Собираясь на отдых, вы по договору с турфирмой оплатили один отель, а на месте вас поселили в другой? Вам пришлось самостоятельно добираться из аэропорта, потому что туроператор не обеспечил трансфером? Постарайтесь все же насладиться отпуском и собирайте чеки и квитанции — по возвращении они вам понадобятся.
Если в путешествии что-то пошло не так и вам пришлось самостоятельно решать вопросы, которыми должно было бы заниматься туристическое агентство, или же вы понесли дополнительные расходы — следует с честью пройти это испытание, а затем предъявить финансовые претензии тому, чью работу и заботу о себе вы уже оплатили.
Алгоритм действий таков:
- Уведомить турагентство о проблеме.
- Самостоятельно решить проблему, получив чек.
- Составить претензию к агенту.
- Вручить претензию турагентству.
- Если досудебное урегулирование не удалось — подать иск в суд.
А теперь подробнее о действиях по всем этим пунктам.
- Если на месте нет представителя туроператора, стоит факсом или звонками оповещать турфирму обо всех проблемах, ваших решениях и всех дополнительных тратах (счет за переговоры потом приложите к претензии).
- Получить и обязательно сохранить чеки и квитанции (если платили по карте — заказать в банке выписку) на все, что пришлось дополнительно оплатить (счет из гостиницы, квитанцию такси и т.д.). Следите, чтобы в финансовых документах указывались реквизиты того, кому вы платите, стояли подписи и штампы.
Сумма этих расходов — ваш реальный ущерб. Допустим, деньги за проживание в гостинице, куда вас не поселили, — это реальный ущерб, а переживания от того, что вам не удалось провести отпуск так, как планировалось, — моральный вред: его также можно конвертировать в рубли. - По возвращении домой опишите злоключения в претензии: укажите, какие расходы вам пришлось понести по вине нерадивой турфирмы, сославшись на чеки и квитанции, копии которых приложите к документу. Укажите размер морального вреда — обоснуйте его своим разочарованием. Претензию можно подать и к туроператору, и к турагентству — т.е. фирме, которая продала турпакет. Юридические адреса обеих фирм указаны в договоре, там же вы найдете порядок подачи претензии. Срок ее предъявления — 20 дней с момента окончания действия договора (т.е. окончания отпуска). Если срок пропущен, турфирма может не отвечать на вашу претензию, но направить ее все равно нужно, если вы планируете отстаивать свои интересы в суде.
- Претензию и приложенные документы отнесите в офис фирмы, если она с вами в одном городе, или отправьте по почте. В последнем случае посылайте заказное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении (чтобы никто не мог сказать, будто вы вовсе ничего не посылали). Если несете претензию в офис, обязательно возьмите с собой копию и добейтесь отметки о получении. Решение по претензии должно быть принято в течение 10 дней с момента вручения.
- Если ответа не последовало или он вас не удовлетворил, составляйте исковое заявление в суд. Если сумма иска не превышает 50 000 руб., обращайтесь к мировому судье, если больше — в районный суд. Будучи потребителем, вы можете подать иск в суд по месту жительства, госпошлину платить не нужно.
В шапке иска укажите наименование суда, ваши имя и адрес, полное и сокращенное наименования, местонахождение и почтовый адрес турфирмы. В тексте опишите все обстоятельства — что было написано в договоре и что реально вы получили, сколько вам это стоило денег и нервов. Попросите суд о взыскании реального ущерба и морального вреда. Документы — иск и приложения с копией для ответчика (суд сам ему направит) также подайте. Документы на иностранном языке нужно перевести (расходы по переводу включите в размер ущерба).
До процесса судья позовет вас на беседу, где задаст вопросы по иску, подскажет, если что-то не так в заявлении. Позовите свидетелей в суд. Если боитесь, что не справитесь с процессом, пригласите юриста: вы можете снабдить его нотариальной доверенностью или уже в суде заявить, что он будет вашим представителем. В мировом суде иск будут рассматривать месяц, в районном — два.