Дети значительно чувствительнее нас, взрослых, к восприятию цвета, света, звука, ритма, фактуры поверхностей предметов. Так как со многими явлениями жизни маленький человек сталкивается впервые, то его восприятие свежо, ярко и индивидуально. Именно эти качества детского восприятия востребованы и очень ценимы в художественном творчестве взрослых художников.
Логическое мышление пяти-шестилетнего ребенка еще находится в стадии созревания, и эмоции свободно могут вмешиваться в процессы познания, что позволяет ему соединять несоединимое, например предметы, различные во всех отношениях. Так, построение простейшего рисунка — домика у дошкольника происходит по геометрической схеме. Крыша — треугольник (или буква Л), основание — прямоугольник (или буква П), окошко — крестик (или буква Т). Но если вы сочините сказку об этом домике, наполнив ее эмоциональным содержанием (например, о вкусном "конфетном" дожде, который пролился с неба), то у вашего малыша на рисунке может появиться крыша-шоколадка или окна-леденцы. Если ребенок включится в вашу игру, то его настроение и форма домика будут меняться в соответствии с переживаемыми эмоциями.Поэтому, следуя детской логике, ежик — друг солнышка, потому что оба смеются и имеют иголки-лучики. Они могут меняться ролями и перевоплощаться. Таким способом в результате этой уникальной возрастной особенности дети способны создавать метафоры, яркие сюжеты, наделяющие неживые предметы свойствами живых существ, без которых искусство не может существовать.
Эмоции детей чрезвычайно выразительны. Детей легко и рассмешить, и расстроить, и напугать. Так заразительно смеяться, искренне расстраиваться, от всей души переживать за кого-то, сочувствовать могут только дети. Понятие прекрасного для ребенка прежде всего связано с эмоционально выразительным, тем, что вызывает у него живой отклик. У них в почете шумные игры, театральные сценки, сказочные ситуации. Даже в пределах одного занятия настроение ребенка способно неоднократно меняться.
"Дитя не размышляет над тем, что ему нравится, а просто им любуется — он непосредственно уходит в свое любование, и всякие комментарии взрослых больше мешают, чем помогают ребенку".
В. В. Зеньковский
Память. Изобразительная память малыша не отличается ясностью воспоминаний, короток срок ее действия, ребенок плохо запоминает детали. В основе запоминания у него лежат ассоциативные связи, возникающие как воспоминания ярких ощущений и эмоциональных переживаний. Приведу пример. Выполняя мое задание нарисовать овощи и фрукты по памяти, шестилетний мальчик Сережа изобразил группу овощей овальной формы. На вопрос: "Что конкретно изображено?" — он ответил: "Малосольные огурчики". При этом он так аппетитно облизнулся, дополнив рисунок рассказом о том, как летом вместе с бабушкой их приготавливал. Из этого примера следует вывод: ребенок не запомнил форму предмета, но вот ощущения, с ней связанные, всплыли явственно и реально.
При слабо развитой изобразительной памяти детей дошкольного возраста сложно обучать их основам реалистического рисования и живописи. Однако подобный недостаток оборачивается преимуществом для творческого развития ребенка. Поскольку малыш не обременен предыдущим опытом, он способен создавать оригинальные творческие решения, которым иногда может позавидовать профессиональный художник.
Представления (время, движение, пространство). Целостного представления о времени у детей не существует. Время для них — это сложение нескольких, не всегда устойчивых фаз жизни. Поэтому сюжетная составляющая детского изобразительного творчества примитивна. Например: "Я проснулась и надела чулочки — это утро. Я пошла гулять и встретила подругу — это день и время обеда. Вечером папа пришел с работы, мы играли и смотрели телевизор. Пришла ночь — я легла спать". Подобные временные представления обедняют детское (литературное) творчество. Именно поэтому детям трудно пересказывать, соблюдая логическую последовательность сюжета — они перескакивают с одного образа на другой, с одного события на другое, не чувствуя нелогичности своего рассказа. Но малыши очень хорошо ощущают мгновения жизни, моменты, когда падает снег, дует ветер, распускаются цветы... В ощущении этой сиюминутности — основы творческой философии такого направления в искусстве, как импрессионизм.
Представления об образе движения занимают лидирующую позицию в психологии ребенка, поэтому многое в их изобразительном искусстве выглядит непохожим на реальные образы, так как в обустройстве изображаемых форм отсутствуют внешние границы, мешающие, в понимании автора, передаче образа движения. Так, например, мальчик, рисуя пушку или стреляющего из автомата солдата, не столько заботится о сохранении внешнего сходства персонажей, сколько о движении вылетающего из орудия снаряда. Глядя на такой рисунок, мы видим обозначение графическими средствами траекторий движения снарядов, бомб и пуль.
Пространственные представления о том мире, в котором передвигается человек, для ребенка имеют суженные рамки восприятия и уплощенное понимание таких пространственных качеств, как объем, глубина, ракурс, перспектива. Вы, наверно, замечали, что все персонажи, предметы, как правило, нарисованы "лицом". Это также возрастная особенность: дети еще не могут "повернуть" предмет на плоскости. Пространство картин дошкольников подобно древнеегипетским росписям: оно уплощено как рельеф, изображение развивается двухмерно — по высоте и ширине. Никогда один предмет не загораживает другой, отсутствует понимание планов в картине (ближний, средний, дальний), фигуры лишены резких поворотов в движении и сложных поз. С детьми этого возраста очень хорошо заниматься декоративным рисованием и живописью, а также аппликацией, потому что они хорошо чувствуют плоскость листа и ее выразительные возможности.
Развитие пространственных представлений в этом возрасте связано в развитием воображения ребенка. Уже сейчас родителям следует давать начальные знания о плоскости и объеме, пространственных планах и перспективе.
Воображение. Художественное воображение ребенка пяти-шести лет обладает безграничной верой в происходящее. Неспособные объяснить устройство окружающего мира, дети начинают его придумывать, создавая иногда оригинальные художественные фантазии. Любая сказка поражает детское воображение до глубины души. По мнению некоторых исследователей, детское воображение не беднее, чем у художников, однако фантазии ребенка отличаются своей наивностью и парадоксальностью. Многие образы возникают в результате внезапной догадки, минуя логические связи, интуитивно, что очень полезно для творческого развития маленького человека и художника. Воображение детей этого возраста надо интенсивно развивать, так как в нем сокрыт мощный генератор творческих идей. Какую бы, даже очень конкретную, задачу ваше чадо не решало, всегда оставляйте в ней место для сказки или догадки для развития интуиции.