Словосочетание second hand так и не перевели на русский: "вторые руки" больше годятся для товара из комиссионного магазина, а в наших секонд-хендах все сплошь завезенное оптом из-за границы. Причем, как выяснил корреспондент "ИП" Лев Быстров, в эти магазины москвичи сегодня идут, чтобы одеться не только дешево, но и оригинально.
Джинсы Levis за 400 руб., шелковые рубашки Yves Saint Laurent по 200 руб. Рыночные подделки из Юго-Восточной Азии? Ничего подобного! Все это плюс вороха Armani, Manitique и менее известных западных фирм - "родное". Большинство вещей будто даже никто и не носил. В магазине единственной пока в столице торговой сети секонд-хенда "Удачная покупка" (в городе у нее семь торговых точек) копаются не только пенсионеры, но и несколько молодых модников.
"Продвинутая молодежь, а вместе с ней художники, модельеры, театральные и кинокостюмеры постепенно становятся самыми частыми клиентами магазинов секонд-хенда, - комментирует ситуацию для ИП художник по костюмам Евгения Колчина, - я и сама с коллегами частенько в них бываю". Секонд-хенд, который десять лет назад пришел в Россию как торговля штанами для бедных, постепенно становится респектабельнее. "Уже не круто купить дешевку на рынке, а вот отыскать в секонд-хенде редкую вещь - это тема", - объясняет корреспонденту ИП один из студентов, неся к кассе рубашку от Brooks Brothers.
В Европе один магазин поношенной одежды приходится на 10 тыс. человек. В Москве, по данным департамента потребительского рынка и услуг, 137 таких магазинов. Сначала это были просто тесные подвалы, куда сваливались кучи одежды, в которых покупатель мог найти что-нибудь не совсем рваное. Сейчас, по словам представителя департамента Татьяны Корнешовой, среди клиентов секонд-хендов все чаще встречаются люди с высоким достатком, которые и сервиса ждут соответствующего. "Свалки одежды" еще остались, но чаще вещи рассортированы по типам и фасонам, а иногда прямо перед продажей повторно постираны и выглажены.
"Многие магазины приходят к тому, что культура потребления меняется. Как и в развитых странах, становится не зазорно носить секонд-хенд, - рассказывает директор магазина "Ничего подобного" (одного из самых больших в Москве) Ирина Петухова, - ведь самые лучшие секонд-хенды находятся именно в богатых странах: Англии, Швеции и Норвегии".
Есть и магазины, которые посетители интернет-форумов называют культовыми, например "Фрик-фрак" на Шаболовке. Сюда случайные люди вообще редко заходят - одни свободные художники и представители молодежных субкультур. Причем в самом магазине утверждают, что они уже не секонд-хенд. "Мы торгуем исключительно винтажем - вещами с историей, - рассказывает ИП директор магазина Ирина Гетманова. - Если секонд-хенд собирается в Европе и США чаще всего бесплатно и в массово, то винтаж специально ищется, покупается, и этим вещам не менее 10-20 лет". Цены тоже не как за б/у: женскую сумочку производства 1940-1950-х годов дешевле $100 не встретишь, а цена платья может достигать $1000.
Впрочем, уверяет костюмер Евгения Колчина, не только в концептуальной винтажной лавке, но и в традиционном секонд-хенде можно найти "жемчужины". "Надо просто искать. Я недавно купила себе платье Alberta Ferretti всего за 4000 руб.", - хвастается госпожа Колчина. Бутиковый вариант такого платья, добавляет она, стоил бы от 20 000 руб.
Европейская сборка
Чаще всего в московских магазинах секонд-хенда продаются вещи, которые европейцы или американцы просто отдали бесплатно. Например, бросили в специальный контейнер - из тех, что поставлены зарубежными "заготконторами" секонд-хенда в супермаркетах или просто во дворах. Хотя, впрочем, иногда за сданную одежду за границей кое-что платят либо дают скидки на приобретение новых вещей.
"Для западного человека избавляться таким образом от лишней одежды - обычное дело, - объясняет ИП маркетолог компании "Трейдлинк" (крупного поставщика секонд-хенда в Россию) Ирина Кузьмина, - а у нас наладить систему сбора вещей пока никто и не пытался, потому что большинство населения носят одежду до тех пор, пока она не приходит в полную негодность. Сбор проводится лишь изредка, в ходе благотворительных акций".
Западные компании, занимающиеся сбором подержанных вещей, разработали собственную классификацию товара (правда, на ценниках в розничных магазинах она не отражается, а существует для взаимоотношений с оптовыми закупщиками). Все вещи "заготконторы" сортируют по типам (мужская, женская, детская; брюки, джинсы, свитера, юбки) и присваивают им определенную категорию.
Высшая - Lux или Extrа - достается одежде неношеной или с минимальным износом. Первую категорию уже кто-то носил - изрядно, но аккуратно.
В вещах второй категории нередки образцы, в которых на людях показаться неловко. Наконец, к третьей категории относится фактически ветошь - ее за копейки купят те, кто работает в грязных условиях.
При перевозке секонд-хенд пакуют в тюки весом от десяти до нескольких сотен килограммов. В России действует около 50 оптовых компаний, которые закупают бывшие в употреблении вещи в Европе, США и Австралии и перепродают их на родине. Самостоятельно налаживать поставки из-за рубежа для небольшого магазина нет смысла, говорят бизнесмены, на Западе никто не станет возиться с поставками мелких партий на $5-10 тыс.
Однако владельцы крупной розницы секонд-хенда нашли свой способ покупать более интересный товар. "Мы давно не закупаем вслепую, а платим зарубежным партнерам, чтобы те нам отбирали качественные и неношеные вещи. Интереснее всего работать с США, потому что там люди традиционно покупают больше одежды, чем им нужно, а потом сдают ее, ни разу не надев, - рассказывает директор магазина "Ничего подобного" Ирина Петухова. - Что-то, конечно, по-прежнему берем и у крупных отечественных оптовиков, но они теперь больше ориентированы на регионы".
Так или иначе, секонд-хенд, собранный в Амстердаме и Нью-Йорке в основном "за так", по дороге в Москву начинает приносить прибыль каждому звену цепочки поставщиков. Растаможенный в России 1 кг одежды у оптовиков стоит 220-350 руб., а в розницу эти вещи поступают уже по средней цене 500-550 руб. за 1 кг. Да еще хорошие джинсы продавец наверняка выберет из общей кучи и продаст отдельно за те же 500 руб., а ведь они весят куда меньше 1 кг. В итоге, признаются в магазинах, разница между ценой, по которой вещи приобретаются у оптовиков, и ценой розничной нередко достигает 100%. Но даже при этом цена остается приемлемой и для малообеспеченных слоев населения - традиционных покупателей секонд-хенда. А состоятельные охотники за экзотикой готовы заплатить еще больше. Главное, их все меньше смущает, что это уже кто-то носил. Ведь санитарно-гигиенические требования к торговле секонд-хендом применяются достаточно жесткие.
У жителей Европы, США и Австралии существуют три основных способа избавиться от старой или уже не модной одежды.
Домашний: в нескольких точках в каждом городе жители могут получить специальные пакеты фирмы-заготовителя. В указанный день сотрудники фирмы собирают выставленные у домов пакеты со старой одеждой. Право собирать одежду дает лицензия, которую продает муниципалитет. Причем чем престижнее район, где фирма хочет собирать одежду, тем дороже лицензия. При этом те, кто отдает ненужные вещи, ничего взамен не получают.
Школьный: фирмы-сборщики собирают старую и ненужную одежду в школах. Иногда за символическую плату.
Контейнерный: фабрики по сбору ненужной одежды расставляют большие контейнеры со своими логотипами в часто посещаемых местах. Они могут находиться на парковках возле супермаркетов, рядом с торговыми центрами и на перекрестках оживленных улиц. Любой желающий может бесплатно оставить пакет со старой одеждой в таком контейнере.
Старость не порок
На Западе принятая у населения одежда отправляется на санитарную обработку. Она состоит из двух этапов. Сначала вещь подвергается воздействию специального дезинфицирующего состава, затем - горячего пара. Это, говорят специа- листы, исключает возможность переноса каких бы то ни было инфекций или паразитов.
Требование такой обработки непродовольственных товаров, бывших в употреблении, содержится и в российском законодательстве (Правила продажи отдельных видов товаров, постановление правительства РФ №55 от 19 января 1998 года). О том, что она проведена, должен свидетельствовать специальный сертификат, оригинал которого поставщик товаров обязан предоставить в Роспотребнадзор. "Санитарно-эпидемиологическая служба дает заключение, что сертификат действителен на территории России, - рассказывает Ирина Кузьмина, - и каждый покупатель может потребовать у продавца переведенную на русский язык копию сертификата, чтобы убедиться в безопасности товаров и законности их происхождения". Как правило, эти копии висят на видных местах возле кассы или у входа в магазин.
Отдельных правил продажи секонд-хенда, в отличие, скажем, от комиссионной торговли, нет.
"Поэтому с правовой точки зрения мы приравниваем эти магазины к комиссионным, - рассказывает начальник отдела департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Татьяна Корнешова, - а отношения между продавцом и покупателем регламентируются упомянутыми Правилами продажи отдельных видов товаров".
Поскольку вещи были в употреблении, и на них могут быть пятна, потертости, а иной раз попадается и что-нибудь надорванное, продавец должен продемонстрировать покупателю все недостатки. И хотя в каждом магазине висит объявление "Товар обмену и возврату не подлежит", оно лишь отчасти правомерно.
"Покупатель, которому продан бывший в употреблении товар ненадлежащего качества, имеет право требовать его обмена на аналогичный товар или возврата денег, - рассказывает юрист компании "Князев и партнеры" Антон Лелявский, - но только если недостатки не были оговорены продавцом".
"Если же все дефекты были описаны продавцом, покупатель, купив товар, уже не сможет предъявить претензии и вернуть его", - поясняет менеджер магазина секонд-хенда "Удачная покупка" Марина.
На практике, конечно, спор с продавцом по поводу того, предупреждал он вас об этой торчащей нитке или нет, может показаться слишком серьезным для пары сотен рублей, потраченных на рубаху. Поэтому в секонд-хенде нужно быть очень внимательным. Впрочем, невнимательные покупатели сюда и ходят редко: ведь чтобы найти достойную вещь, приходится перебрать немало барахла. Кроме того, истинный столичный охотник за фирменной одеждой б/у знает, когда в магазине завоз товара (как правило, это бывает раз в две-три недели, но чтобы избежать резкого наплыва покупателей, продавцы выкладывают товар со склада на прилавки постепенно). Самый же надежный путь обнаружить вещи подходящего размера, да еще и любимой фирмы - поближе познакомиться с продавцами, которые по вашей просьбе станут их откладывать.
На стыке комиссионной торговли и секонд-хенда возникли магазины, продающие подержанную мебель.
Раньше почти в каждом московском комиссионном магазине можно было приобрести мебель. Сейчас мест, где можно купить подержанные столы и стулья, почти не осталось, и все они перепрофилировались: большая часть мебели не принимается на комиссию у москвичей, а ввозится из-за границы. Там ее покупают, как правило, на распродажах в отелях. Так работают магазины "Старинный интерьер", "Мебель-ретро", "Старинная мебель". Естественно, возиться с растаможкой бизнесменам имеет смысл, когда речь идет не о ширпотребе, а о дорогой "вечной" мебели. Потребитель получает возможность за относительно небольшие деньги обставить квартиру в духе благородного ретро. Например, голландский кожаный диван производства 1940-50-х годов обойдется в 15-20 тыс. руб. Кожаное кресло может стоить от 4,5 тыс. руб. за штуку. А за набор стульев, выполненных из цельных дубовых пней, вместе с покрытым резьбой столиком из того же дерева, придется выложить почти 150 тыс. руб.