Когда в организм проникает повреждающий фактор (патоген, антиген), он пускает в ход обширный арсенал защитных средств (реакций). Если они работают нормально, возникшее повреждение или быстро устраняется (рана заживает), или вовсе не проявляется (корь, полиомиелит, дифтерия, столбняк) в том случае, если сделана прививка. Функцию распознавания и устранения чужого (не своего) материала, который попадает в организм, выполняет иммунитет.
Наиболее опасными чужеродными агентами, которых необходимо распознать и удалить, для нашей иммунной системы являются микроорганизмы (патогенные бактерии и вирусы), вызывающие инфекционные болезни.
Сложный механизм
Иммунная система человека состоит из нескольких звеньев, и каждое из них выполняет свою функцию. Передний край обороны — специализированные клетки, которые называются фагоцитами. Они располагаются в кожном эпителии, на слизистых оболочках, в том числе в клетках крови. Фагоциты поглощают чужеродные частицы, и этот процесс в организме называется фагоцитозом. Однако борьба не всегда бывает успешной, и тогда в работу включаются другие механизмы защиты. Для этого в костном мозге человека вырабатываются специальные клетки, так называемые Т-лимфоциты. Существуют Т-лимфоциты — "помощники", которые помогают другим клеткам иммунной системы справляться с патогенами, и Т-лимфоциты — "убийцы" (или Т-киллеры), они уничтожают чужеродные клетки сами. Если и этой линии защиты не удается справиться со своей задачей, Т-лимфоциты по специальным связям (рецепторам) сообщают о чужеродном веществе Другим клеткам — В-лимфоцитам. Они обладают способностью вырабатывать антитела (иммуноглобулины), которые и завершают функцию обезвреживания: антитело соединяется с антигеном — результатом является гибель последнего. Особенностью этого звена иммунной системы является то обстоятельство, что и Т- и В-лимфоциты запоминают чужое вещество (вирус, микроб, аллерген) и при повторной встрече уничтожают его сразу, то есть болезнь не развивается. Это состояние носит название иммунологической — памяти. Недостатком такого барьера является лишь то, что каждая зрелая В-клетка "посвящает" себя синтезу только одного вида антител.
Всего в организме человека вырабатывается 5 разновидностей антител (иммуноглобулинов), каждый из которых выполняет свою функцию. Они обозначаются заглавными буквами латинского алфавита: А, М, G, D, Е.
- Иммуноглобулин А защищает слизистые оболочки человека. Он связывает микробы и вирусы непосредственно в полости рта, в дыхательных путях, пищеварительном тракте и не дает им проникнуть во внутренние органы (легкие, сердце, печень). Именно поэтому иммуноглобулин А считается фактором первичного ответа. Однако он не запоминает вирусы и микробы, то есть не обладает иммунологической памятью, поэтому на каждое последующее поступление вирусов в организм вырабатываются свои антитела. Вот почему, когда результаты анализа крови или других биологических жидкостей (например, крови, слюны, мочи) демонстрируют увеличение содержания иммуноглобулина А, врач делает вывод, что в организме пациента идет процесс острого воспаления.
- Иммуноглобулин М вырабатывается В-лимфоцитами в ответ на первое появление патогена и тоже не обладает иммунологической памятью. Однако при повторных встречах с одной и той же инфекцией антитела класса М способны запомнить микроб. На этом свойстве иммуноглобулина М основан механизм прививочных реакций, когда малыми дозами в организм малыша постепенно вводят ослабленные микроорганизмы, чтобы добиться постоянной концентрации иммуноглобулинов М в крови. Тогда, если микроб появится снова, антитела уничтожат его, не давая болезни развиться.
- Иммуноглобулин G вырабатываются при появлении вирусов, микробов, аллергенов. Они запоминают эти патогены и предотвращают развитие инфекции. Причем иммуноглобулины G реагируют не только на вновь поступившие бактерии, но и на те микробы и вирусы, которые циркулируют в крови длительное время.
- Иммуноглобулин Е появляются в ответ на размножение в организме паразитов (глистов) и контролируют развитие аллергических реакций.
- Иммуноглобулин D участвует в синтезе В-лимфоцитов.
Такая "многоэтажная" защита позволяет предотвратить огромное количество заболеваний. Болезнь развивается только в случае отказа одного или нескольких звеньев системы. Становление барьеров иммунитета у всех людей происходит по-разному, и, как правило, заболевает тот, кто имеет дефицит какого-либо элемента иммунной системы.
Иммунная система малышей
Каждому этапу развития детей соответствует определенный уровень развития иммунной системы. Именно от этого зависит, чем и в каком возрасте малыши болеют и как реагируют на агрессию внешнего мира. По аналогии с развитием мозга процесс созревания иммунной системы продолжается у детей многие годы. Память нейронная и память иммунологическая не наследуются, но приобретаются человеком с возрастом.
Плод начинает вырабатывать собственные иммуноглобулины между 10-й и 12-й неделями внутриутробного развития. Он синтезирует значительное количество иммуноглобулинов G сам и, кроме того, получает их через плаценту от мамы. Материнские антитела класса G защищают новорожденных и детей первых месяцев жизни от дифтерии, вирусов полиомиелита, кори, краснухи, от микробных инфекций, которые вызывают менингит, скарлатину, ревматизм и столбняк.
Если микробы или вирусы, проникающие через плаценту, атакуют плод, его иммунная система отвечает увеличением количества иммуноглобулина М. Повышение содержания этого иммуноглобулина в крови пуповины свидетельствует о том, что малыш болен.
Выработка иммуноглобулина А начинается только с четвертого месяца жизни ребенка, и лишь к 4 годам его показатели приближаются к значениям взрослых. Эти антитела не проникают через плаценту, а значит, у малышей есть физиологический дефицит иммуноглобулина А. Таким образом, слизистые оболочки полости рта, дыхательных путей и пищеварительного тракта детей лишены первого иммунного барьера. Природа восполняет этот дефицит, если ребенок получает грудное молоко, ведь иммуноглобулин
А содержится в нем в достаточных для защиты ребенка количествах.
Парадоксальные реакции иммунитета
Подрастая, малыши проходят через несколько критических периодов развития иммунологического ответа, когда на воздействие антигена иммунная система дает парадоксальный, то есть необычный ответ: он может быть либо недостаточным для защиты (иммунодефицит), либо чрезмерным (аллергия).
Возраст | Что происходит с иммунной системой | Опасности, которые угрожают малышам |
1-й критический период Период новорожденности (от рождения до 29 дней) | Собственная иммунная система не сформирована. Новорожденный слабо сопротивляется микробам и вирусам. | Могут появиться тяжелые вирусно бактериальные инфекции вплоть до сепсиса (заражения крови). |
2-й критический период 4-6 месяцев жизни | Материнские антитела исчезают. Если микроорганизмы "атакуют" организм ребенка, его иммунная система уже может дать первичный иммунный ответ, который сопровождается выработкой иммуноглобулинов М, не оставляющих иммунологической памяти. Однако из-за дефицита иммуноглобулина А сохраняется риск развития инфекционных болезней. | Дети отличаются высокой чувствительностью к респираторным инфекциям, вирусу гриппа, гепатита. Корь и коклюш протекают нетипично, не оставляя иммунитета. Обостряются аллергические реакции. Начинают проявлять себя наследственные болезни. |
3-й критический период 2-й год жизни | Сохраняется способность иммунной системы реагировать на патоген без развития иммунной памяти (иммуноглобулин М). Система выработки иммуноглобулина А остается неразвитой. | В этот период контакты ребенка с внешним миром расширяются. Дети становятся чувствительны к вирусным и микробным инфекциям, которыми они могут болеть не один раз. Появляются признаки атопического диатеза, проявления пищевой аллергии исчезают. По степени развития иммунной системы дети не готовы к пребыванию в детском коллективе. |
4-й критический период 6-7 лет жизни | Наступает период первого вытяжения (бурного роста), который сопровождается снижением активности иммунной системы. Содержание иммуноглобулинов М и G приближается к уровню показателей взрослых. Однако уровень иммуноглобулина А не достигает окончательных значений. На этом фоне количество вырабатываемых иммуноглобулинов Е превышает показатель других возрастных периодов. | Этот период характеризуется нарастанием аллергических кожных проявлений (атопический дерматит), паразитарных заболеваний (глисты), вновь возвращается дефицит иммуноглобулинов. Формируются хронические болезни. |
5-й критический период Подростковый возраст (у девочек 12-13 лет, у мальчиков 14-15 лет) | В этот период скачок роста сочетается со снижением защитных свойств иммунной системы. Кроме того, выработка половых гормонов приводит к подавлению иммунной системы. | Выработка иммуноглобулина Е снижается, поэтому аллергические кожные проявления (дерматиты) исчезают, но повышается чувствительность детей к туберкулезу, растет частота появления хронических болезней. |
Любовь Харитонова, врач-педиатр.
Статья из октябрьского номера журнала.