Игры во дворе — это полезно и весело. Каждый из нас помнит, с каким удовольствием в детстве проводил время на улице, как встречал новых друзей — и вместе с ними находил увлекательные приключения. Использовать в игре можно было все, что попадалось под руку. Главное, включить фантазию.

Детская площадка в Тушинском районе Москвы, 1970-е годы. Источник: фотохроника ТАСС, Борис Корзин
Но теплые воспоминания — далеко не все, что нам дарят игры. На самом деле, игровая деятельность — лучший способ знакомиться с окружающим миром и самим собой.
Игры не только развлекают детей, но и закладывают основы будущего характера и учат "мягким" навыкам. Например, умению слышать и понимать другого человека, договариваться, искать компромиссы. Игры готовят нас к реальным жизненным ситуациям — разыгрывая их в безопасных и контролируемых условиях, мы обретаем уверенность.
Как играли старшие поколения и современные дети и почему площадка, наполненная различными объектами, не мешает ребенку фантазировать, а наоборот, раскрывает креативный потенциал, рассказали руководитель направления ландшафт департамента продукта ПИК Дарья Алексеенко и историк архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы и руководитель Музея "Садовое кольцо" Денис Ромодин.
Дворы из недавнего прошлого
В России в годы после Великой Отечественной войны происходил быстрый отток населения в города. Дворы многоквартирных домов в новых условиях стали центрами общественной жизни. Во дворе новоиспеченные соседи могли обменяться новостями, найти напарника для игры в шахматы или домино, развесить белье, выбить ковер. И конечно, во двор можно было без опасений отправить погулять ребенка.
В советское время акцент в воспитании делался на физической активности и патриотизме. После космического полета Гагарина, например, во дворах стали появляться металлические ракеты в разных вариациях. А для культурного развития детей в архитектуре делали отсылки к сюжетам народных сказок и литературе.
Участие в благоустройстве двора принимали как городские службы, так и сами жильцы. Тем не менее, характер детских игр чаще определяла не архитектура двора, а компания. Популярные развлечения (казаки-разбойники, салочки, ножички, классики) не требовали специального оборудования. В них можно было играть в любых условиях, главное, пригласить нужное число участников.
"С 1950-х до конца 1980-х годов игры на детских площадках в основном не менялись. Неизменными оставались песочницы с малышами, девочки постарше играли в кукол и дочки-матери, также популярна была подвижная игра в классики. Мальчики часто вдохновлялись героями того времени — в основном персонажами популярных кинофильмов. Почти всегда это были подвижные игры, и малые архитектурные игровые комплексы в воображении ребят превращались в различные вещи, соответствующие придуманному сюжету.
При этом специальные детские площадки с полноценными малыми архитектурными формами стали появляться лишь с 1960-х годов — до этого они были в основном деревянными, а создавали их как коммунальные службы, так и сами жильцы. Стала меняться и площадь двора — в 1920-1950-х годах в исторической застройке дворы были компактными, они имели четкие границы. В таком небольшом пространстве находились и дети, и взрослые, например, пенсионеры и мужчины, любящие сыграть в домино. Но появление микрорайонов изменило границы двора — их масштабы выросли, как и сама застройка", — Денис Ромодин, историк архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы, руководитель Музея "Садовое кольцо", филиала Музея Москвы.
"Когда мы говорим о советских дворах, важно понимать, какую значимую роль играло соседское сообщество. Дети могли исследовать большие территории — часто дружили домами, бывали в гостях у товарищей по играм. Все это время они находились под ненавязчивым присмотром взрослых. Но постепенно рос масштаб застройки, появлялось больше автомобилей, менялась логика соседского сообщества и функции придомовых территорий. Сегодня сложно представить, как маленький ребенок отправляется играть, например, на территории соседнего квартала", — Дарья Алексеенко.
Дворы сегодня
В 90-е и 00-е дворы пережили период упадка. Чтобы распределить зоны ответственности за благоустройство придомовых территорий, требовалось время. Да и внимание жильцов было сосредоточено на другом: в приоритете были доступность жилья, вопросы надежности и безопасности.

Дворовая площадка в 1990-е годы. Источник: "Москвич Mag"
Зато чуть позже, по мере решения этих вопросов, дворы и детские площадки ждал настоящий ренессанс.
Во-первых, изменились технологии производства оборудования, появились новые стандарты качества и безопасности. На современных качелях, например, невозможно сделать "солнышко". А игровые комплексы сконструированы с учетом возраста и физических возможностей ребенка. Это делает игру контролируемой: маленький ребенок просто не сможет добраться к тем элементам, или оказаться на той высоте, которые могут быть для него опасными.
Во-вторых, трансформировались и обогатились подходы к проектированию. Архитекторы разбираются в детском развитии, обладают вкусом и профессиональной "насмотренностью".
В кварталах ПИК, например, популярна концепция Playhub — так называют гибкие игровые пространства. Пример — playhub "Ферма", построенный в 2024 году. Это настоящая архитектура "детского" масштаба: в комплекс входит домик-мельница с веревочными элементами, оборудованием для игр с водой и песком. Игровая площадка, наполненная активностями, не дает ребенку заскучать и дарит разнообразный опыт.
Еще развивать дворы понимают достижения в области детской психологии и педагогики. В одном из исследований ООН, например, было установлено: чтобы лучше понять ребенка и установить доверительный контакт, взрослому нужно опуститься на уровень глаз ребенка. По такому же принципу способность взглянуть на пространство двора детскими глазами очень важна для архитектора.
В США однажды даже использовали детский рисунок в качестве стартового плана игровой площадки. Специалисты проработали детали — но в основе готового детского городка остался детский взгляд, который сделал его максимально интересным и удобным.
А еще развитие психологии поменяло отношение к цвету. Площадки "старого образца" были наполнены яркими элементами: сочетаниями красного, желтого, зеленого, синего. Считалось, что это привлекает и удерживает внимание детей. Но современные специалисты подчеркивают: сочетания ярких оттенков является сильным сенсорным стимулом и может утомлять. Сегодня в приоритете — использование одного доминантного акцентного цвета. А если в пространство двора все-таки добавляют сочетания, то выбирают более сложную, чем традиционный "светофор", но вместе с тем сбалансированную палитру цветов.
Современные дворы и общение
Вопрос, который волнует многих: осталось ли в современных дворах место для того, что мы больше всего ценим в собственных воспоминаниях о детстве? А именно — для дружбы, новых знакомств и игр вместе. Иногда родители сталкиваются с тем, что социализация ребенка смещается в онлайн: он проводит много времени с интернет-друзьями, и не так уж много — с соседями во дворе.
Действительно, взаимодействие людей в пространстве города устроено не так, как 20, 30 или 40 лет назад. Но задача помочь ребенку в игре устанавливать контакты и развивать навыки общения никуда не делась. И современным дворам есть что предложить. Научно доказано, например, что многофункциональные игровые пространства способствуют общению между детьми больше, чем типовые. Конечно, дети будут играть и знакомиться и в обычной песочницу или на карусели. Но такое общение носит скорее стихийный характер — вы не знаете, какую пользу ребенок из него извлечет. А вот если архитектор "спрятал" во дворе пару головоломок или разместил оборудование для необычных, требующих от детей фантазии и логики игр в команде, вы можете быть уверены: малыши не только познакомятся, но и получат полезные навыки.