Эля — в Инстаграм ее знают как @elle_for_mom — автор популярного блога, в котором рассказывает о своей семье и воспитании четырех дочек. Старшие девочки Аиша и Хадижа близки по возрасту, а малышки Асия и Сафия — близнецы. Как в многодетной семье справляются с ссорами детей? Как приучают девочек к уборке игрушек и наведению порядка? Как многодетная мама относится к современным гаджетам в руках у детей? Предлагаем отрывок из книги, которая родилась из блога Эли.
Я интуит. Книги о воспитании читаю, конечно, но, если честно, без особого энтузиазма. Да и некогда мне — целый день крутишься. Что-то прочитаешь, например, о годовалых, спохватишься, а дети-то уже выросли из этого возраста.
В детстве меня родители выделяли — я была младшая, любимая. Старших родители запирали на ключ, а со мной шли в кино, индийские фильмы смотреть. Думаю, так рассуждали: старшие и одни могут посидеть, а малышка должна быть с родителями.
На самом деле ничего хорошего в этом нет. Мама оправдывается, говорит, что я по возрасту требовала к себе больше внимания, но это она лукавит. Баловали меня. Мне и Гульмира, и Тамерлан потом выговаривали за те походы в кино. Им-то обидно было одним дома оставаться! Знаю, в сестре до сих пор ревность живет.
Никого из своих девочек я не выделяю, но с каждой веду себя по-особенному. Они — разные. Кому-то нужно больше нежности, с кем-то надо быть построже, кого-то обнять нужно, а кого-то только за руку подержать.
Ссоры и драки детей: что делать
Драться Хадижа с Аишей начали года два назад. Аиша хитрее, задиристей, а Хадижа в меня характером, не любит накалять обстановку. Может специально что-то не заметить, чтобы не разгорался конфликт. Говорит так: «Если я начну сейчас что-то доказывать, мы подеремся. Я лучше промолчу. Вот пройдет время, и я ей все расскажу». Какая умница!
А вот Аиша любит приврать, будет выкручиваться, сваливать на других. Сейчас это даже больше проявляется. Я-то думала, месяц-другой — и пройдет у нее это, но нет, не проходит.
Когда ситуация совсем уж взрывоопасная, помогают разговоры. Не кричу, не ругаю. Спрашиваю Аишу, как бы она себя чувствовала, если бы Хадижа так же с ней повела.
С Аишей нужно говорить. Долго. Если Хадиже достаточно намекнуть или только глазами показать, то Аише приходится все по полочкам раскладывать. Она будет слушать, думать, сопеть. Уйдет, посидит в комнате, выйдет, извинится, обнимет сестру.
Однако хватает ее ненадолго. Дня не пройдет, как опять ссора. И опять надо с Аишей говорить. И через день, и через два, и через неделю, и через три месяца. Она поймет. Обязательно. Но не сразу.
Терпение и еще раз терпение. Раз за разом спокойно повторять одно и то же — и все получится: услышат, поймут, сделают как надо.
Иногда Хадижа наскоков Аиши не выдерживает, и сестры начинают драться. Развожу. Вздыхаю. Говорю:
— Ох, похоже, мальчики у нас растут, а не девочки. Ну-ка, папа, давай им другие имена подыщем, эти им не подходят.
Девочки пугаются, маленькие ведь еще:
— Нет, мы девочки!
— А разве девочки так себя ведут? Разве девочки дерутся?
Сама я никогда не позволю себе на девчонок руку поднять. Если подниму, то, значит, я как мать не состоялась. Останавливаю словом, взглядом. Для них хуже нет, когда я расстраиваюсь. Скажу: «Мне плакать хочется от позора. Никогда и подумать не могла, что мои девочки могут до такого докатиться», — и они тут же разбегаются по углам, просят прощения, обещают больше не драться, мирятся. Очень трогательные бывают сцены.
«Купи!» Как реагировать?
Со мной девочки не капризничают, ничего не просят. Если мама сказала «нет», тут уж бессмысленно падать на пол и устраивать истерики. А вот из папы они веревки могут вить. С папой такие фокусы проходят, потому что он обожает своих принцесс. Постоянно покупает им дорогие вещи, игрушки.
Я же, когда мы идем в магазин и девчонки начинают просить что-то, всегда их останавливаю. Но если это происходит в присутствии Али, молча выхожу из отдела. Пусть сам разбирается, престиж папы нельзя ронять. Никогда не спорю на глазах у дочек: «Не надо! Не покупай!».
Я лучше уйду, а с мужем потом, вечером поговорю, когда детей рядом не будет. Да и как поговорю! Осторожно, с лаской, как бы мимоходом. Сделаю вид, что обиделась, губки надую: почему ты с моим мнением не считаешься? Пускай Али подумает, как вести себя в следующий раз.
Потихоньку, исподволь я подвожу мужа к тому, что идти на поводу у детей — не лучший метод воспитания. Надо обо всем договариваться заранее, а в магазине надо помнить, зачем пришли.
Я каждый день забираю из школы Аишу, и по дороге мы заходим в большой магазин, покупаем детское питание. Аише сразу говорю, что мы идем только в нужный нам отдел, что мы ничего не берем ни в зале, ни у касс, не клянчим конфеты или игрушки. Наша цель — молочная смесь и каши для сестренок. Дочка соглашается, но, конечно, как только переступает порог магазина, обо всем забывает. Что-то начинает выпрашивать, строит умоляющие мордочки. На меня это не действует. Мы же договорились!
Муж уже близок к тому, чтобы так же относиться к просьбам дочек. Когда ко дню рождения мы покупали Асе и Сафии подарки, старшие девочки успели обежать весь магазин, а потом началось: «Купи-купи». Я отошла в сторонку и слышу, муж говорит: «Мы пришли покупать подарки вашим маленьким сестричкам. Специально без них пришли, чтобы получился сюрприз. Мы им покупаем подарок, не вам. Вот будет у вас праздник, купим и вам». Договорились они о подарках на Восьмое марта и на этом успокоились. Мне это было очень приятно. Моя школа!
На тему денег я довольно часто разговариваю со старшими. Говорю им, что они подают пример сестренкам. Что, тратя деньги на то и на это, мы никогда не достроим дом за городом: «А вы ведь хотите, чтобы мы поскорее переехали за город, чтобы в саду на дереве у вас был свой домик!». Объясняю, что лишние траты только мешают осуществиться мечте. И девочки соглашаются: да, еще одна кукла им не нужна.
Девочки должны понимать, что люди живут по-разному, что не все имеют достаточно денег на игрушки и еду, поэтому я вожу их на благотворительные мероприятия. Пытаюсь привить им чувство доброты, чтобы их мир не деньгами мерился, а сердцем.
Уборка игрушек. Не убрали — выкидываю
В домашних делах у нас тоже все вышло само собой — в какой-то момент девочки начали за мной повторять: пыль вытирать, класть вещи на место.
Все привыкли, что если мы вечером вместе ужинаем, то потом вместе и убираемся. Девочки знают, как рассортировать тарелки, чтобы их потом было удобно в посудомоечную машину поставить. Если одну тарелочку взяли, что-то съели, то потом сами ее и моют. Когда плохо вымоют, я могу и перемыть, что и делаю. Но не на глазах у девчонок! У них и мысли такой быть не должно: зря старались.
Вместе со мной старшие занимаются уборкой. Смахнут пыль и сами просят, чтобы я проверила. Проведу рукой — чисто, как же они радуются, что все хорошо сделали.
Когда девочки играют, у нас есть одно очень важное условие — потом все убрать за собой. Не убрали, что-то на полу валяется, значит, это им не нужно, значит, я это выбрасываю. Девочки любят устраивать театральные представления, играть в принцесс, а у принцесс и наряды должны быть соответствующие. Так вот, если я увижу корону на полу, или туфли, или перчатки брошенные, немедленно отправлю в мусорное ведро.
Надо не просто говорить, а делать. Выбросишь один раз — сразу поймут, что мама не шутит, начнут тут же за собой убирать как миленькие. Может, это и расточительно, зато хорошая воспитательная мера.
Спасает, что у нас есть гардеробная комната — все развешано на плечиках. Повесить платье на плечики — невелика премудрость, и девочки ее быстро освоили.
Про айфоны и плохие слова
Школа и детский сад, конечно, накладывают свой отпечаток. Пришла как-то Аиша из школы и стала жаловаться, что у всех в классе айфоны, а у нее простенький телефон.
— А что они с этими айфонами делают? — спрашиваю.
— Играют на переменках, — отвечает Аиша.
— А ты чем в это время занимаешься?
— Заданное повторяю, как ты мне и говорила.
— Ну и молодец. Ты будешь умничкой, а другие ребята начнут отставать.
Аиша внимательно меня выслушала, покивала. На следующий день приходит из школы довольная — уговорила свою подругу не с телефоном сидеть, а урок повторить. С гордостью мне об этом рассказала, и я порадовалась. Искренне поддержала дочку в ее благом поступке. Детям это очень важно — поддержка. Они должны видеть, что их поступки взрослые одобряют, что радуются их успехам, их находчивости.
Будьте всегда со своими детьми, не «включайте» строгого родителя, не смотрите на них свысока и сами не заметите, как «дорастете» до них, как заговорите с ними на одном языке. Тогда и вы их слышать будете, и они вас услышат.
Недавно Хадижа выпалила:
— Да достала ты меня уже!
(Я попросила ее убрать вещи. Сказала, что если не уберет, то завтра своей одежды не найдет — я ее выброшу.)
Для меня подобные дочкины слова — катастрофа. Повисла пауза.
Аиша посмотрела на сестру и зашипела:
— Ты что! Как такое можно маме сказать?
А у Хадижи уже глаза полные слез — сразу поняла: что-то не то брякнула. Подбежала ко мне, просит:
— Мамочка! Прости! Я больше не буду.
— Хадижа, — говорю я, — ты разве слышала, чтобы в нашей семье кто-то так говорил? Никогда! Ты слышала хоть раз, чтобы я такое сказала своей маме: «Ты меня достала!». Чтобы голос повысила?
Хадижа долго плакала, выяснилось, что это она в садике услышала: так одна девочка своему папе ответила. Потом дочка успокоилась, еще раз попросила прощения, и наша жизнь пошла своим чередом.
Бывает, бывает, приходят к нам в дом разные словечки, слова-паразиты, а то и просто бранные слова. С мужем мы обсуждаем это без детей, а у девочек спрашиваем, во-первых, где услышали, а во-вторых, хотят ли, чтобы мы при них так говорили. Они, конечно, не хотят, чуть не со слезами просят прощения.
Диалог выглядит приблизительно так:
— Ты слышала, чтобы мама говорила такое?
— Нет.
— А ты хочешь быть похожей на маму?
— Да.
— Вот и не повторяй за чужими, повторяй за мамой.
Когда ты саму себя воспитываешь, когда следишь за своими словами, за своим поведением, тогда и детишки будут тянуться.
Планшет и телевизор: чего и сколько смотреть?
Меня часто спрашивают, как я отношусь к гаджетам, к телевизору. Ничего плохого не вижу в том, что они есть в доме и ими пользуются, в том числе дети. Раз появились, значит, нужны. Пусть будут. Но в меру и с оглядкой.
У нас три телевизора. Папа любит новостные, политические программы. Телевизор он смотрит в спальне, чтобы девчонки ему не мешали. Но на самом деле даже не это главное — ему важно, чтобы дети не видели и не слышали негатива. Я мужа поддерживаю и отправляю дочек смотреть мультики на кухню.
Еще один телевизор у нас стоит в гостиной. Моя мама любит смотреть всякие душещипательные передачи: «Пусть говорят», «Жди меня»... «Чтобы поплакать», — так мамочка объясняет свое пристрастие. И здесь уже возникают проблемы. Специально мои дочери ничего такого смотреть не будут, но, проходя мимо, могут что-то услышать. Мне это, конечно, не нравится, и я прошу маму, чтобы она следила, где девочки находятся.
Гаджеты я детям даю в пробках. У нас специальные детские планшеты, там только игры. Есть удобный таймер на полчаса. Полчаса прошло, планшет выключился, и девочки мои больше не просят, потому что мы договорились — играют строго определенное время. Начнут канючить — напомню, что дали слово, а слово свое надо держать. Будут настаивать — в следующий раз игрушку не получат.
Ни истерики, ни слезы со мной не проходят. Только себе хуже сделают. Плачь, по полу катайся, я просто выйду из комнаты и закрою дверь. А если мы в машине, то перестану на них смотреть.
Аиша, старшая, после школы сначала делает уроки и только потом играет. Задержалась на экскурсии, загулялась на улице — все, планшет откладывается на завтра.
Телевизор им включаю не часто. Смотрим в основном мультфильмы, нашу классику, советскую еще. В выходные с утра по многим каналам показывают хорошие детские фильмы: «Аленький цветочек», «Морозко», «После дождичка в четверг», «Садко». Старшие девочки смотрят с удовольствием.
Новые полнометражные мультфильмы мы любим смотреть в кино. Хадижа с двух лет спокойно высиживала полтора часа. Близняшки еще не могут столько высидеть, но, думаю, и их скоро поведем в кино. Вот тогда и соберемся в кинотеатре всей семьей!