ДОУ №6, г. Карталы
руководитель изостудии - Клетнева Е. Н.
музыкальный руководитель - Казакова Л. Г.
Цель занятия: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и живописи.
Развитие творческого воображения, способности к художественному взаимодействию с музыкой посредством рисунка, танцевального движения, проникновенного слова.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы вновь встретились в музыкальной гостиной. И не случайно она превратилась в осеннюю поляну. Мы с вами попадем в волшебный мир музыки, красок стихов. Для этого сядем поудобнее, и музыка унесет нас далеко-далеко, в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства. Слушайте и смотрите!
(Дети садятся, зажигаются свечи, звучит "Сентиментальный вальс" П. И. Чайковского)
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг...
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой...
Это музыка торопит и
Зовет нас за собой!
Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок,
У весны среди зимы...
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
Не правда ли, прекрасная музыка и прекрасные стихи?! Стихи помогают нам понять музыку, услышать, о чем она рассказывает. Для вас прозвучала музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. А теперь послушайте уже знакомое вам произведение этого композитора.
(Звучит "Осенняя песнь" П. И. Чайковского).
Кто помнит, как называется это произведение? ("Осенняя песнь")
А о чем нам рассказала музыка? Что вы услышали в ней? (об осени, шум дождя, порывы ветра, шелест облетающей листвы)
Какая по характеру музыка? (задумчивая, мягкая, задушевная, певучая, ласковая, напевная, добрая, плавная, красивая, спокойная)
(зажигается свет, тухнут свечи)
"Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса..."
Поэты тоже поспевают осень в своих произведениях. Может, кто-то вспомнит стихотворение об осени?
(Дети читают стихи об осени)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются,
Там на дне долин.
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
(Поют песню "Осень", и входит Фея осени, раздает детям газовые платки и расставляет их по залу.)
Импровизация "Осень". (Звучит фонограмма. Фея осени задевает каждого ребенка кистью, дети двигаются с платками, это наряд осени. Каждый ребенок передает образ той осени, которую он себе представляет.)
Звучат слова: "Гуляет осень по дворам и скверам, садам и лесам. Каждый день меняет наряды осень-модница и каждый день она разная: то ветреная, взволнованная, то ласковая, приветливая, то мрачная и хмурая, то сонная..."
Осень: (рассказывает стихотворение, задевая каждого ребенка кистью, дети садятся).
"Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень - не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!"
Осень - самое выразительное время года!
Какое разноцветье красок!
Полюбуйтесь, ребята, как воспевали осень художники.
Осень золотая, нарядная, еще солнце светит ярко и рядом с зелеными листьями разноцветными фонариками вспыхивают желтые, оранжевые, багряные. Осень отличается самой переменчивой погодой: только что стояла солнечная, прекрасная пора, названная народом "бабье лето" или "золотая осень" и вдруг на небе появились серые тяжелые тучи, сделавшие все вокруг мрачным и неприглядным.
Как вы думаете, что хотел сказать художники, создавая эти картины?
Что вы можете сказать о цветовых сочетаниях красок?
Какие чувства у вас возникают?
Какое настроение у вас вызывает эта картина?
Музыкальный руководитель: Как удивительно картины и поэтические слова дополняют музыку!
Осень:
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
(рассматривают)
Музыкальный руководитель:
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе кружится,
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зёрнышка
Тоже музыка своя.
Многие композиторы на замечательные стихи пишут музыку. Послушайте романс на стихи С. Есенина "Отговорила роща золотая" (Г. Пономаренко).
(Взрослые поют романс).
Осень: Замечательные стихи и прекрасная музыка! Интересно, а дети знают песни про осень?
(Дети поют "Осень" Фроловой).
Музыкальный руководитель: Фея Осени, а ты бы хотела узнать, что дети делают в пасмурную, хмурую, ненастную погоду, когда идет дождь?
(Дети поют песню "Капельки").
Музыкальный руководитель: Мы еще раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи - с картинами, и все это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И все это музыка! Музыка звуков, стихов, красок! Это все прекрасное, что нас окружает!
Осень: И под впечатлением всего увиденного и услышанного, и чтобы образ осени подольше оставался в вашей памяти, давайте изобразим осеннюю картину.
Музыкальный руководитель: А музыка будет помогать вам фантазировать.
(Дети под музыку делают картину).
Осень: Я думаю, что осенняя картина уже готова! Вы сегодня славно потрудились! А мне доставили огромную радость и удовольствие. И чтобы эта картина еще долго радовала ваши взоры и напоминала о нашей встречи, повесьте её на самое видное место.
Музыкальный руководитель: Я думаю, что она прекрасно украсит наш детский сад. Поблагодарите, ребята, Фею осени и попрощаемся с ней до новой встречи!
- До новой встречи!
(Фея осени уходит).
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами побывали в волшебном мире Красоты и Счастья. И я уверена, что вас не оставит равнодушными увиденное и услышанное. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, станет знаменитым музыкантом, композитором, поэтом или художником. А помогут ему в этом наши встречи в музыкальной гостиной. А пока вы еще дети, но очень важно, чтобы любовь к прекрасному не проходила у вас никогда. А теперь пойдемте и повесим картину, чтобы ею могли любоваться и наслаждаться другие дети.