральную". Первая экранизация вызвала резонанс даже в СССР - тогда советская пресса с сарказмом писала о сказочной истории, "маскирующей бесчеловечную американскую действительность". Особой популярностью наших журналистов пользовался психологический портрет миллиардера Уорбакса, имеющего по сценарию "добрый, но ершистый характер". Предполагалось, что деньги и человечность несовместимы. Сейчас, хочется надеяться, что культ денег рано или поздно исчерпает себя, но приживется принятое на Западе отношение к брошенным детям, которые обязательно должны найти новую семью.
В 2004 году мюзикл "Энни" пришел и на российскую сцену, принеся с собой доброту своего замысла, прекрасную музыку, очарование лаконичного и незамысловатого сюжета. Для России "Энни" - беспрецедентный проект, ведь до сих пор у нас не было ни одного мюзикла, рассчитанного, в первую очередь, на детскую и семейную аудиторию.
Действие спектакля происходит в Нью-Йорке начала прошлого века. Воспитанница одного из приютов Энни отправляется искать своих родителей. Ее путешествие оказывается недолгим - бдительный полицейский приводит девочку обратно в приют, где ее ожидает неотвратимое наказание. По счастливой случайности злая воспитательница мисс Хэнниген не успевает в полной мере выместить на ребенке свой гнев. В качестве доброй феи появляется Грэйс, очаровательная секретарь миллиардера Уорбакса, и приглашает Энни в особняк магната на Роджество. Предтеча современных имиджмейкеров, мисс Грейс решает таким своеобразным способом создать положительный образ своего босса, и Энни предназначено сыграть ведущую роль в пиар-кампании миллиардера. Такова завязка сюжета сказки ХХ века.Дальше сюжет развивается по нарастающей. Энни своим ненаигранным простодушием неожиданно пробуждает в ершистом миллиардере тоску по простым человеческим чувствам. Две одинокие души потянулись друг к другу, но, как и положено в сказочной истории, на их пути возникают неожиданные препятствия. В кризисных ситуациях все положительные герои проявляют свои лучшие качества, о которых, возможно, они раньше и не догадывались - благородство, мужество, решительность. Как и любая сказка, история заканчивается счастливо.
Ребенок способен пробудить даже в закосневших душах доброту, заставить по-новому взглянуть на мир, дать возможность совершить добрый поступок, необходимый для счастья маленького человека - так можно было бы сформулировать мораль этой сказки.
Эта идея блестяще проведена в спектакле средствами мюзикла. Благодаря талантливому переводу стихов, некоторые простые и серьезные песни, звучащие в спектакле, воспринимаются как откровения.
Русская версия имеет свою оригинальную сценографию. Исполнительское мастерство ее участников, режиссура, костюмы, свет, декорации - все на высоте. Спектакль смотрится на одном дыхании, сценическое действо в целом производит необычайно законченное и яркое впечатление, хотя, как и в любом другом мюзикле ведущей остается музыка. "Я без этой музыки потом не смогу!" - так выразила свои впечатления одна из юных зрительниц спектакля.
Взрослые актеры, играющие в мюзикле, не нуждаются в представлении, они хорошо известны и любимы публикой: Вячеслав Гришечкин и Александр Гришаев в роли хозяйки приюта мисс Хэнниген, Валерий Панков и Игнат Акрачков в роли мошенника Рустера, Екатерина Корабельник в роли его безмозглой подружки Лили, Ирина Линдт и Инга Сметанина в роли Грэйс - секретаря миллиардера Уорбакса (Павел Бердичевский и Юрий Лагута). В спектакле танцует знаменитый ансамбль "Русские сезоны", давно покоривший российскую и зарубежную публику. Режиссер Нина Чусова и балетмейстер Николай Андросов сделали очень добротный и масштабный проект, в котором, помимо перечисленных, участвуют дети.
Инициаторы проекта, Игорь Савкин, Екатерина Корабельник и Марина Васильковская, учитывая специфику сюжета, решили дать роли в мюзикле талантливым воспитанницам детских домов России.
Первоначально в Москву приехали одиннадцать девочек, из них отобрали семерых исполнительниц. Начались репетиции. Кто-то оказался не способен выдерживать нагрузки актерской работы, кому-то не понравилась Москва - дети скучали по друзьям и привычным условиям, кто-то не смог научиться "собираться" по команде режиссера. Девочки уезжали в родные города. В результате, из первоначальной группы осталось только трое юных актрис из Донецка - Таня Мягкова, Ира Гурдуза и Аня Провоторова - которые сейчас с успехом играют на сцене вместе со своими сверстницами - москвичками.
- Работать с такими детьми было иногда сложно, - говорит Екатерина Корабельник, - поначалу они были очень "зажатыми", даже запуганными, боялись, что их будут ругать. Приходилось снижать тон, обычный для репетиций со взрослыми актерами, подстраиваться под них. Сейчас девочки выправились, раскрылись. В них появилось здоровое честолюбие, желание сделать лучше, лучше сыграть.
- Все девочки очень сильные. Они умеют работать, умеют мгновенно настроиться и поймать мысль режиссера с полуслова и даже с полувзгляда, - улыбается Екатерина Корабельник, рассказывая о своих юных коллегах. - У нас были прогоны спектакля, когда актеры собирались в 10 утра, уходили в 11 ночи. И девочки, старшей из которых, Ире, тринадцать лет, это все выдерживали, работали самозабвенно.
Таня, Ира и Аня сейчас живут в московском интернате, созданном Юрием Никулиным. Им нравится осваивать и цирковое искусство, раз представилась такая возможность. Но там не все идет гладко - бывает, что обижают мальчишки, бывает - дети завидуют юным актрисам, приезжающим со спектакля с цветами. Школьная программа, как в большинстве специализированных интернатов, ориентированных на одну профессию, более "облегченная", чем в школах родного Донецка. Девочки говорят об этом с сожалением.
- Ничего, когда вернемся, нагоним, - оптимистически уверяет Таня.
Она поначалу играла роль Кейт, одной из приютских девочек. Главную роль репетировала Лиза Арзамасова, блестяще справляющаяся и с вокалом и с драматическими сценами, - за ее плечами уже нешуточный актерский опыт, съемки в кино. Но когда постановщики решили, что исполнительниц главной роли должно быть двое, их выбор остановился на Татьяне. Поначалу были сомнения насчет южного говора юной актрисы, но после того, как была сыграна пробная драматическая сцена, все сомнения улетучились. Премьера была для Тани серьезным испытанием:
- Первый раз я так боялась... Я так тихо пела, не попадала. Теперь главное - спеть две первые песни. После этого все идет нормально.
Исполнительница роли Энни - всегда в центре сценического действа, весь спектакль держится на ней, взрослые ей только подыгрывают. И Лиза, и Таня с честью выдерживают эмоциональное и физическое напряжение главной роли. Создатели спектакля уверены, что эта роль станет для них началом серьезной актерской карьеры.
Татьяна, сидящая в обнимку с букетами цветов, врученных ей после спектакля, говорит, что хочет быть только актрисой. Для этого у нее есть все задатки - талант и трудолюбие, недюжинная сила личности, "пассионарность" и любовь к зрителям. "Звездной болезнью" она не страдает. За блеском успеха иногда забывается сложная судьба ребенка, не имеющего семьи и дома. Но журналисты заставляют об этом вспоминать под жестким светом софитов.
- На "Большой стирке" я расстроилась, - рассказывает об одном из таких интервью Таня. - Я боялась, дрожала вся. Чувствую, что сейчас заплачу, а он ко мне подсел: "Ты можешь сказать, где мама?". Говорю: "Я ее не знаю, не видела". И заплакала...
Аня, грациозная и темноволосая, хочет стать моделью. До пяти лет она обреталась на улице, бродяжничала. Ей очень не хватает ласки, внимания, и она всеми силами старается его заслужить. Может быть, поэтому мечты о будущем Аня связывает с профессией, приковывающей внимание зала. Сейчас она выходит на сцену в роли Кейт. О своей героине говорит, что она "такая смешная".
Ира пока не знает, кем она будет, когда вырастет. У создателей спектакля поначалу были проблемы с ее желанием верховодить, быть не только старше своих двенадцатилетних подруг, но и главнее. Ангельская внешность и некоторая драчливость явно не сочетались. Сейчас все сложности позади, девочка научилась работать в команде, умеет поддержать и ободрить не только сверстников, но и взрослых коллег. На Тесси-плаксу, которую она играет в спектакле, по характеру ничуть не похожа. Но ей нравится, что ее героиня - самая красивая.
На сцене юные актрисы поют "в живую". Вопрос о фонограмме вызывает у них сначала недоумение, потом смех. На этой сцене все по-честному. Сначала петь и танцевать одновременно было нелегко, но ежедневные репетиции дают результат - сейчас сложное искусство мюзикла девочки освоили в совершенстве.
- Перед тем как идти на сцену, сами собираемся перед зеркалом и проходим все сцены, - говорит Ира.
В свободное время девочки любят читать, в особенности культовое произведение многих российских школьников - "Гарри Поттера". Прочли все книги про мальчика-волшебника, волшебство и сказка - всегда зачаровывают, как бы тяжело не складывалась реальная судьба ребенка. Сюжет мюзикла "Энни" - тоже своего рода сказка для многих и многих обитателей детских домов и интернатов. То, что возможно было очень важно для американского автора "Сиротки Энни" - несметное богатство мистера Уорбакса, удочеряющего девочку из приюта, - не оставляет следа в детском сознании.
- Такие сказки иногда случаются и в реальной жизни, - вспоминает Аня и в ее глазах внезапно вспыхивает надежда.
- У нас, в Донецке, такие случаи бывали. Забирали домой... - подхватывает Ира.
Авторы проекта уверены, что их спектакль делает зрителей добрее, заставляет задуматься над тем, что в этом мире есть одинокие дети - что само по себе упрек любому обществу. И этим детям жизненно необходимы родители...
Возможно, юные актрисы мюзикла еще смогут убедиться в том, что сказка иногда становится явью.
Ольга Лавренова