Игра в условиях цейтнота. Золотые правила планирования времени

Полезность: 4,4 из 5 Интересность: 4,3 из 5 (17 оценок)

Одна из самых серьезных проблем молодой мамы заключается в том, что ей не хватает времени и сил практически ни на что, кроме новорожденного ребенка. Не случайно первые месяцы после родов вспоминаются как время, когда не то, что в зеркало на себя посмотреть - поесть некогда. А ведь даже если ухаживать за ребенком молодой маме помогают родственники, за хозяйкой остается покупка продуктов, приготовление еды, уборка и т.д. От огромного количества дел, которые угнетают своей ежедневной повторяемостью и вполне реальной невозможностью выполнения, возникает не только физическое, но и психологическое напряжение, что еще больше осложняет жизнь кормящей мамы и омрачает радостное ощущение материнства. В нашей новой рубрике мы предлагаем рационально посмотреть на вопрос ускользающего времени: где найти скрытые резервы, как понять, на чем можно сэкономить время и силы, которые сейчас так нужны маме?

Цейтнот - это обычное состояние молодой мамы, оставшейся наедине с новорожденным и всеми прежними домашними делами, от которых ее никто не освобождал. Таким образом, в сутках по-прежнему осталось 24 часа, но за это время нужно успеть сделать в два раза больше прежнего. Можно ли это реализовать? Можно, но при условии рационального распределения времени. Не случайно на сегодняшний день психологами созданы специальные тренинги, которые формируют у участников умение четко планировать свое время и добиваться поставленных целей - это так называемый тайм-менеджмент. Попробуем применить его достижения в жизни молодой мамы, сформулировав несколько основных правил и скорректировав их с учетом потребностей новорожденного.

Правило 1: составляйте план на следующий день. При этом фиксируйте в вашем плане результаты и цели, а не отвлеченные действия. Пишите, например, "протереть полы", а не "убрать квартиру", "получить информацию от врача по такому-то вопросу", а не "поговорить с врачом". Затем пронумеруйте намеченные дела в порядке важности. Уделите внимание тому, чтобы выделить приоритеты. Для этого начертите на листе бумаги две перпендикулярные линии так, чтобы они разделили лист на четыре квадрата. В первый занесите важные и срочные дела, во второй - важные, но несрочные, в третий - неважные, но срочные, в четвертый - неважные и несрочные. Когда приоритеты расставлены, определите, сколько времени должно отнять у вас каждое конкретное дело, после чего просуммируйте общее время, которое вы запланировали потратить. Если вы обнаружите, что зарезервировали более 60% своего времени, следует безжалостно сократить список. Продумайте, какие из запланированных дел можно перепоручить, а какие требуют сокращения отпущенного времени.

Правило 2: если объединить выполнение нескольких небольших по объему, но сходных по характеру работ в рабочие блоки, то экономия времени будет налицо. Например, в определенный отрезок времени сосредоточьтесь на кухонных делах: приготовлении еды, мытье посуды, уборке в кухне - это позволит вам не тратить время на то, чтобы бегать туда-сюда, а в одном месте быстро сделать все запланированное. Ведь тому, кто постоянно прерывает свою работу, для выполнения задания, нужно значительно больше времени, чем сосредоточившемуся исключительно на выполнении работы такого же объема. Перерывы требуют дополнительных затрат времени и усилий для очередного "разбега" и "погружения" в работу.

Правило 3: придерживайтесь принципа установления приоритетов при выполнении всех видов работ. Сходить в намеченное время с ребенком в детскую поликлинику на прием гораздо важнее, чем выгладить пеленки, поэтому от второго можно отказаться, не пытаясь доделать это среди ночи. Не забывайте, что стресс возникает не от того, что мы сделали, а от того, что мы не успели сделать: нас угнетает сознание того, что мы не успели закончить запланированную на день работу. Единственная возможность справиться с потоком дел - это четко и однозначно установить приоритеты, ориентируясь на достижение поставленных целей и выполнение действительно важных дел.



Правило 4: в полной мере используйте делегирование собственных полномочий. Ни один человек, а уж молодая мама в особенности, не должен делать все сам. Те задания, выполнение которых могли бы взять на себя другие, непременно должны выполнять именно они. Здесь возможны варианты: заранее обговоренная помощь родственников и знакомых и платные услуги. Принцип делегирования в том и в другом случае одинаков: четко и однозначно обговорите, что именно будут сделано другим человеком: мама, свекровь или помощница по хозяйству приходят не для того, чтобы "помочь по хозяйству", а чтобы сделать конкретное дело - вымыть окна, купить продукты, приготовить обед и т.п.

Правило 5: крупные задания выполняйте небольшими частями (тактика "нарезания салями"). Цели и задачи также следует делить на небольшие порции и выполнять их в течение достаточно длительного времени, каждый день отводя на эту работу примерно по два часа. По достижении первой промежуточной цели выявятся и определенные результаты, которые будут стимулировать выполнение оставшихся задач. Например, вряд ли молодой маме целесообразно планировать генеральную уборку на целый день. Это все равно недостижимо. Поэтому стоит разбить это на части: сегодня - вымыть окна, завтра - постирать занавески, послезавтра - разобрать шкаф или вымыть кафель в ванной и т.д. Поэтапно достигаемый результат отнимет меньше сил и нервов.

Правило 6: главные задачи выполняйте утром; это дает, кроме всего прочего, ощущение успеха на день. Кто не переживал такого: уже в середине дня все планы нарушаются из-за непредвиденных обстоятельств. Однако то, что уже сделано утром: прибранная во время сна малыша квартира, выстиранное белье, приготовленный обед - создает ощущение успеха на весь день; результат утренней работы никто уже не сможет у вас отнять или испортить.

Правило 7: учитывайте в рабочих планах колебания уровня работоспособности. Большинство из нас на себе ощущает, что производительность труда в течение дня меняется, она то достигает пика, то резко снижается. Происходит это независимо от того, является ли человек "жаворонком" или "совой". В любом случае следует планировать выполнение наиболее важных работ на периоды повышения работоспособности. В это время человек чувствует себя полным сил и успевает сделать значительно больше и с лучшим результатом, чем в период спада работоспособности, например, после обеда. Работы рутинного характера, не имеющие большого значения, следует выполнять в послеобеденное время. При планировании дел на день следует помнить, что самые важные дела выполняются в начале.

Правило 8: планируйте для себя отдых. Без него молодой маме трудно будет полноценно дожить до вечера, и накопившаяся усталость проявится стрессом или срывом всех планов. Например, во время прогулки с ребенком вполне можно почитать книжку, погулять по парку, пообщаться с другими мамочками и обсудить с ними насущные проблемы -кому что приятнее. Но у вас обязательно должен оставаться такой резервный запас личного времени, которое можно использовать по собственному усмотрению.

Правило 9: анализируйте полученные результаты. Сверьтесь с составленным на день планом и подумайте, где реальность с ним разошлась и почему. Возможно, вы не учли при планировании каких-то факторов, дали себя отвлечь кому-то ненужным разговорам и т.д. Проанализировав записи, вы наверняка обнаружите, что некоторые дела перетекают из одного плана в другой, так и оставаясь на бумаге. Попытайтесь понять, почему это происходит, не забывая при этом простое правило: если на какое-то дело у вас постоянно не хватает времени, скорее всего, оно для вас не так уж и важно, а значит, его можно и отложить до лучших времен - например, мытье люстры или перемывание всех фужеров в шкафу.

Правило 10: планируйте "на сон грядущий". Дело в том, что психологи советуют уделять внимание планированию именно вечером, незадолго до сна. Оказывается, в этом случае вам удастся задействовать свое подсознание. Во время сна вы неосознанно будете работать над тем, чтобы решить свои проблемы и добиться поставленных целей. Но чтобы подсознание заработало, необходима отправная точка. И эта точка - составленный вами список дел на завтрашний день. Известно, что решение даже самых сложных задач часто приходит к человеку именно во сне. Поэтому, составив вечером стратегический план, вы можете проснуться со свежими мыслями о том, как реализовать его наилучшим образом.

Успехов вам! И помните, что умение планировать свое время пригодится вам в любом деле, помогая добиться нужного результата.

Ольга Краевская
Статья из журнала "Беременность. От зачатия до родов" 3/2006 год
Беременность. От зачатия до родов
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
А надо ли? Особенности пластики в 60+
Делать ли пластические операции в зрелом возрасте?
Оставить комментарий к статье "Игра в условиях цейтнота. Золотые правила планирования времени"

Вы не авторизованы.

че-то я в жизни не понимаю... я с ребенком в первые его месяцы была без помощников (конечно, если не считать таковым работавшего мужа) - сидела целыми днями в конфе на 7е, диплом писала, времени было куча - ребенок же спит бОльшую часть суток... Ну, сходила с ним пару часов погуляла. Ну, поставила мясо в духовку. Ну, за полчаса, так и быть, раз в неделю, подмела квартиру. Где цейтнот-то? В общем, чувствую, жизнь прошла мимо меня...
2006-06-09, Кузьманя и киндер
Вам просто повезло - ребёнок всё время спал. А вот у меня вообще ребёнок не спал. а если спал, то урывками, по 15-30 минут, и укачивать его надо было подолгу...
2006-06-10, Екатеринаа
Особенно про планирование нравиться...Ты себе напланируешь всего,а у ребёнка в 2 недели от роду пузо болит и цельный день с рук не спустить!
2006-06-09, панночка
Мне больше нравится тактика FlyLady. Хотя с маленьким реёнком и это тяжело.
А по поводу конкретизации дел я согласна.
2006-06-09, Janefer
По моему статья больше подходит для пособия начинающих менеджеров, а не для молодых мам
2006-06-09, OlgaK
Вот с полуторагодовалым - это да, это цейтнот:))
2006-06-09, Маня&
по-моему, конфой ошиблись...
2006-06-09, Еленика
Поделитесь:

09.06.2006
Обновлено 19.09.2016
Статья дня
А надо ли? Особенности пластики в 60+
А надо ли? Особенности пластики в 60+
Делать ли пластические операции в зрелом возрасте?
Близкие по теме статьи
Управление временем: как 3 простых вопроса экономят 8 часов в неделю
Управление временем: как 3 простых вопроса экономят 8 часов в неделю
Как экономить время на работе и дома: делегирование, аутсорсинг. Фрилансеры, виртуальные и домашние помощники
Как научить ребенка планировать свое время?
Как научить ребенка планировать свое время?
Правила планирования времени для ребенка. Утренние сборы и домашнее задание: расписание из слов и картинок
Как научить ребенка определять время? Игры с часами
Как научить ребенка определять время? Игры с часами
Развитие чувства времени и самостоятельности у детей
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!