Можно ли самостоятельно подготовиться к вступительному экзамену по литературе? На этот вопрос нет однозначного ответа. Многие вузовские преподаватели уверены, что необходимую базу знаний могут дать только подготовительные курсы или занятия с репетитором. Но есть и противоположная точка зрения: все зависит от самого абитуриента.
Такого мнения придерживается и Наталья Шутая, кандидат филологических наук, докторант МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель "Уникум-центра" при РУДН.
- Наталья, к чему нужно быть готовым абитуриентам на экзамене по литературе?
- Форма вступительного испытания может измениться. Например, устный экзамен по литературе неожиданно заменят на единый государственный экзамен по литературе. Абитуриенты обычно узнают об этом в середине или в конце учебного года. К подобным "экспериментам" в сфере образования нужно быть готовым.
- Что проще сдавать – ЕГЭ или устный экзамен по литературе?
- На мой взгляд, единый государственный экзамен. Задания ЕГЭ составлены по школьной программе, поэтому от вас требуется знать в основном тот материал, который входит в обязательный минимум по предмету. Большинство вопросов предполагает выбор единственно правильного варианта. Вопросы на устном экзамене по литературе сложнее, требуют дополнительных знаний.
- На что следует обратить особое внимание при подготовке к устному экзамену по литературе?
- Во-первых, старайтесь больше читать тексты художественных произведений. В них вы найдете ответы на все вопросы. Во-вторых, "золотой ключик", который позволит "открыть" идейно-художественное своеобразие любого произведения, – теория литературы. Вот здесь нужна помощь преподавателя. Заучивание определений не поможет сформировать навыки анализа и интерпретации прозаических и поэтических творений. А вот педагог научит пользоваться "ключом". В-третьих, развернутый ответ потребует риторических навыков – умения отобрать, расположить и преподнести материал. И этому тоже надо учиться.
– Как лучше распределить время подготовки к экзамену по литературе?
- Есть два пути. Можно за основу взять жанрово-родовой принцип – повторять материал блоками: эпические произведения, драматические, лирические. В этом случае удастся проследить традиции, преемственность и новаторство в литературе. Кстати, на ЕГЭ проверяется умение анализировать текст с точки зрения жанрово-родовой специфики.
Второй путь – традиционный, историко-хронологический. Сочетание этих двух подходов позволит эффективно подготовиться к экзамену по литературе.
- Какие способы и приемы помогут лучше запомнить даты и имена?
- Приемы мнемотехники, в основе которых лежит ассоциативный принцип, давно и хорошо известны. С их помощью легко запомнить, например, годы жизни Лермонтова – 1814-1841 (перевернутые даты).
Кстати, мнемотехника позволяет бороться с фактическими ошибками. Так, распространенной ошибкой на экзамене является написание имени Раскольникова через "а" – многие пишут "Радион". Этого можно избежать, если вспомнить толкование имени героя: Родион Романович Раскольников – родина Романовых, то есть Россия расколота.
- Сколько нужно знать цитат по каждому автору?
- Нет такого критерия в оценке ответа – количество цитат. Ценятся не сами по себе приведенные отрывки (их знание свидетельствует лишь о хорошей памяти абитуриента), а так называемое органическое цитирование – небольшие фразы или словосочетания, которые подкрепляют вашу мысль, делают ее более яркой и выразительной.
Цитаты необходимо знать точно, со всеми знаками препинания. Помню как в программе "Что? Где? Когда?" знатоки проиграли, неправильно процитировав известную фразу А.С. Пушкина: "Чем меньше женщину мы любим, тем ... нравимся мы ей!".
Попробуйте сами продолжить цитату, без которой не обходится ни одно сочинение по роману "Евгений Онегин": "Но я другому отдана..." Даже Достоевский в известной "Пушкинской речи" допустил в этом месте ошибку. Поэтому в печатном варианте речи всегда делается сноска: "Не совсем точная цитата".
- Допустим, времени на подготовку осталось мало. Можно отдельные произведения перечитать в кратком содержании?
- Дефицит времени – это серьезная проблема, но все же медленное и вдумчивое повторное чтение, когда уже не надо следить за сюжетом, а можно непосредственно наблюдать за текстом, окупится стократ. Если такой возможности нет, стоит перечитать хотя бы основные эпизоды. К кратким пересказам стоит обращаться лишь для того, чтобы что-то проверить или вспомнить.
Есть ряд научно-популярных книг, которые помогут вам "поднять" программные произведения: например, одолеть Л.Н. Толстого позволит удивительная книга Н. Долининой "По страницам "Войны и мира".
- Какие типичные ошибки бывают при самостоятельной подготовке к экзамену по литературе?
- Много сил уходит впустую – на поиск готовых рецептов, по которым можно без труда подготовиться к экзамену, неумение выделить главное, недостаточная вера в свои силы или, наоборот, завышенная оценка своих знаний (ведь в этом возрасте очень трудно адекватно оценить себя), отказ от якобы устаревших, но испытанных методов – конспектирования, заучивания, повтора материала.
- Самостоятельность должна проявляться не в том, чтобы отвергать уже сложившиеся концепции, трактовки произведений и выдвигать свои, зачастую малообоснованные идеи, а в самом подходе к материалу, подбору аргументов, стиле изложения.
- Не бойтесь наукообразия в формулировках тем – постарайтесь "перевести" их на свой язык и понять, что от вас требуется.
- Чтобы ответ получился глубоким и исчерпывающим, иногда бывает необходимо "задействовать" знания по смежным наукам – истории, философии, культурологии.
- Не отвергайте зубрежку – испытанный "дедовский" метод.
- Многие художественные произведения получают "вторую" жизнь на сцене, в кинематографе. Поэтому можно и нужно обращаться к спектаклям и фильмам, в основе которых лежит классическое произведение.
- Научитесь управлять временем: иногда неумение укладываться в заданные рамки оборачивается низкой оценкой на вступительном испытании.
- Экзамен – это всегда стресс, и единственное спасение в такой ситуации – хорошие знания. Постарайтесь вовремя провести "ревизию" знаний и успешно продемонстрировать их на экзамене. Помните: "Не Боги горшки обжигают" и "Осилит дорогу идущий".
Экзамен по литературе. Проза...
Во время занятий постарайтесь придерживаться схемы анализа произведения:
- место писателя в литературном процессе
- место произведения в творчестве писателя
- тематика, проблематика произведения
- основная идея, в чем она выражается:
- жанр
- система образов
- конфликт
- композиция
- язык (особенности стиля)
- значение произведения для дальнейшего развития литературы.
Если вы сможете дать характеристику по этой схеме каждому прозаическому произведению, значит, база знаний по литературе у вас есть.
и поэзия...
Каждый третий вопрос в экзаменационных билетах связан с анализом стихотворений, поэтому важно научиться разбирать текст. Общий план анализа таков:
- дата написания и публикации
- принадлежность к тому или иному литературному направлению
- жанровая форма
- тип поэтической речи (описание, размышления, диалог, обращение)
- тема
- смысл названия
- эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении
- основные изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, метонимия, эпитеты, аллегория, символ, гипербола, литота). Можно указать особенности поэтического синтаксиса (повторы, параллелизм, инверсия, градация, анафора, эпифора, риторический вопрос); особенности рифмовки
- основная идея, которая стала понятна в ходе анализа.
Можно посоветовать "Большую школьную энциклопедию по литературе" под ред. В.Е. Красовского и А.В. Леденева, а также учебные пособия Т.П. Буслаковой "Русская литература ХIХ века" и "Русская литература ХХ века", "Русская литература ХIХ-ХХ веков" в двух томах под ред. Б.С. Бугрова и М.М. Голубкова.
Интерес представляет серия учебно-справочных пособий по литературе с текстами произведений, комментариями к ним, тестами, выпускаемая издательством "Айрис-пресс".
Пособия, помогающие глубже понять теоретические аспекты литературоведения: А.Я. Эсалнек "Основы литературоведения. Анализ художественного произведения", А.Б. Есин "Принципы и приемы анализа литературного произведения", С.И. Кормилов "Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих", С.С. Наровчатов "Необычное литературоведение", А.П. Квятковский "Поэтический словарь", Е.Г. Эткинд "Разговор о стихах".
По литературе ХХ века рекомендую такие книги, как "Русская литература Серебряного века" под ред. В.В. Агеносова и другие книги этого автора по ХХ веку, пособия по литературе ХХ века Е.С. Роговера, Л.А. Турбиной.
Для самоконтроля можно использовать различные тесты (желательно издательства "Просвещение").