С момента установления беременности женщине придется постоянно пользоваться услугами медицинских учреждений: женской консультации, медицинских центров, роддома... Поэтому будущая мама должна получить информацию о правах, которыми обладают пациенты этих учреждений, и научиться при необходимости эти права отстаивать.
На общих правах
Прежде всего, каждая женщина должна знать о том, что, приходя в женскую консультацию и поступая в родильный дом, она, помимо всего прочего, приобретает особый юридический статус «пациента», который дает ей ряд правовых гарантий безопасности жизни и здоровья.
Право на качественную медицинскую помощь и охрану здоровья установлено ст. 41 Конституции Российской Федерации. При этом граждане, получающие медицинские услуги на платной основе и пользующиеся ими бесплатно, имеют одинаковый объем прав пациента медицинского учреждения, предусмотренный Основами законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.
В соответствии со ст. 23 Основ законодательства каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения бесплатно. Таким образом, медицинские услуги беременным женщинам включены в перечень государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Кроме того, на безвозмездной основе осуществляется лечение в государственных и муниципальных учреждениях заболеваний, вызванных патологией беременности и родов.
Вместе с тем, за последние годы существенным образом возрос сектор платной медицины для беременных женщин, в том числе государственные учреждения оказывают дополнительные услуги роженицам на платной основе.
Перечень прав пациента при обращении за медицинской помощью и ее получении установлен в ст. 30 Основ законодательства. Таковыми являются:
- возможность выбора лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного (бесплатное обслуживание) и добровольного медицинского страхования;
- право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала, а также на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- право требовать консилиума врачей либо получение консультаций отдельных специалистов, в том числе врачей других медицинских учреждений. Консилиум — это совещание нескольких врачей, созываемое для определения болезни и лечения больного в трудных случаях, в медицинских учреждениях в состав консилиума входит не менее 3 врачей, в том числе должностные лица (заведующий отделением, главврач и т.д.);
- право на облегчение боли, связанной с медицинским вмешательством;
- сохранение в тайне факта обращения за медицинской помощью, сведений о состоянии здоровья, диагнозе и иных данных, полученных при обследовании пациента;
- возмещение вреда, причиненного действиями работников медицинского учреждения, включая материальные убытки и компенсацию морального вреда.
Важнейшей правовой гарантией любого пациента, включая рожениц, является их предварительное согласие на какое-либо медицинское вмешательство со стороны врачей. Ст. 32 Основ законодательства обязывает медицинских работников в доступной для любого человека форме разъяснить суть лечебных действий, которые они намерены совершить в отношении пациента, включая степень риска наступления негативных последствий от медицинского вмешательства. И только в случаях, когда пациент не может самостоятельно выразить свою волю в силу состояния здоровья, допускается медицинское вмешательство по решению консилиума врачей, а в случаях, не терпящих отлагательства, вопрос о принятии мер определяет лечащий либо дежурный врач.
Пациент, достигший 15-летнего возраста, может отказаться от медицинского вмешательства с учетом той информации, которая им была получена от медицинских работников, а также в связи с иными обстоятельствами (к примеру, по религиозным и другим мотивам). В этом случае ему могут быть рекомендованы альтернативные варианты лечения. В случаях, если отказ может привести к смерти больного, требуется письменное подтверждение отказа от вмешательства. Ст. 33 Основ законодательства указывает на обязательность сообщения пациенту последствий отказа от вмешательства врачей, о чем делается запись в истории болезни и подписывается гражданином и медицинским работником соответствующего учреждения,
Случаи принудительного медицинского вмешательства без согласия на то пациента возможны только в случаях, отдельно указанных в законе, однако в практике деятельности родильных домов они встречаются крайне редко. Например, когда в силу обстоятельств получить согласие пациента или его близких невозможно, а требуется срочная медицинская помощь.
На платной основе
Помимо перечисленных прав пациента при оказании медицинских услуг необходимо сказать о правах беременных женщин, заключивших договоры о платной медицинской помощи в родильных домах. Прежде всего, платные медицинские услуги могут оказываться лечебными учреждениями только при наличии специального разрешения (лицензии) уполномоченных государственных органов. До заключения договора и получения денежных средств медицинское учреждение обязано ознакомить своего потенциального клиента с содержанием имеющейся у него лицензии. При этом следует обратить внимание на виды медицинских услуг, которые соответствующий медицинский центр или родильный дом вправе оказать женщине. На лечебное учреждение возлагаются обязанности; предоставить пациенту полную информацию о характеристике оказываемых услуг, обеспечить их качество в соответствии с установленными стандартами, а также обычно предъявляемыми требованиями к подобного рода услугам, создать условия безопасности здоровья для пациента.
Договор об оказании платных медицинских услуг заключается в простой письменной форме и не требует каких-либо дополнительных регистрации или удостоверений подписей.
Сторон в договоре, как правило, две или три. В некоторых случаях заказчиком по договору выступает не сама пациентка, а другой гражданин (муж, родители или иные родственники). Это удобно с той точки зрения, что все формальности, предшествующие родам и после них, выполняет не сама женщина, а соответствующий заказчик. Договор должен быть подписан пациенткой или третьим лицом, заказывающим для нее услуги, до помещения в стационар.
Договор об оказании медицинских услуг должен содержать в себе ряд условий, а именно; виды услуг, которые оказываются пациентке, условия пребывания в родильном доме (наличие отдельной палаты, питание, оказание услуг, не являющихся медицинскими), стоимость услуг, сроки оплаты, права и обязанности сторон договора, а также ответственность за неисполнение договора.
Большинство медицинских учреждений, специализирующихся на оказании платных услуг, имеют собственные типовые формы договоров, которые ими предлагаются для пациентов. Однако, в любой из таких договоров, при подписании сделки, можно требовать внесения нужных клиенту изменений. Если же договор был подписан не глядя, следует знать, что он может применяться только в случае соответствия Закону РФ «О защите прав потребителей». То есть в этом случае клиент вправе требовать выполнения условий, оговоренных в этом законе, даже если договор вступает с ним в противоречие. Пациенты медицинских учреждений всегда выступают по отношению к учреждению в качестве потребителей и обладают всеми дополнительными гарантиями, которые установлены законом, независимо от того, оплачивают они собственные услуги из своих средств либо за счет обязательного или добровольного медицинского страхования. Заказчик услуг обязан их своевременно оплатить, а непосредственно пациент также еще и предоставить медикам полную информацию, необходимую для обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.
Меры ответственности медицинского учреждения перед потребителем за качество оказания его услуг указываются в Законе РФ «О защите прав потребителей», а также Правилах оказания медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 27 от 13 января 1996 г.
Если медицинское учреждение не исполняет своих обязанностей по договору надлежащим образом, у клиента существует несколько вариантов для защиты своих интересов.
Во-первых, ему дается возможность потребовать уменьшения стоимости оказанных услуг (например, если не были созданы условиях пребывания в роддоме, предусмотренные договором, можно потребовать частичного возврата уплаченных средств).
Данные недостатки (например, неработающий холодильник или отсутствие санузла в палате) могут быть доказаны любым законным способом. Например, свидетельскими показаниями тех, кто видел реальные условия, созданные в родильном доме, или письменными обращениями в адрес руководства медицинского учреждения.
Во-вторых, потребитель вправе расторгнуть договор досрочно и потребовать возврата уплаченных средств в полном объеме, а также возмещения убытков (например, если к моменту приезда в родильный дом не созданы условия для роженицы, указанные в договоре). Законодательством не предусмотрен специальный перечень прав рожениц, но существуют универсальные права потребителя при оказании платных услуг, в том числе медицинских. Естественно, все они могут быть использованы в зависимости от реальной ситуации.
Любое нарушение прав потребителя предоставляет возможность взыскания клиентом с медицинского учреждения компенсации морального вреда в судебном порядке. С учетом того, что роды это особая ситуация, сопровождаемая опасностью для жизни и здоровья матери и ребенка, размер компенсаций в подобных случаях может быть достаточно высоким.
В практике нередко возникают ситуации, когда заказчик медицинских услуг по принятию родов по собственной инициативе досрочно отказывается от услуги соответствующего учреждения, хотя со стороны последнего все обязательства были выполнены. К примеру, вы передумали пользоваться услугами одного родильного дома и решили рожать в другом месте, но уже заплатили по договору денежные средства.
В подобных ситуациях медицинские учреждения часто доказывают клиентам невозможность возврата уже уплаченных средств. Это не совсем соответствует закону. Право потребителя услуги в любой момент отказаться от ее получения установлено ст. 782 Гражданского кодекса РФ. При этом он обязан оплатить только фактически понесенные учреждением затраты на оказание ему услуг к моменту отказа. Если же роды не состоялись, а предоплата была произведена полностью, то можно утверждать, что большая часть суммы учреждением не была израсходована и соответственно должна быть возвращена клиенту. Данное правило действует независимо от содержания заключенного договора.
Если врач допустил ошибку...
Особо хотелось бы отметить юридические проблемы, связанные с предъявлением претензий к медицинским учреждениям в связи с ошибками врачей, повлекшими негативные последствия для здоровья.
Закон называет четыре условия, при одновременном наличии которых возможна ответственность медицинских работников. Рассмотрим каждое из них.
- Наличие вреда жизни или здоровью гражданина. Под вредом здоровью, согласно приказу Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 407 «О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз», следует понимать:
- телесные повреждения, т. е, нарушение анатомической целостности органов и тканей или их физиологических функций;
- заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психических.
- Действия причинителя вреда должны быть противоправными. Буквально это означает, что ответственное лицо должно нарушить какие-либо установленные правила и предписания, обязательные для соблюдения. Здесь идет речь о нарушении технологий оказания медицинской помощи больному, Проверку качества должны проводить по заявлению гражданина отделения Федерального фонда обязательного медицинского страхования по месту его жительства. Это не зависит от того, оказывалась помощь по ДМС или нет, так как качество услуг должно быть одинаково. Подчеркнем, что эта проверка осуществляется бесплатно. Как правило, в отделениях фонда ОМС существуют специальные отделы по контролю качества оказания медицинской помощи. Решение вопроса в каждом конкретном случае поручается медицинским научным или образовательным учреждениям. Экспертам прежде всего предоставляется документация: история болезни, эпикриз (например, заключение или выписка из истории болезни) и т.д. Кроме того, они могут провести дополнительные обследования пациентов. Результатом проверки должно стать заключение о нарушении медицинских технологий врачами либо, напротив, о соблюдении ими существующих стандартов. Вот примерный перечень возможных нарушений:
- невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.);
- необоснованное (без достаточных показаний или при наличии противопоказаний) проведение диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий, приведшее к диагностической ошибке, выбору ошибочной тактики лечения, ухудшению состояния пациента, осложнению течения заболеваний или удлинению сроков лечения;
- заболевания (травмы, ожоги) и осложнения, возникшие в период пребывания пациента в медицинском учреждении по вине медицинских работников и потребовавшие оказания дополнительных медицинских услуг, в том числе:
- внутрибольничное инфицирование, связанное с неправильными действиями медицинского персонала;
- осложнения после медицинских манипуляций, процедур, операций, инструментальных вмешательств, инфузий и т.д., связанные с дефектами их выполнения или недоучетом противопоказаний.
- Наличие причинной связи между действиями врача и повреждением здоровья. Действия медика, даже если они нарушают правила оказания врачебных услуг, должны быть причиной или одной из причин, повлекших за собой причинение вреда здоровью гражданина. В противном случае вести речь о возмещении вреда пациенту невозможно, допустимо добиться только дисциплинарной ответственности врача и не более.
В ст. 1079 Гражданского кодекса также предусмотрена ответственность за вред, невиновно причиненный источником повышенной опасности, т.е. ответственность несется и при отсутствии вины причинителя вреда. В качестве такого источника могут рассматриваться различного рода механизмы, используемые в медицине, а также сильнодействующие вещества (яды, химикаты, лекарства и т.д.). Владелец источника повышенной опасности освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что вред возник в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы или по умыслу потерпевшего. Таким образом, например, если в результате неправильной дозировки лекарственного препарата у пациента наступает ухудшение состояния, то, независимо от того, по чьей вине это произошло (например, несоответствующая действительности информация на упаковке или необоснованное назначение врачом), ответственность несет либо производитель препарата, либо лицо, неправильно его использовавшее, т. е. врач, сделавший неправильное назначение. Если пациент сам виноват в причинении себе ущерба, то, при наличии умысла, об ответственности врача не может быть речи, если же имела место неосторожность, то размер возмещения уменьшается на определенную судом в каждом конкретном случае часть. - Наличие вины врача в совершенных им действиях. Закон предусматривает две формы вины: умысел (если он действительно имел место, то впору говорить об уголовном преследовании врача) и неосторожность (в подавляющем большинстве случае при разбирательстве исков к лечебным учреждениям речь идет именно о ней). Неосторожность также бывает двух типов: небрежность, когда врач в силу отсутствия знаний, которыми должен обладать, причиняет вред пациенту, и легкомыслие, при котором виновное лицо безосновательно рассчитывает, что вреда здоровью не причинит, хотя по всем обстоятельствам дела должно понимать, что его действия небезопасны. На практике небрежность и легкомыслие отличаются исходя из всех обстоятельств происшествия, в зависимости от того, что же все-таки имело решающее место при причинении вреда пациенту. В большинстве случаев назначается медицинская экспертиза, которая и определяет наличие и форму вины.
Многие пострадавшие от некачественной медицинской помощи граждане пытаются также добиться привлечения к уголовной ответственности врачей, виновных в повреждении их здоровья или смерти близких людей. Здесь следует знать, что к ответственности по ст. 293 УК РФ за халатность может быть привлечен только медик государственного или муниципального учреждения. В отношении врачей иных учреждений возможно возбуждение уголовного дела по ст. 118 УК РФ — причинение тяжкого или вреда средней тяжести по неосторожности. Это объясняется уголовным законодательством, которое устанавливает более строгую ответственность для должностных лиц государственных структур. В любом случае правоохранительным органам на практике достаточно сложно персонифицировать ответственность медиков, поскольку, как правило, здоровьем одного пациента занимается большое количество врачей и доказать тот факт, кто именно и на каком этапе допустил роковую ошибку, в большинстве случаев очень сложно, а порой невозможно. Поэтому советуем, прежде всего, попытаться добиться возмещения вреда в гражданско-правовом порядке, а уже затем, в зависимости от обстоятельств, требовать возбуждения уголовного дела.
Работник медицинского учреждения лично виновный в нарушении существующих правил оказания медицинских услуг, повлекших причинение вреда пациенту, может быть также привлечен к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения. Однако, решение по данному вопросу может принять только администрация соответствующего учреждения.
Претензии пациентов к государственным и коммерческим учреждениям здравоохранения о возмещении вреда предъявляются по одинаковым правилам, т. е. и те и другие несут равную гражданско-правовую ответственность, включая обязательства возместить ущерб и моральный вред.