Общеизвестно, что занятия лепкой развивают мелкую моторику, пространственное мышление, фантазию. Вот только не все дети умеют и любят лепить. Если ваш малыш оказался равнодушен к пластилину, не огорчайтесь. Кроме лепки грибов и катания колбасок, найдется немало других способов применения этому замечательному материалу. Предложите ребенку то, от чего он наверняка не откажется — просто поиграть.
Пластилиновый театр
Знакомство ребенка с пластилином может состояться в 8 месяцев, а может и после двух лет. Но, в любом случае, начнется оно, скорее всего, не с самостоятельной лепки, а с наблюдения за вашими действиями. Малыш будет заказывать изготовление новых и новых фигурок, с удовольствием сминать ваши самые удачные поделки, пытаться при случае съесть кусок пластилина или закинуть его подальше.
А лепить придется родителям. И не просто лепить, а с энтузиазмом, радостью и удивлением извлекать из брусочка-домика котенка или мышку (или змею, если лепка — не ваш конек). К счастью для многих родителей, особых художественных талантов не требуется. Созданные фигурки должны быть просты настолько, чтобы в ближайшем будущем повторить их было по силам и ребенку. А вот актерские навыки придется развивать. Хорошо если вылепленная зверушка, к восторгу малыша, споет ему песенку, расскажет о своей жизни или сама будет задавать вопросы.
Когда ребенок освоится с такой необычной игрушкой, можно разыграть сюжет известной сказки, вылепив всех ее персонажей. Причем лепить лучше по ходу сказки. Например, вместе с малышом зовете: "Кошка! Иди тащить репку" — и одновременно вылепливаете фигурку кошки.
Со временем ребенок может стать полноправным актером в вашем театре и, возможно, он сам захочет придумывать и создавать фигурки кукол.
Познавательные игры
Если ваш ребенок — поклонник всевозможных развивающих игр, ему наверняка понравятся предлагаемые занятия. Многим детям объемные пластилиновые пособия покажутся даже интереснее и понятнее настольно-печатных игр.
Соберите за столом игрушечных зверей и слепите для них подходящий корм. Несколько таких игр, и ребенок без труда запомнит, что овечка любит траву, петушок — зернышки, а кошка — рыбу.
Другое занятие можно посвятить лепке человечка. Сделайте туловище-колбаску, прикрепите к нему шарик-голову и остановитесь. Пусть малыш советует, что еще вылепить, хватит ли одной руки, куда прикреплять ногу. Если ребенок не может подсказать, взрослый должен сам проговаривать — что он делает, зачем. Изучая строение тела, не забудьте и о частях лица. Вылепите глаза, нос, рот, уши. Пусть ребенок сам расставит их на голове или укажет вам, как это сделать.
Слепите плоские и объемные геометрические фигуры. А потом покажите, как с помощью нескольких дополнительных деталей шар становится яблоком, а несколько треугольников — лепестками цветка. Ребенок постарше сможет и сам выкладывать из плоских фигур картинки.
Еще одна волшебная игра — лепить не просто статичные фигурки, а их превращения. Чтобы вовлечь малыша в игровой процесс, попросите его "нарвать листиков", отщипывая кусочки пластилина и покормить слепленную вами гусеницу. Каждый протянутый ребенком листик гусеница "съедает", становясь длиннее и толще. А потом продемонстрируйте, как она прячется в кокон и после выходит из него бабочкой (бабочку лепить нужно как можно быстрее). Не менее завораживающими будут и превращения растущего из зернышка цветка или метаморфозы лягушки.
Если ваши занятия длятся достаточно долго и ребенок не стремится разрушать все поделки, поиграйте в обобщение. Разложите все слепленные фигурки по категориям — транспорт, еда, животные. Если малышу понравится, в следующий раз предложите ему самому рассортировать на две группы фрукты и овощи, отделить съедобное от несъедобного или домашних животных от диких.
Ребенку, долгое время наблюдавшему за лепкой, по силам поиграть в загадки. Сообщите малышу, что вы сейчас сделаете животное (еду, транспорт, цветок), и пусть он догадается, кого именно вы создаете прежде, чем фигурка будет закончена.
Изучаем цвета
Если малыш еще не знает цвета, во время лепки (как и во время всех прочих игр и занятий), постоянно называйте их: "Из красного пластилина слепим яблоко. Теперь дай мне кусочек зеленого пластилина, это будет листик..."
Хороший пластилин позволит удивить даже ребенка, уверенно ориентирующегося во всех цветах радуги. Возьмите 5 небольших кусочков красного, желтого, синего, черного, белого цветов. С их помощью вы сможете построить всю цветовую палитру (прежде чем демонстрировать что-то малышу, проверьте, действительно ли пластилин при смешивании дает правильный цвет). Сначала соединяйте попарно основные цвета и покажите, как в ваших ладонях пестрые двуцветные комочки превращаются в зеленый, оранжевый и фиолетовый шарики. Примеси белого и черного добавят в палитру более светлые и темные оттенки. Вместе с ребенком поэкспериментируйте с разными смесями и пропорциями. Малышу достаточно будет разложить разноцветные шарики на пластиковой тарелке. С ребенком постарше налепите кусочки пластилина на картон и соедините линиями каждый цвет с теми цветами, что участвовали в его получении.
Расскажите и продемонстрируйте малышу, что если перемешать все цвета, получится кусочек некрасивого, грязно-серого или коричневого цвета. Чтобы этого не случилось, пусть в конце каждого занятия ребенок помогает вам разобрать пластилин по цветам.
Пластилиновые фантазии
Результатом первых попыток ребенка что-то слепить, скорее всего, окажется нечто "непонятное-чудное". И не беда. Придумайте название этому существу. Слепите ему еду, игрушки, а потом и друзей. Такие игры хоть и не учат лепить, зато развивают фантазию, свободу творчества.
Ребенку, начинающему искать свое место среди людей, будут полезны социальные игры. Лепите целые семьи зверей, человечков или фантастических существ. Разыгрывайте с ними разные ситуации. Такие игры помогут ненавязчиво продемонстрировать малышу недавний конфликт, отрепетировать предстоящий поход в гости, научить знакомиться и общаться с детьми. Управлять всеми героями может взрослый, но лучше, если и ребенок возьмет на себя какую-то роль.
Пластилиновая кулинария
Прежде чем лепить что-то самому, ребенку необходимо научиться изготавливать колбаски и шарики, разрезать их ножом, превращать шарики в лепешки. Просто так это делать неинтересно. А вот приготовление вместе с мамой различных блюд — увлекательное занятие.
Кроха может нарезать бутерброды из слепленных взрослым хлеба и сыра. Или расплющивать комочки-заготовки, чтобы получились коржи для торта. Поручите малышу катать маленькие шарики конфет или ягод, колбаски сосисок. Наверняка ребенок захочет участвовать и в украшении блюд. Пластилиновая еда послужит реквизитом для игр в магазин, кафе. Или станет угощением пришедшим в гости куклам и зверям. Такой пластилиновый обед — хороший повод дать малышу первое представление о дробях и делении (пирога или торта), научить сравнивать (количество гостей и количеств бутербродов), попрактиковаться в сложении и вычитании.
Упражнения для маленьких пальчиков
Польза пластилина для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме.
Спрячьте в куске пластилина "клад" — маленькую игрушку, обернутую для сохранности фольгой. Пусть малыш отыщет ее. Со временем усложните задачу, используя большее количество пластилина и игрушку меньшего размера.
Делайте на пластилиновых лепешках отпечатки различных пластмассовых игрушек, ракушек, монет. Когда ребенок подрастет, такие отпечатки можно будет заливать гипсом, получая интересные поделки.
Возьмите маленького пластмассового пупса и предложите малышу отщипывать кусочки пластилина и "одевать" куклу. Можно залеплять и другие игрушки. Или используйте картинку на картоне, которой нужно добавить недостающие детали — пластилиновые листочки дереву, узор на крылья бабочки, дорогу для машинки.
Раскатайте кусок пластилина и используйте его как поверхность для рисования и письма. Или предложите ребенку выложить узор из крупы, фасоли, макарон различной формы.
Возможно, малышу понравится не лепить, а собирать фигурки из заготовок. Мама лепит шарики — ребенок составляет из них снежную бабу.
Пластилин пригодится и для скрепления природных материалов, лоскутков, спичек. Вы и сами удивитесь, как легко научить даже годовалого кроху создавать вполне узнаваемые поделки. Утыканная зубочистками колбаска пластилина абсолютно точно похожа на ежика. Если вместо зубочисток воткнуть две пары семян клена — получится стрекоза. Ракушка и две спички-антенны превратят кусочек пластилина в улитку.
Несколько советов, как сделать занятия лепкой еще более увлекательными
- Лепить можно не только из пластилина. Предложите ребенку поработать с соленым тестом, глиной, воском, массой для моделирования, пластикой, шариковым пластилином. Каждый новый материал подарит особые тактильные ощущения и необычные возможности для творчества.
- Вместе с пластилином приобретайте и необходимые инструменты: формочки, стеки, скалку. Они не только внесут разнообразие в процесс лепки, но и облегчат малышу многие задачи. С помощью скалки очень просто раскатать пластилин в ровный пласт. А разрезать его стеком лучше, чем разрывать руками.
- Разрешите использовать в играх с пластилином и другие материалы — бусины, пуговицы, палочки, камешки, ракушки, обрезки цветной бумаги, фольгу.
- Посетите музей специально ради представленных там скульптур. Гуляя по городу, обращайте внимания ребенка на памятники. Не менее полезно будет сходить и на выставку прикладного искусства, изучить поделки из глины и других подобных материалов.
Возможно, увлекшись играми с пластилином, малыш полюбит этот материал, и вскоре сам уже будет создавать машины, зверей, людей. А может быть, лепка так и останется для ребенка неинтересным занятием. Но благодаря играм (предложенным в статье и тем, что вы придумаете вместе с малышом) купленный набор пластилина не будет пылиться на полке, а принесет немало пользы и радости.