Комментарии специалиста
Сегодня многие мамы и папы стремятся помочь своему ребенку вырасти сильным, умным и здоровым. Они хотят больше узнать о том, как малыш развивается, как воспринимает мир. Поэтому мы решили обратиться с этими важными вопросами к специалисту - Елене Викторовне Зиборовой, медицинскому психологу ЦПРиН.*
Елена Викторовна, скажите, пожалуйста, почему для родителей так важны знания об особенностях детского развития.
Действительно, не только специалистам, работающим с детьми, но и родителям важно знать о специфике развития ребенка в различные периоды его жизни. Ведь для каждого этапа характерна определенная структура отношений, взаимодействий. И если этого не учитывать, могут возникнуть различные проблемные ситуации на разных уровнях общения. Научиться понимать потребности своего ребенка - вот главная задача родителей.
Существует несколько подходов к выделению периодов развития личности ребенка. Некоторые специалисты берут за основу какой-то один признак (например, выделяют несколько периодов развития речи), однако сегодня большинство специалистов опираются на разработки Д.Б.Эльконина, знаменитого отечественного психолога, создателя теории развития личности. Он выделяет следующие этапы личностного развития ребенка: младенчество (0 - 1 год), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младшее школьное детство (6-11 лет), младший подростковый (11 -13 лет) и старший подростковый возраст (15-16 лет). И каждый из этих этапов характеризуется целым комплексом существенных признаков.
Что же это за признаки?
Прежде всего, это определенные формы взаимодействия, возникновение новых психологических черт. Например, в период младенчества и в раннем детстве ребенок живет "через взрослого". А затем, приблизительно к году, при появлении прямохождения, ребенок "отделяется" от взрослого, т.е. из "Мы" выделяется и развивается "Я". Это означает, что возникает качественно новая форма взаимоотношений, предпосылка для появления речевого общения. Речь - это и есть то новое, что позволяет ребенку перейти на новый этап развития. А вскоре после того, как ребенок начинает пользоваться речью, появляется основное новообразование раннего детства - игра, то, что становится основой для интеллектуального, эмоционального, социального развития личности.
Наибольшее волнение вызывают у родителей кризисные периоды детского формирования. Например, кризис трех лет, когда ребенок становится очень самостоятельным, и вместе с этим начинает критически относиться к окружающим, может даже поругать, накричать на близких ему людей. Ничего страшного в этом нет. Просто родители должны понимать, что 3 года - это кризисный, переломный период, в который происходит личностное становление ребенка, желание ребенка занять определенную позицию в коллективе. Задача родителей - помочь ребенку сориентироваться в окружающем мире, объяснить, показать предназначение предметов, научить вести себя в той или иной ситуации. И сделать это нужно в самой понятной и естественной для детей форме - в игре. Именно через игру ребенок получает знания, умения и навыки, которые помогут ему ориентироваться в окружающем мире.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о значении игры для развития ребенка.
Начнем с того, что игра - это главный и очень серьезный вид деятельности для ребенка в период раннего и дошкольного детства. Это важнейший способ и средство взаимодействия ребенка с взрослыми. От того, сколько, как, во что и с кем ребенок играет в детстве, зависит, каким человеком он вырастет. То есть игровой период фактически определяет всю последующую жизнь ребенка.
Игры могут быть самыми разнообразными, но все они моделируют социальные отношения, формируют позицию ребенка в окружающем его мире. Игра помогает ребенку ориентироваться в элементарном анализе человеческих отношений. В игровой форме ребенок может моделировать ситуации, принимая на себя социальные роли - как ребенка, так и взрослого. Это позволяет малышу анализировать свое поведение, поведение сверстников, взрослых. Если этого не происходит, то зачастую ребенок информацию заменяет своей интуицией. Не зная, как себя вести в той или иной ситуации, малыш часто нервничает, плачет. В этом случае родителям надо постараться обыграть ситуацию, вызвавшую сильную эмоциональную реакцию, чтобы ребенок был готов к новым ситуациям, причем не только интеллектуально (о чем сегодня в первую очередь думают родители), но также эмоционально и социально. Чтобы он комфортно себя чувствовал в любой обстановке, умел общаться на разных уровнях.
А во что и когда нужно играть с ребенком, ведь игры могут быть самыми разными?
В различные возрастные периоды детям нравятся разные игры. В самом раннем детстве это восприятие окружения под контролем собственных чувств. Ребенок знакомится со всем, что его окружает. Поэтому главное при выборе игрушек в этот момент - чтобы они были разными. По форме, по составу, по другим признакам и качествам. Чем больше различий будет между ними, тем лучше. Часто родители заваливают детей огромным количеством игрушек, полагая, что так ему будет интереснее. Но в результате снижаются познавательные возможности ребенка. Он привыкает к этим игрушкам, они перестают вызывать у него интерес.
Нормально развивающийся ребенок после шести месяцев должен уметь вынимать предметы из коробочки. Отсутствие этого умения - сигнал родителям: нужно стимулировать развитие мелкой моторики, ведь вскоре понадобится выполнять все более сложные движения. В этот же период советую родителям понаблюдать, какая рука у ребенка ведущая. Может оказаться, что он левша, или ему одинаково удобно задействовать как левую, так и правую руку.
К году ребенка надо научить манипулировать предложенными предметами, вкладывать что-либо в прорезь, в паз, нанизывать колечки. К полутора годам малыш должен уметь выполнять инструкцию ("сядь на стул", "дай чашку", "возьми игрушку" и пр.), брать карандаши, пробовать рисовать, кормить куклу или кого-то. Увидев коробку с кубиками, ребенок уже должен открыть ее и достать оттуда кубик.
Трехлетнему ребенку интересно движение предмета, действие. Он будет с удовольствием играть с машинками, заводными игрушками. В дальнейшие периоды у детей появляется способность очеловечивать, одушевлять предметы, придумывать различные несуществующие, сказочные ситуации. Наступает время ролевых игр - "дочки-матери", "гости", "обед" и т.д.
Конечно, когда и во что начинать играть, зависит и от индивидуальных возможностей ребенка. Какие-то дети развиваются медленнее, а кто-то, напротив, намного опережает своих сверстников. Здесь важно, насколько хорошо родители знают своего малыша, его способности и возможности. А, следовательно - сколько времени они посвящают ребенку, как часто общаются с ним, играют.
Сегодня многие родители увлекаются развивающими играми. Насколько они полезны для ребенка, что именно они развивают?
Вы затронули очень актуальную на сегодня тему. В основном под понятием "развивающая игра" понимаются всевозможные конструкторы, головоломки, мозаики и пр. Конечно, эти игры полезны. Они занимают детей, помогают развивать мелкую моторику, память, конструктивные, творческие способности, учат выполнению заданий по инструкции, самостоятельности. Но не стоит забывать, что к развитию ребенка необходим комплексный подход. А родители часто не придают значения тому, что ребенок недостаточно двигается. А ведь именно движение определяет развитие крупной моторики, от него зависит и координация, и умение ориентироваться в пространстве, а также в собственном теле. Часто взрослые наблюдают такую картину: малыш никак не может надеть на себя свитер или штанишки правильно, а надевает задом наперед. Просто он еще плохо понимает разницу между "вперед" и "назад", "лево" и "право". Вот поэтому ребенок должен как можно больше двигаться в разных плоскостях: качаться, вертеться, бегать по ступенькам, прыгать или стоять на одной ножке, преодолевать препятствия, кататься на велосипеде (к 5-6 годам уже на двухколесном).
Безусловно, недостаток движения сказывается на обучении в школе. И координация, и ориентация, и мелкая моторика напрямую связаны с познавательной активностью и учебной деятельностью. Ведь моторный отдел головного мозга отвечает за развитие навыков письма, чтения, артикуляции. Бывает, ребенок прекрасно знает материал, но не успевает записывать, мысли опережают, появляются пропуски букв, искажения, и в результате все усилия сводятся на нет, появляются плохие оценки. А это значит, что снижается мотивация, чтобы выполнять эти задания в дальнейшем. Поэтому детям просто необходимы занятия на координацию движений.
По данным Госэпиднадзора, в связи со снижением двигательной активности количество условно здоровых детей снизилось с 45,4% до 33,4% только за последний год. Поэтому если есть любая возможность создать в квартире условия для повышения двигательной активности, то обязательно надо это сделать. Как специалист я очень рада, что появилась такая коллекция мебели и предметов интерьера, как ИКЕА/ПС Для детей. Каждый предмет из этой коллекции - это решение многих вопросов становления двигательной функции, развития координации, усиления пространственной ориентации в условиях замкнутого пространства. Кроме этого, эти предметы открывают широкое поле для взаимодействия, общения на игровом уровне - ведь дети могут играть с ними как самостоятельно, так и вместе с взрослыми, друзьями. И при этом все это не требует от родителей больших усилий и материальных вложений.
Игры помогают развивать многие способности, в том числе и творческие. Многие родители хотели бы, чтобы их малыш вырос яркой личностью. Как это сделать?
Доказано, что в первые пять лет жизни ребенок впитывает до 90% информации об окружающем мире, а затем только расширяет ту информацию, которую уже имеет. Поэтому только от родителей зависит, станет их малыш в будущем разностороннее развитой личностью или же многие двери так и останутся для него навсегда закрыты. Стимулировать творческие способности помогают игрушки. Только игрушки бывают разными. Есть одноцелевые, но есть и такие, которым всякий раз можно придумать новое применение. Именно эти игрушки открывают большое поле для фантазии, воображения, а значит, и творчества.
Надо отметить, что существуют так называемые сензитивные периоды - моменты, в которые наиболее интенсивно развиваются те или иные функции (например, речь должна активно развиваться к двум годам, к году должна появиться самостоятельная ходьба и т.д.). Точно также на определенных этапах могут открываться большие возможности для развития различных творческих способностей. Не стоит сосредоточиваться на чем-то одном - музыке, изобразительном искусстве или хореографии. Лучше пусть ребенок сам выберет, что ему интереснее. Задача родителей - вовремя заметить в малыше этот интерес, а затем создать все условия для развития его талантов.
*Центр патологии речи и нейрореабилитации