Профильные классы сегодня есть почти во всех школах Москвы — но, конечно, разного уровня. Профильное обучение — где-то лишь красивое название, а где-то на самом деле помогает старшеклассникам лучше узнать выбранную профессию и легче поступить в вуз. Директор, педагог и ученик гимназии № 1505 рассказывают о проекте «Инженерный класс».
Количество и качество профильных классов зависит от традиций школы и от того, работают ли в ней заинтересованные педагоги, способные «потянуть» реальный, не для галочки, профиль. Тогда и государственная поддержка оказывается очень кстати.
Московский департамент образования пока поддерживает инженерные, медицинские и кадетские классы. Программы так и называются «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе». В медицинском классе дети учатся оказывать первую помощь, выполняют лабораторные работы, занимаются исследовательской деятельностью, проходят практикумы. Инженерные направления — машиностроение, транспорт, приборостроение, робототехника, энергетика, радиотехника. Кадетский класс основан на патриотическом воспитании, главные предметы здесь — история и физкультура. В восьмом классе начинаются подготовительные занятия по выбранной специальности, а само разделение на профили происходит в девятом.
Леонид Анатольевич Наумов, директор ГБОУ «Гимназия № 1505. Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Классическая профилизация началась в нашей школе четверть века назад. Подготовка старшеклассников идет по разным направлениям: гуманитарное, социально-экономическое, физико-математическое, биолого-химическое. Теперь мы активно участвуем в проекте «Инженерный класс».
Основная организационная форма профильных программ последние 10 лет — индивидуальные планы. Старшеклассники расходятся по 8-10 направлениям (на каждое — от 15 до 20 человек). Математику выбирает 55-60%, обществознание и историю — 40-50%, иностранный язык — 30-40%, физику —20%. Выпускники поступают в МГУ, ВШЭ, МВТУ, РГГУ, МЭИ, МАИ.
Михаил Михайлович Голодняк, учитель физики гимназии № 1505 и куратор проекта «Инженерный класс»
Я учился в советской школе, далекой от сегодняшней по всем параметрам. Однажды на уроке столкнулся с двумя совершенно одинаковыми задачами. Спросил у педагога, в чем здесь подвох, но тот мне не помог. Позже выяснилось, что учебник предложил решить одну и ту же задачу двумя разными формулами.
Я преподаю олимпиадную физику и курирую проект «Инженерный класс». И там, и там необходимо мыслить творчески, чему я и учу своих ребят. Иначе задачки не поддадутся решению.
Наша школа присоединилась к проекту в этом году. Для меня инженерный класс — это, с одной стороны, госзаказ. Но с другой, он говорит о необходимости очевидного — стране нужны грамотные инженеры. Чтобы был приток в вузы, обучение начинаем в школе.
Для поступления в вуз на инженерное направление нужны физика и математика, но этого недостаточно. Нужно иметь навыки в робототехнике и управлении компьютером. Тогда школьник увидит, с чем собирается связать жизнь.
Основная «фишка» инженерного класса — проектно-исследовательская деятельность. Она индивидуальна и обязательна. Мы уже запускали ракету (с помощью давления в баллоне она поднялась до 10-го этажа), соорудили аппарат для автоматической подачи корма домашним животным. Еще разработали рукавицу на замену компьютерной мышки. Преимущество в том, что мышью можно выполнить одно действие, а рукавицей — до пяти. Наивно полагать, что школьник сделает самолет шестого поколения, но ему стоит попытаться. Все проекты ребята придумывают, конструируют и защищают сами — это, поверьте, немало.
На осенних каникулах мы ездили на подмосковную базу отдыха. Организаторы проводили игру, в которой смешались середина XX века и мир средневековья Толкиена. Каждый решал инженерные задачи. Например, нужно было запустить ракету. На простых устройствах ребята решали комплекс проблем, с которыми сталкиваются настоящие ракетостроители.
Конечно, есть и сложности. Зачастую непонятно, интересен ребенку проект или просто нужна оценка. Кажется: убери кнут и пряник, и они ничего не будут делать, — но с таким методом далеко не уедешь. Эта зависимость от оценки — непростой момент в обучении. Идеально, чтобы не было отметок, и все при этом работали. Но пока это утопия.
Николай Чусовитин, ученик 9 «А» класса гимназии № 1505
Чтобы попасть в инженерный класс, нужно сдать от 1 до 3 экзаменов. Если хорошо учился — сдаешь только обязательный английский. Два других — это физика с информатикой и математика с информатикой. Я сдавал только английский.
Моя мечта с детства — строить ракеты, поэтому мне очень интересно учиться. Хотя и не понимаю, почему у литературы и физики по три равных часа в неделю. Я бы отдал часть инженерным специальностям.
Через лет 15 надеюсь стать продвинутым инженером. Я участвую в проектной деятельности: занимаюсь ионными двигателями у космических аппаратов. В дальнейшем свою работу хочу отправить на конкурс.
Учиться трудно — не хватает свободного времени, некогда отдохнуть. Но я понимаю, ради чего все это, и мне нравится. Родители рады, что я иду к мечте, и мотивируют меня. За плохие оценки не ругают: они знают, что я способен сам решить все трудности, подтянуть отстающие темы, и не переживают.
Фото со страницы Николая Чусовитина в ВК
Николай уже определился, в какой вуз поступать. Такая ситуация неудивительна для «профильника». Выпускаясь из школы, они не получают официального подтверждения знаний по профилю — ни сертификата, ни грамоты. Но в этом году дополнительно к единому госэкзамену пройдет предпрофильный. Результаты добавят от 1 до 10 баллов к ЕГЭ. Экзамен включает два этапа: онлайн-тест и проверочная работа от вуза. Это может быть сдача инженерного проекта, защита мини-проекта или выполнение определенных задач.